Андрей Наврозов: Антропология тупости
«Весь вопрос состоит в том, против кого это постановление будет направлено. Если против русских патриотов, то, конечно, всем нам будет горько. Многих тогда оно заставит замолчать. Если же постановление будет направлено против наших врагов, которые позволяют себе антирусские высказывания, то почему бы и нет». Я не выдумал эту цитату в порыве неожиданно овладевшей мной юдофилии. Эти слова были действительно сказаны, и сказаны православным священником в ответ на недавнее решение пленума Верховного суда об уголовной ответственности интернет-сайтов за комментарии читателей.
Правда, иерей Алексий Володин не только священник, но еще и «духовник Санкт-Петербургского православного центра молодежи», «руководитель Всероссийского православного центра занятости» и так далее. Но ведь не растлитель же он малолетних! Не теистический сатанист же, в конце концов! Не майор ФСБ!
У австралийских аборигенов племен гугу-йимиджир отсутствуют так называемые эгоцентрические координаты. В их языке нет таких слов, как «правый», «левый», «передний», «задний», а в их сознании отсутствуют соответствующие этим словам понятия, так что им не имеет смысла рассказывать, например, что у капитана Хука нет правой руки, предварительно не объяснив, смоляной ли бородой или аристократическим профилем этот выпускник Итона из сказки Дж. М. Барри стоит к восходящему солнцу. Съеденная крокодилом рука пирата фактически перестает быть правой или левой, и в зависимости от того, куда он повернется, становится, например, юго-западной.
И вот оказывается, что и среди нас, европейцев, существуют племена, в языке которых полностью отсутствуют гражданские координаты. Сознание людей, принадлежащих к этим племенам, начисто лишено таких понятий, как, например, «свободомыслие» или «толерантность». Понять изречение, приписываемое Вольтеру («Я не согласен с тем, что вы говорите, но я готов умереть, защищая ваше право это высказать»), для них так же трудно, как для аборигенов гугу-йимиджир своевременно отреагировать на деликатную ситуацию с капитаном Хуком, не задавая глупых вопросов о положении солнца на небосклоне.
Нелепый факт, что многие из них при этом считают себя правоверными христианами, столь же несуразен, как если бы они провозгласили себя покорнейшими буддистами или истовыми мусульманами. Само по себе свойство чуть ли не каждой религии притязать на исключительное обладание истиной не выходит из системы гражданских координат, вне которой находятся их племенной язык и нетерпимость мышления. В этом смысле любая религия — особенно ввиду того, что если она и несет миру меч, то меч этот по своему замыслу не более чем метафора создавшего ее много веков тому назад поэта, — соответствует собеседнику, чью свободу мнения и совести Вольтер был готов защищать до последней капли крови. За пределы пресловутой системы выходит вопрос о положении солнца на небосклоне, то есть об упомянутом иереем Алексием «направлении».
Как идея фикс племенного менталитета «направление» пересиливает не только религию, но и политику. Аборигены вроде о. Алексия — не либералы и не консерваторы, не фашисты и не коммунисты, не республиканцы и не демократы. Если разобраться, кроме абсолюта положения солнца на небосклоне их не интересует ничего: ни религия, ни политика, ни культура, и даже такой исторически животрепещущий вопрос, как расовый, на самом деле затрагивает их лишь поверхностно.
«Но в наших ли это интересах?» — спросил на досудебном совещании еврей-судья у евреев-адвокатов в иске Голды Меир, бывшего премьер-министра Израиля, вчиненном в нью-йоркском суде моему полуеврею-отцу за статью, напечатанную в Commentary, журнале Американского еврейского комитета. But is it good for the cause? Иными словами, хоть общее-то «направление» дела — в интересах нашей расы, или просто некий еврей-истец понапрасну затеял ссору с неким евреем-ответчиком? А дело было такое, что самому черту не разобрать, в интересах какой расы оно затеяно, еврейской или человеческой.
Нью-йоркский судья принадлежит к тому же племени аборигенов, что и проживающая в США юная китаянка по имени Суйин Луи, придумавшая новую компьютерную игру «Эй, беби». По ее словам, «ей надоело постоянное приставание мужиков на улице», хотя, судя по фотографиям изобретательницы, вполне возможно, что желаемое и действительность поменялись местами в ее откровенном рассказе. Вместо того чтобы похвастаться, то есть пожаловаться, подруге на неуемное мужское внимание, Суйин Луи выпустила на свои средства игру, в которой женщины убивают из автоматического оружия мужчин, делающих им на улице комплименты и предложения разной степени нескромности. Среди уважительных, по представлениям современной женщины, причин открыть огонь на поражение — такие на первый взгляд безобидные замечания, как «Вы очень красивая!» и «Бросьте ради меня вашего мужчину!». Однако не следует забывать, что все дело не в справедливости как таковой, а в «направлении» — в данном случае в положении солнца феминизма на небосклоне политкорректности.
Столь же показателен случай художницы — художницы от слова «худо», как бы сказала моя с неполным средним образованием бабушка, Царствие ей Небесное, — изобразившей с якобы святотатственными намерениями такие российские национальные реалии, как топор и гармоника, причем в манере, некогда осужденной Н. С. Хрущевым. Пару недель тому назад художница воспроизвела на своем личном блоге картину «Химера загадочной русской души» со следующим пояснением: «Час назад мне позвонили из следственного отдела Басманной прокуратуры. Короче, мне срочно нужен адвокат, и большая просьба: перепостите это у себя, похоже, собираются возбуждать уголовное дело».
Не думаю, что у российской прокуратуры племенной менталитет. В отличие от духовника Санкт-Петербургского православного центра молодежи или нью-йоркского судьи в деле Meir v. Navrozov, российская прокуратура вовсе не выше вопросов религии и расы, и даже не прочь бы на некоторые из них ответить, причем так, как ни одному из великих философов православия и не грезилось. Не выше, как известно, российская прокуратура и вопросов политики, в отличие от многих из ее визави в странах Запада. Так что о возбуждении дела против несчастной художницы я не скажу ни слова, кроме того, что в прокуратуре, как в сердце влюбленного, на это наверняка имелись свои резоны. На положение солнца, думаю, прокуратуре было в высшей степени наплевать.
Но какие резоны, помилуйте, могли иметься у сотен российских граждан, написавших в блоге у бедной художницы, что, мол, поделом, что так ей, суке, и надо, допрыгалась девочка, и что за осквернение таких национальных святынь, как трехрядная гармонь, следует не в тюрьму сажать, а казнить, причем лучше всего отрубив художнице голову на Лобном месте?
Я не преувеличиваю, дорогой читатель. Пробежать эти бесконечные, разнообразные, однако одинаково кровожадные комментарии — значит окунуться в племенной менталитет в его антропологически чистом виде. Прочитать их — значит войти в мир аборигена, где «направление» превыше религии, политики и культуры, а забота о положении солнца на небосклоне заменяет примитивному человеку заботу об истине, совести и душе.