В Санкт-Петербурге посетителям детской Таврической ассамблеи подарили брошюры с молитвой за Дмитрия Медведева и Владимира Путина. «Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Своим Димитрию и Владимиру изъяти их от врагов видимых и невидимых...» и т. д. Представители РПЦ уже заявили, что не имеют отношения к этой инициативе православных воспитателей (ассамблея была организована Межпарламентской ассамблеей СНГ, Клубом друзей Таврического дворца, капеллой «Таврическая», продюсерским центром «Арт-ассамблеи» и фондом поддержки культурных инициатив «Традиция»). Комментаторы уже соревнуются в изящной словесности: «Надо молиться за Дмитрия, Владимира и Великую Вертикаль. Должна быть троица».

Эта странная инициатива, как оно часто и бывает, исходила снизу. И, скорее всего, останется анекдотической историей о том, как очередные активисты перестарались с патриотизмом и «духовностью». Зато мы получили повод задуматься, с каким образом главы государства сталкиваются наши дети.

В американских газетах и блогах то и дело появляются новости о том, как младшие школьники рисуют «живой» портрет Барака Обамы на школьном стадионе или как ученики поэтической школы сочиняют стихи для президента. Елка Гессен отучилась первый класс в Америке, после чего переехала в Москву. Она рассказала, что в американской школе им показывали фильм про выборы, на уроке рисования предложили изобразить Барака Обаму и Джона Маккейна, публиковали фотографии кандидатов в школьном журнале, на уроке учительница рассказывала, как происходят выборы, а уже после выборов весь класс фотографировался рядом с картонной моделью Обамы. В московской школе, говорит Елка, ничего про президента не рассказывают, и портретов его она нигде не видела. Разница, заключает она, в том, что американские дети сами интересуются политикой, а в России — не интересуются совсем.

Ольга Балаклеец делится впечатлениями о британских школах: «Молитва за королеву — это святое. Королева присутствует во всех школьных молитвах во время важных церемоний. Это история, традиции, символ Соединенного Королевства, так что к этому в школах отношение совершенно однозначное. Что касается политики, то, насколько мне известно, в старших классах существуют какие-то образовательтные предметы на эту тему. Но здесь все, что связано с политикой, происходит очень осторожно и демократично. Преподаватели не могут ни в коем случае оказывать давление на учеников даже в сторону правящей партии.

Дарья Разумихина считает, что молитва — дело личное, а не общественное, а вот политинформация детям действительно необходима: «В английских школах, где сейчас учатся мои дети, день начинается с молебна. Моя дочь нерелигиозна, и они с подругой сидят в сторонке, думают о своем. Я категорически против религии в школе. Но думаю, что детей нужно информировать о том, в каком государстве они живут. У нас в советских школах была политинформация. Мы ее ненавидели, но зато были в курсе, что и где происходит. Если бы меня попросили организовать систему образования в какой-нибудь стране, это была бы обязанность учителей истории — кратко донести до учеников перед началом урока, что происходит в стране и в мире. И надо еще иметь в виду, что здесь другая система образования: детям дают факты и заставляют думать, а не просто забивают их головы информацией, чтобы потом потребовать знания».