Стою в очереди в супермаркете. Часов 10-11 вечера. Что-то мы отмечали и направлялись в гости к товарищу. Отмечали и отправлялись спонтанно — поэтому не подготовились и зашли в ближайший магазин за всем необходимым. Кроме того, мы были не очень трезвы — и необходимым в тот момент нам казались водка и закуска.

Так вот. Стою в очереди и замечаю, что за мной из соседней очереди очень пристально наблюдает человек лет, наверное, 35. Смотрит и смотрит. А главное, в руках у него отличная авоська. Я не выдерживаю и здороваюсь. Человек говорит: «А я вас читаю!», и расплывается в улыбке. Выясняется, что читает он меня тут — в блоге «Еда и алкоголь» — и очень ценит мою увлеченность всей фермерской, органической историей. Говорит, что тоже считает очень важным знать, откуда продукт, кто именно его и как вырастил и так далее. В общем, выясняется, что мы с ним вроде как борцы одного фронта. И это замечательно. Мне, конечно, очень приятно. Еще бы — быть первым в стране человеком, которого узнают в магазинах из-за того, что он пропагандирует фермерские продукты. Тем более что сознание этого первого в стране человека в описываемый момент не очень трезвое. От этого еще приятнее.

И тут я вижу, как лицо растрогавшего меня соседа по очереди меняется. Он замечает у кассы мои покупки — колбасу, паштет, что-то еще, — и на лице его появляется неподдельное изумление. Что уж тут говорить, все, чем мы собирались закусывать в тот вечер, далеко не фермерское, а обычное фабричное.

Честно скажу, мне стало стыдно. Нетрезвое сознание не спасло. Я покраснел и пролепетал что-то по поводу того, что «это все непредвиденные обстоятельства заставили меня купить колбасу». Меня спасло только то, что подошла моя очередь.

Мы еще потом довольно долго говорили с человеком с авоськой, и все было вроде бы хорошо. Но прежней радости я уже не испытывал. Чувствовал себя эдаким поверженным гуру из кинематографа.

Эта история заставила меня прояснить собственную позицию, и я хочу сказать, что меня пугает любой фанатизм — в том числе экофанатизм, или «органик»-фанатизм. Стремление к здоровой еде и ответственному потреблению не должно становиться самоцелью. Это всего лишь средство достигнуть лучшего (и в сфере физиологической, и/или в сфере морально-нравственной), а лучшее и фанатичное — вещи несовместимые. 

Человек с авоськой, если вы меня читаете сейчас — не обижайтесь! Я за вас зацепился просто для объяснения наболевшего. А авоська у вас, правда, отличная.

P.S. Вообще мне в фермерской, или в так называемой органической еде гораздо важнее ее социальная составляющая, а вовсе не то, что это более здоровая пища (хотя и это приятно). То есть сам факт, что я знаю того, кому идут мои деньги, того, кто вырастил мою еду, и то, что этот кто-то делал все это с любовью, для меня очень важен. А насколько этот кто-то соблюдал «биотехнологии» — это уже от лукавого. Как только начинаются многочисленные разговоры о «био» — начинается маркетинг.