/ Москва

Перестройка. Что делать, когда нет денег на архитектуру

Вторая архитектурная биеннале и 15-я выставка «АРХ Москва» в ЦДХ

Фото: Леонид Леонтьев
Фото: Леонид Леонтьев
+T -
Поделиться:

В этом году Международная выставка архитектуры и дизайна «АРХ Москва» проходит в рамках архитектурной биеннале. Такой формат установился, когда Василий Бычков придумал саму биеннале два года назад. По четным годам эти выставки объединены.

Тема дня обозначена как «Перестройка». Как отмечает в своем манифесте куратор биеннале Барт Голдхорн, средств для строительства новых городов в разгар мирового кризиса нет. Поэтому более актуальными для архитекторов на ближайшие годы и даже десятилетия становятся задачи менее затратные и радикальные — перестройка домов и оптимизация инфраструктуры, «не освоение новых пространств, а развитие уже существующих городских комплексов».

В биеннале принимают участие многие члены клуба «Сноб». Марат Гельман представил раздел «Пермь» (в нем есть и макет театра оперы и балета по проекту Сергея Скуратова). Сергей Чобан показал несколько уже возведенных по его проектам зданий — перестроенных под новые нужды фабрик. Кроме того, он принял участие в конкурсе «АрхиWood», который в этом году проходит в рамках биеннале (его результаты будут объявлены 29 мая). В жюри конкурса вошел и Григорий Ревзин. Борис Уборевич-Боровский вместе с Московским архитектурным обществом сделали для выставки инсталляцию на тему «уплотнения». Евгений Асс представил дипломную работу своих студентов из МАРХИ — это план переустройства города Крапивны в Тульской области. А Юрий Аввакумов принял участие в франко-российском проекте «Будущее мегаполиса», показав, как он видит Москву через полвека.

Члены клуба рассказали о своих проектах и поделились впечатлениями о выставке.

Комментировать Всего 13 комментариев

В этом году биеннале проходит при полном отсутствии денег. В прошлый раз нашим спонсором была MIRAXGroup, сейчас они по понятным причинам не смогли спонсировать биеннале. Денег нет и у многих других девелоперов, строителей и архитекторов. И пока у них такое плохое положение, наши исторические города, измученные, изнасилованные, изуродованные до неузнаваемости этими девелоперами и этими архитекторами, получили передышку. Из-за отсутствия денег, cлава богу, эти девелоперы и эти архитекторы перестали строить. К сожалению, на короткий период. И сейчас самое время вместе поразмышлять об архитектурной и градостроительной практике последних лет.

Эту реплику поддерживают: Илья Шершнев, Любовь Шакс

В плане реконструкции Перми, который мы представили, есть два основных момента. Во-первых, Пермь — это один из крупнейших городов России, он растянулся на 70 километров в длину, но при этом он довольно «пустой». Город остро нуждается в перепланировке и уплотнении. И эта задача решена на высочайшем уровне, с привлечением голландских специалистов: готов новый генплан города, который мы и представили на выставке. Обычно генплан реализуется на 5% в год, то есть через 20 лет Пермь станет такой, как она выглядит сейчас на этих макетах.

Второй важный момент, получивший отражение в этой экспозиции, — это международные конкурсы, в результате которых были отобраны проекты реконструкции Пермского речного вокзала под Музей современного искусства и реконструкции Театра оперы и балета имени Чайковского.

В конкурсах приняли участие мировые звезды архитектуры. Поэтому особенно приятно, что один из них выиграл наш Юра Григорян. На выставке представлены лучшие работы конкурса.

В России лучшие архитекторы обычно строят всякие небольшие частные штучки. А большие государственные заказы попадают в руки всяких совковых архитекторов. А у нас в Перми ситуация другая: большие государственные здания строят хорошие архитекторы.

Эту реплику поддерживают: Илья Шершнев

Мне больше всего понравился проект Евгения Асса, который он подготовил со своими студентами из МАРХИ.

Проект «Крапивна: воскресение» — это действительно одна из самых интересных работ биеннале. Крапивна — небольшой тульский город, который практически не изменился с конца XIX века, только обеднел и обветшал. По прогнозам, треть малых городов России скоро исчезнут. Евгений Асс и его студенты предложили свою модель спасения таких городов на примере переустройства Крапивны. Они исследовали город со всех сторон — социальной, экономической и архитектурной, поговорили о его проблемах с жителями и представителями местной администрации. Вспомнили и историю города (в Крапивне часто бывал Лев Толстой, а крепкие напитки местного производства, как оказалось, подавали к царскому столу).

В результате было предложено развивать город по двум направлениям: привлекать туристов и возрождать производство. Студенты создали проекты гостиницы, пансионата, Толстовского дома (с библиотекой, издательством и типографией), приюта для престарелых, фестивального дома, туристического центра, школы, больницы, жилых домов и винокуренного завода.

«Перестройка» — очень важная тема, но в целом от биеннале остается ощущение кризиса. Насколько я знаю, бюджет нынешней выставки в 10 раз меньше предыдущего. Очень много коммерческих фирм, продающих разные строительные материалы. Все это, конечно, важно, но к искусству имеет очень опосредованное отношение, зрителю тяжело искать экспозицию среди коммерческих киосков.

Тем не менее здесь можно найти хорошие и интересные вещи. Замечательно представлены пермские проекты и сам генплан города. Но чтобы в это как следует вникнуть, нужно иметь терпение. Из вещей, которые хороши и своими художественными качествами, я бы выделил макет Саши Цимайло и макет бюро «Остоженка», связанный с парцелляцией екатерининских городов. Ну и конечно, нельзя пройти мимо работы группы студентов Асса с городом Крапивной (тоже екатерининский город). Эти работы вполне реабилитируют недостаток средств, на них стоит обратить внимание.

Еще один интересный проект — LeGrandPari(s): 10 французских архитекторов сделали очень серьезное исследование на тему будущего — Париж через 30-40 лет. В пику им 10 русских архитекторов попросили нарисовать картинки и предложить свое видение Москвы через 40 лет. А я сделал карту звездного неба над Москвой 27 мая 2050 года — это единственное, что точно останется неизменным.

Сергей Чобан показал, в соответствии с темой выставки, как можно придать старым зданиям новую жизнь, на примере своих питерских проектов: «Дома Бенуа» — офисного центра в перестроенном здании завода «Россия» и бизнес-центра «Лангензипен», созданного из старой фабрики. А также торгового центра «Мегаторг» — реконструированного здания закрытого тракторного завода во Владимире.

клевая хреновина вертящаяся получилась, отличная идея, еще бы моторчики для каждой оси фигуры приделать, чтобы они сами крутились хаотически

Лейтмотив биеналле - "Бедность и Аскеза":-))

Хоть в Москву перебирайся. Круто.

фантастика - я и не думала, что идея, которую  я произнесла просто так, в частном разговоре месяц назад на самом деле овеществиться....

Мы вручили премию АРХИWOOD за лучшую деревянную архитектуру

И премия, и выставка у входа в ЦДХ получились очень интересные. Благодаря совершенно спонсорской истории, созданной для рекламы продукта, вдруг вылез наружу огромный пласт неизвестной ранее архитектуры, которая прячется за заборами частных участков.

Незаметно в России возникла отдельная культура деревянной архитектуры, очень понтовая, совершенно частная (чего у нас нет в деревянной архитектуре, так это выступлений государства), очень европеизированная, но с русским имиджем. Эти деревянные дома, собранные на выставке перед ЦДХ, вдруг создают образ европейской России. Работы показывают очень мастерские решения в самом модном сейчас направлении Ecotech.

Эффект от этого конкурса такой же, как если бы вдруг вы обнаружили, что еще есть целый пласт литературы, в котором масса неизвестных поэтов высочайшего уровня.

Организатор премии Коля Малинин проделал совершенно гигантскую работу, нашел и пригласил огромное количество первоклассных участников.

Конечно, премия за деревянную архитектуру — это все-таки камерная история. Но вот у нас на портале «Сноб» очень разные люди, и объединяются они, только когда речь заходит о политике. А самое интересное — это частная жизнь, это как раз про нее.

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов

Отличные решения! Очень понравились и дом на Волге, и веранда летней кухни.

Я построил свой деревянный дом в Подмосковье пять лет назад и все пять лет живу в нем, даже если задерживаюсь в Москве до поздна, все равно стараюсь не ночевать в квартире, а добраться до дома.

Не являясь архитектором сосредоточился на ландшафте)