Взрослеющие раньше своих родителей
Мальчики все чаще прогуливают школу из-за того, что у них ломается голос. Девочки все чаще симулируют болезни, только бы не переодеваться на физкультуре: у них вырастает грудь, и они не хотят становиться объектом насмешек. Речь идет о детях, которые переживают преждевременный пубертат: девочки до 10 лет и мальчики до 12. Таких случаев становится все больше: по подсчетам ученых, возраст первой менструации (менархе) у девочек и ломки голоса у мальчиков неуклонно снижается вот уже 150 лет.
В XIX веке нормой наступления пубертата было 15 лет для девочек и 17 — для мальчиков. В 1960-е годы считали, что норма — это, соответственно, 12 и 14 лет. Исследование датских ученых, проведенное в 2006 году, показало, что возраст полового созревания продолжает снижаться: сейчас грудь у девочек начинает расти в среднем на год раньше, чем в 1991 году. В Европе возраст первой менструации снижается в среднем на три года за столетие (пубертат у девочек имеет гораздо более строгое начало, чем у мальчиков, поэтому проще рассчитывать эти процессы по девочкам). По России есть и более радикальные данные: средний возраст первой менструации у москвичек за последние 35 лет снизился с 15,1 до 13 лет.
Процесс изучается уже около 20 лет, и за это время не появилось ни одной новой версии о его причинах — их по-прежнему три.
Прежде всего, ученые говорят о химикатах в окружающей среде: сюда попадают гормональные препараты, а также бисфенол А, найденный в оловянных банках и даже в бутылочках для детского питания. Его собираются исследовать ученые из лаборатории изучения развития и репродукции в Копенгагене.
Вторая версия связывает ранний пубертат с семейными стрессами: рост разводов и безотцовщины приводит к тому, что девочки взрослеют раньше, чтобы обеспечить виду размножение. Эта точка зрения основана на теории Дарвина, и ее сторонники предполагают, что время пубертата не фиксировано биологически, а зависит от внешних обстоятельств.
Третья версия — «мясная диета». Эта версия разрабатывается в последнее время особенно активно. Недавнее исследование университетов Брайтона и Бристоля показало, что большое количество мяса в рационе прямо влияет на раннее половое созревание. Пубертат в 12,5 лет переживают 49% девочек, которые едят мясо 12 раз в неделю, и только 35% девочек, в чьем рационе мясо присутствует не более четырех раз в неделю.
Возрастающее количество калорийной еды и отсутствие физической активности ведут к ожирению, которое, в свою очередь, провоцирует ранний пубертат. Современные дети едят на треть больше, чем их сверстники 70 лет назад. А у афроамериканцев, пишут американские ученые, ожирение поощряется еще и культурной традицией.
Российские исследования XIX века показали, что разница между наступлением менархе у крестьянок и горожанок составляла более двух лет. А у некоторых северных народов менструация происходила три-четыре раза в год или вообще только летом. Значит, чем более цивилизованный образ жизни ведет человек (речь идет, например, о качестве еды и медицины), тем раньше у него наступает пубертат. И наоборот, в семьях с небольшим доходом и низким социальным статусом дети переживают половое созревание гораздо позже.
Преждевременный пубертат определяется как половое созревание, которое наступает раньше, чем у большинства детей. Но если тенденция продолжится, то когда-нибудь он перестанет быть «преждевременным» и превратится в обычный. Никто больше не будет дразнить за ломающийся голос или внезапно выросшую грудь. Но последствия могут превысить все ожидания. По худшему сценарию, массовый ранний пубертат приведет к росту подростковых беременностей, сексуального насилия (взрослые уже не смогут на глаз определять истинный возраст ребенка), психических болезней (ранний пубертат — большое испытание для детей), заболеваний сердца и рака груди (из-за более длительного влияния эстрогена на организм).
Пока ученые выясняют причины снижения возраста пубертата, чтобы устранить их, родители готовят себя к новой ситуации: не так-то просто рассказывать о пубертате, сексе и опасностях, которые поджидают половозрелых детей, не в 10-11 лет, как это принято сегодня, а в 7-8 лет.