На расстоянии нескольких метров друг от друга стояли стенды сразу двух — видимо, конкурирующих — сообществ любителей хищных растений. Председатель одного показывал грядку венериных башмачков и с гордостью отца отличника рассказывал всем, сколько мух его питомцы сожрали сегодня.

Другой оказался завозчиком экзотических растений с островов Юго-Восточной Азии. Из его слов стало понятно, что башмачки — это прошлый век. Последняя страсть цветоводов — представители редкого семейства непентовых, недавно обнаруженного в горах Филиппин. Nepenthes attenboroughii назван в честь знаменитого натуралиста-телеведущего Дэвида Аттенборо.

В яркий буро-зеленый кувшинчик-ловушку растения размером с хорошую пивную кружку без труда поместится взрослая крыса, на переваривание которой уходит где-то три недели. Очень привередливое растение, не для начинающих.

Ботаник Роберт Кэнтли объяснил, на кого рассчитаны эти милые триффиды: Примерно те же самые люди, которые разводят ядовитых пауков, интересуются и хищными растениями. У них часто еще можно встретить рептилий в качестве домашних питомцев. Растения-хищники интересны по двум причинам. Во-первых, у них весьма оригинальный способ ловли добычи, и один из кувшинчиков на моем стенде способен съесть крысу».

Вообще Челси-шоу — довольно бонтонное мероприятие. Монаршее семейство благосклонно обозревает сорта роз, георгинов и пионов, выведенные в честь Ее Величества специально к фестивалю. По дорожкам прогуливаются Хелен Мирен, сыгравшая обеих английских Елизавет, Ринго Старр, Стивен Хоукинг на своей высокотехнологичной коляске.

Оригиналы у жюри не в почете — и конфликты доходят порой до монтипайтоновского абсурда. В прошлом году, например, дисквалифицировали заслуженную участницу, многократную медалистку разнообразных цветочных фестивалей, за то, что она тайком пронесла и поставила на свой стенд садового гнома. Они, по уставу Королевского общества растениеводства, запрещены (за что общество обвиняют в элитизме: гипсовые бородачи очень популярны у рабочего класса), и вокруг них разворачивалась нешуточная интрига — снимут запрет или нет. Не сняли.

Энди Стерджен, победитель в номинации ландшафтного дизайна, говорит, что в этом году из-за кризиса мало экспериментов — ландшафтные дизайнеры ориентируются на покупателя, а не зрителя. О том, кем могут быть эти покупатели, намекали родные березки и осины, воткнутые чуть ли не в каждый стенд.