«Россия добивается взаимности у потерянных ученых» — с таким заголовком Nature опубликовал интервью с министром образования России. Интервью у Фурсенко взял Константин Северинов, профессор университета Ратгерса в Нью-Джерси, крупный молекулярный биолог-эмигрант, который после работы на Западе в 2005-м вернулся в Россию.

Фурсенко рассказал, что в 1990-е из России уехали 35 тысяч ученых, еще столько же числятся в своих НИИ, но на самом деле работают за границей. Всего Россия потратит на этот этап реформы науки 2,8 миллиарда долларов (то есть 90 миллиардов рублей). Деньги в первую очередь пойдут на то, чтобы вернуть ученых из-за границы. И еще на то, чтобы приглашать западных знаменитостей поработать здесь.

Министр объяснил, как новое вливание денег поможет сломать традицию «закрепления» профессоров за университетами. 12 из 90 государственных миллиардов поделят на гранты, каждый размером до 150 миллионов рублей, а потом проведут на них конкурсы. Бороться за миллионы смогут и западные, и российские ученые. Первым придется обосноваться в России (Фурсенко обещает, что, в отличие от случая того же Северинова, им не предъявят требование заново защищать диссертации) и создать научный коллектив из местных аспирантов и кандидатов. От вторых потребуют, чтобы те, получив деньги, в обязательном порядке сменили университет и тоже набрали себе на новом месте исследовательскую группу. Фактически это выглядит как освоение целины: если ученый уже работает в МГУ, ехать ему придется в какой-нибудь провинциальный университет и там с нуля разворачивать научную деятельность.

[heroes]