Александр Роднянский: «Кинотавр» остается площадкой мира
Крайне полемичным оказался уже сам круглый стол «Кинотавра», который провел Олег Иванов, генеральный директор компании Movie Research, которая занимается исследованием кинорынка в России. Темой обсуждения оказалось недавнее создание Фонда поддержки отечественной кинематографии. С таким решением согласны далеко не все, полемика по этому поводу не угасает и на сайте проекта «Сноб».
Один из модераторов сочинских дискуссий Даниил Дондурей так описал происходящее: «Я никогда не видел в этом зале такого количества кинокритиков, кинематографистов, продюсеров, рыночников. Человек 300 пришли послушать это исследование. Иванов получил настоящую отповедь. Было ясно, что он не понимает, что является авторским кино, а что не является, чем отличается фестивальное кино от нефестивального, как нужно заниматься исследованиями, как нужно финансировать это кино. А ведь именно на основе исследований Movie Research отбирались восемь компаний, которые получили деньги от государства.
Зал над ним смеялся, и заказчик этого исследования, Сергей Александрович Толстиков, генеральный директор нового фонда, тоже был вынужден выступать. Он получил много критических аргументов, к которым был не готов. Ему сказали: “Вам поручили делать коммерческое кино — ну и делайте! У нас в авторском есть свои ресурсы, люди, проблемы. Не портите еще и его”.
Было важно показать, что принципы, на основании которых происходят эти политические решения, условны, и все можно назвать колоссальным индивидуальным лоббированием. Никакой науки, объективных данных, анализа за этим не стоит. Многие кинематографисты впервые услышали Толстикова, стало понятно, что он совсем вне контекста. Он в ярости уехал в Москву».
А вот как участники фестиваля оценили его конкурсную программу. Сэм Клебанов считает отсутствие в Сочи фильмов-лидеров продолжением уже устоявшегося нового тренда: «В прошлом было несколько очень серьезных лидеров, там была интрига, выбор между фильмом “Бубен, барабан” и “Волчком”, двумя по-своему очень сильными картинами. Этот год не вывел пока явного лидера. Так было и в Каннах. Может, это связано с кризисом, год такой. Мои фавориты пока — Александр Лунгин и Сергей Осипьян с фильмом “Явление природы” и тоже небольшая, очень явно малобюджетная, но при этом очень напряженная, очень компактная, очень плотная картина “Жить” режиссера Юрия Быкова».
Даниил Дондурей считает, что показателен уже выбор отборочного комитета фестиваля.
«С одной стороны, есть такие известные люди, как Светлана Проскурина и Сергей Дебижев. Но из 14 картин восемь фильмов — дебюты, причем это лучшие фильмы. Это очень важная характеристика “Кинотавра” как селекционера новых талантов, новых идей, новых проектов, имен, сценариев, нового контента», — отметил Дондурей.
А Алексей Карахан на рассуждения об общих материях не отвлекается. В этом году он приехал в Сочи как сопродюсер «Явления природы».
«Я не смотрю по сторонам и специально не посмотрел ни одного фильма, кроме нашего. Чтобы не отвлекаться от страсти и воли к победе», — сказал Карахан. А через 40 минут таки ушел на конкурсную ленту «Человек у окна».
Подводя итоги завершающегося кинофорума, его новый единоличный владелец Александр Роднянский рассказал, что старается сохранить в фестивале главное: «Я делаю ровно то же самое, что и раньше. Очень сильная команда. Людей стало намного больше, притом сильно шире стал социальный контингент. Если раньше приезжали только кинематографисты-профессионалы, то сейчас приезжают люди из смежных областей, или вовсе не связанных с кинематографом. Гостиницы “Жемчужина” уже не хватает. Кино смотрят хорошо, спорят бурно. Что еще нужно? Кино собирает вокруг себя много талантливых людей из совершенно разных областей: художников, писателей, сценаристов, артистов, людей театра. Складывается некая почва, на которой могут расти плоды. Для этого и создан фестиваль. Я им очень доволен. Мне кажется, что он очень удачный. И по градусу происходящего, от конкурса до пресс-конференций и круглых столов, вечеринок. Везде живо, много людей. Самое главное — приехали все, кто имеет отношение к российскому кинематографу, даже представители враждующих лагерей. От Михалкова до его оппозиции в Союзе кинематографистов, от Говорухина до самых радикальных молодых авторов. Критики, вышедшие из Союза, и оставшиеся там принципиально. Я очень рад, что “Кинотавр” остается той самой площадкой мира, а не каким-то из кинематографических политических лагерей».