Бизнес от 0 до 18

Одни дети удачно торгуют фантиками или наклейками, другие отдают последнее незнакомым людям. Надо ли учить детей чувствовать выгоду и развивать их бизнес-смекалку?

 Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress
+T -
Поделиться:

Хочется, конечно, научить своих детей считать деньги. Вопрос только, какой ценой. Способы, о которых можно прочитать на разного рода «полезных» родительских сайтах, трудно применить даже к себе: не реагировать на рекламу, записывать все расходы, составить расписание семейных дискуссий о деньгах. Игры вроде классической «Монополии» увлекательны, но никакого отношения к реальной экономике не имеют. Заставлять зарабатывать? Давать еженедельно небольшую сумму карманных денег? Или просто ждать, пока предприимчивость отрастет сама собой?

Когда слово «коммерсант» было ругательным, за ловкую сделку с одноклассниками могло здорово попасть. Модератор блога «XX век» Михаил Калужский рассказал, как его навсегда отвратили от коммерции:

«Во втором классе, услышав обычный кухонный разговор о том, что денег вечно не хватает, я решил спасти материальное положение семьи. На следующий день на большой перемене я активно продавал одноклассникам привезенные отцом из-за границ наклейки на чемоданы. Я быстро создал ажиотажный спрос, и потому драл с покупателей нещадно — по 20 копеек (на дворе, заметим, стоял 1975 год). Не помню, в какой форме я сообщил маме о своей потрясающей эффективности, но твердо помню момент, когда выкладывал монеты. Дальнейшее вспоминается смутно, помню лишь мамин ужас и атмосферу непоправимой беды... На следующий день я возвращал деньги и даже не забирал обратно пестрые наклейки. Собственно, ничего материального я больше никогда никому не продал».

И в советском детстве можно было приобрести коммерческий опыт, если не делиться ни достижениями, ни доходом с родителями. Катерина Мурашова описала, как зарабатывала на первомайских демонстрациях:

«За неделю до праздника я покупала в книжно-канцелярском магазине “Буревестник” рулон разноцветной папиросной бумаги. Потребное количество медной проволоки легко раздобывалось на помойке радиотехнического училища номер три. Дальнейшее уже было делом техники. Вполне профессионально (спасибо школьным урокам труда!) я изготавливала из папиросной бумаги и проволоки разнообразные цветы — по преимуществу гвоздики и розы. Кончики лепестков иногда красила золотой и серебряной краской. Дома я объясняла, что массовое производство цветов нужно для украшения школьной первомайской колонны старшеклассников. Продавались цветы по пятачку или по гривеннику. Общий заработок за утро составлял приличную сумму — от трех до пяти рублей».

Никаких коммерческих достижений из собственной биографии я вспомнить не могу — разве что игру в магазин в детском саду или все ту же «Монополию», которую мы с одноклассниками рисовали в середине 1980-х на оборотках настенных календарей, дополняя ее деньгами, изготовленными из миллиметровки.

Впрочем, скорее всего, дело не в советском воспитании. Кэмерон Херольд, предприниматель и бизнес-тренер, считает, что вся система современного образования ориентирована на натаскивание детей на «хорошие профессии» вроде доктора или юриста, но напрочь отрицает ценность предпринимательства. Сам Херольд был склонен к бизнесу с малолетства, когда вылавливал мячи для гольфа из водоемов, упаковывал и продавал по два доллара за штуку.

Между тем существует целая индустрия детских игр, развивающих коммерческую смекалку. Помимо «Монополии» (которая, кстати, появилась в 1935 году, во времена Великой депрессии) или глобально-экономического компьютерного «Капитализма» это сотни игр помельче — заработай на лимонаде, рассчитай семейный бюджет, обслужи клиентов кафе, накорми монстра, сделай доходной газовую заправку, помоги пингвину добраться домой, посиди с малышами в детском саду, продай оружие, найди золото… Недавно появилась серия книг «Финансовые сказки». В одной из них сын дровосека лелеет мечту доказать собственную состоятельность богачу Дику. В другой щедрый принц борется с ведьмой и спасает королевство от разорения. «Никогда не рано начинать изучать деньги, бизнес и предпринимательство», — считают авторы «Финансовых сказок».

При всей изобретательности развивающей продукции для детей довольно страшно отпускать их в этот мир удачных бизнес-решений. В любом случае лучше узнать, что об этом думают профессионалы.

Андрей Дикушин: Зарабатывание на сверстниках меня, честно говоря, пугает. Это имеет отношение не к бизнесу, а к субботнему рынку. И этого в принципе не должно происходить.

Наверное, игра в магазин — полезная вещь. Но я думаю, что рассказывать детям о бизнес-процессах — это дело вторичное. Задача скорее в том, чтобы объяснять сложность картины мира: как люди работают, зачем нужно образование, какая разница, например, между юристами и финансистами. Дети вообще слабо себе представляют принципы профессионального труда. И мы как родители должны скорее стараться, чтобы у детей был, не побоюсь этого слова, интеллигентный взгляд на жизнь.

Моей дочери 14 лет, ее очень интересует, чем занимается папа. У нее, слава богу, прошел период, когда траектория была очень простой: все мальчики мечтают стать футболистами, а девочки — поп-звездами. То, чем она хочет заниматься, — это, конечно, ее выбор. Наша задача — говорить с ней о том, как она хочет себя реализовывать и какие резонные шаги нужно для этого предпринимать.

В детстве я имел слабое представление о том, чем я занимаюсь сейчас. Мое детство все-таки прошло в Советском Союзе, и картина тогда была совсем другой.

Юлия Десятникова: Чем больше я занимаюсь бизнесом (хотя я начала им заниматься не в раннем возрасте), тем больше понимаю, что дело не в какой-то особой бизнес-смекалке, а в смекалке как таковой: либо она есть, либо ее нет. Если с ребенком хорошо и много занимаются, если у него хорошая логика, хорошая скорость реакции, хорошая память, хорошая комбинаторика и умение решать стандартные задачи креативно, то этого достаточно для того, чтобы заниматься впоследствии бизнесом. Впрочем, как и любым другим делом. И если выяснится, что ребенок хочет заниматься бизнесом, — отлично. И это никак не зависит от того, приторговывал он в школе наклейками или нет.

Сейчас очень модно давать детям карманные деньги и говорить, что они таким образом приучаются вести счет. Так тоже можно. А можно на самом деле много и активно учить ребенка математике. И все будет в порядке и с карманными расходами, и с ведением счета.

Сергей Сельянов: Я думаю, что здесь история такая же, как с «ценой хлеба». Про цену хлеба понимают только те, кто голодал. Не дай бог никому, конечно. То же касается и денег: в тех семьях, где денег нет, дети начинают зарабатывать не потому, что это забава, а потому, что это необходимость. И получают представление о деньгах естественным образом. А если у вас все более или менее благополучно, то с детьми получаются скорее беседы о навыках обращения с деньгами (учим примерно так же, как чистить зубы): маленьким говорим, что нельзя их жечь и рвать, большим — что не надо тут же тратить то, что дают.

Комментировать Всего 27 комментариев

Мы росли на задворках интуристовской гостиницы "Москва" и потому всякий "бизнес" был у нас во дворе весьма распространен. Из забавного, что припоминаю  - один наш пацан приспособился таскать из дому спиртное (отец его был не алкоголиком, но идейным пьяницей, и всегда имел таимый от жены "запас") и обменивать его у финских школьников, приезжающих на экскурсию, на всякие приятные мелочи и даже какие-то шмотки. Мать все знала и ПООЩРЯЛА юного предпринимателя.

Наживаться на "своих" (одноклассниках и т.д.) считалось западло. Таких использовали, но презирали.

Мой постоянный личный бизнес был - продажа на Кондратьевском рынке отмытых, с привязанными розовыми бантиками подвальных котят и прочих зверей "по случаю", которых мне отдавали "на реализацию". При этом я рассматривала происходящее скорее как миссию - пристроить в "хорошие руки". Если люди нравились, могла отдать и бесплатно.

С сожалению, или счастью, но никаких бизнес-способностей во взрослом возрасте у меня не обнаружилось :)

Действительно интересно, есть ли связь между детским опытом и деловыми качествами взрослого. У меня, например, как не было коммерческой "жилки", так и нет. Положительный пример - биография того самого Кэмерона Херольда, у которого профессия стала продолжением детских занятий, а бизнес поощрялся родителями. Может, все дело в ценностях родителей?

Мне кажется, что окружение в целом влияет (не только родители, но и окружение семьи, подростковая компания и т.д.). Но, конечно, и способности тоже важны - кто-то и хотел бы заработать предпринимательством, и даже пытается, но - не получается раз за разом... Есть, тут, наверное, и элемент удачи с обратной эмоциональной связью.

Классе в восьмом для уроков черчения рисовала детальки. Их надо было сделать из плотной бумаги, вырезать и согнуть. На одну деталь уходило минут 15. А если делать конвейерным методом, то минут по 5.

Детальки на перемене шли бойко. 5-8 рублей, в зависимости от уровня симпатии к одноклассникам и остатков времени до урока.

Сейчас личный бизнес – только в планах.

Наёмничаю потихоньку.

Раз счет шел на рубли, а не на копейки, это было недавно :)

А родители не знали? И что бы сказали, если бы узнали?

Родители не знали, но не думаю, что это вызвало бы недовольство.

Деньги на карманные расходы давались с зарплаты + на проезд, но это было не так много как хотелось бы.

Идеи о подзаработке приходили еще лет с пяти.

В начальной школе этому способствовали проводимые "экономические игры". Учеба останавливалась на три дня. Печатались "лиции" - специальные внутренние деньги. В спортивном зале открывались торговые ряды, в которых продавцами и покупателями выступали сами ученики и их родители. Мамы шили фартуки, бабушки вязали кружевные салфетки, дети мастерили поделки.

Так же можно было пойти на трудовую биржу и найти себе работу. Во благо школы мыть стекла, убирать территорию, помогать в столовой.

По истечении трех дней можно было поменять заработанные (удивительно если не потраченные) лиции на обычные рубли.

Было очень весело.

Да, это тебе не наклейками торговать. А есть ли среди одноклассников бизнесмены? Пытаюсь нащупать связь между "коммерческим" образованием и профессией. Пока кажется, что ее нет, а все дело в характере и в семейных установках.

Помню, года три назад, на встрече выпускников одноклассник делился впечатлениями по содержанию и руководству палаткой с мороженным, что, по его словам, весьма прибыльное дело.

))) Спасибо! Пока подозрения подтверждаются.

Все это конечно замечательно,но есть одно НО. Бизнес как самоцель это настоящее говно.За более чем 20-летний срок в бизнесе мне пришлось заниматься очень разными вещами,и то что я стал понимать не так давно оказалось очень очевидной вещью - бизнес это всего лишь инструмент для самореализации а отнюдь не самодостаточный процесс.Безусловно есть люди для которых бизнес это всего лишь бизнес - деньги - деньги штрих,и я знаю достаточно много таких.Не скажу что нам есть о чем поговорить,какие-то общие интересы,скорее напротив.Каждый приходит в эти процессы самостоятельно,кто-то потому что ему в детсве "объяснили" что бизнес это хорошо,а кто-то смотрит на бизнес чуть отстраненно,просто как на интсрументарий,и главным для себя считает какую-то другую миссию,более глобальную,нежели просто заработать денег.

Эту реплику поддерживают: Наталья Конрадова, Екатерина Паламарчук

Пасиба Катюш!!! На самом деле слово "бизнесмен" для меня ругательное.

Очень приятно слышать такое от бизнесмена. Я думала подискутировать с бизнесменом, который, как Кэмерон Херольд, скажет, что приучать к заработку надо чуть ли не с рождения. Но среди снобчан таких не оказалось. Говорят, бизнес - дело второе.

Михаил Авилов Комментарий удален

Наташ,бизнесмен из меня никудышный,на самом деле,мое личное кредо купить дороже чем продать,проверено годами.И когда происходит по-другому,я искренне удивляюсь.Неудивительна позиция учасников Сноба по этому вопросу,потому как для самодостаточных людей бизнес действительно второе,если не третье

А я пела и плясала в вагоне поезда дальнего следования. Получала натурой - куриными ногами, вареными яйцами и картошкой.

Было мне пять лет. Мама краснела и забивалась в угол нашего купе. А я с тех пор не пою.

Мама объяснила, что так нельзя? Интересно, что она сказала.

Не помню уже, мне достаточно было ее реакции)

  Но мотив-то мой был не в заработке , не за еду, а от того, что не петь и не плясать мне было невозможно)

У меня первые "сознательные" деньги случились как и полагается по законам жанра,криминально.Нас было двое,было нам по 4-5 лет,наши пальцы легко пролезали в подъездные почтовые ящики. А тогда макулатуры выписывали не то что сейчас,ящики ломились. А дом надо сказать был очень непростой по составу жильцов,и читать они любили,ну или на работе оформляли подписку.Идея была моя,и инспирирована она была естественно "высоким" - в каком то фильме про подпольную работу ЧКистов на захваченной "беляками" территории,"наши" в качестве курьеров и микрошпионов использовали сознательных мальчишек - газетчиков.Вот таким "газетчиком" я и предложил стать моему тогда закадычному приятелю. К слову,приятель этот сейчас занимает очень и очень высокий пост в МВД России,чрезвычайно предан своему делу,потомственный милиционер,и очень порядочный человек,такое бывает.Очень хорошо и быстро разошелся "Советский спорт" и Литературка,по 3 и по 10 копеек,Иностранная Литература и Новый Мир по-моему остались вообще непродаными,трудно было с Известиями и Правдой,Труд был неплох в продажах,а Мурзилку и Юный Техник мы просто присваивали.На резонные вопросы покупателей почему на газетах стоят номера квартир мы что -то уверенно врали.Успех закончился на дяде Роберте с первого этажа,он был просто в солнцезащитных очках и мы его не узнали.Вечером в двух квартирах нашего дома была большая "порка"и урок "бизнеса" был хорошо усвоен.

Отличная история! Я думала, в конце будет "с тех пор я не читаю газет" :)

На самом деле никогда не испытывал стремления к чтению именно газет. Единственное  исключение пожалуй была Литературная Газета образца 1975-83 гг.:-)

Понятно. Тогда это хорошая иллюстрация того, как бизнес ради бизнеса терпит неудачу.

...Ну,воровство никак не назовешь бизнесом,даже удачное воровство,а тем более еще и сбыт краденого:-))))))

Торговал газетами на улице в пятом классе. Имущественное положение многодетной семьи заставило. Помню, что довольно быстро определился с нужными местами и временем (например, вход в гастроном в вечернее время, когда все с заводов и фабрик возвращаются).

В студенчестве тоже предпринимательствовал, некоторые навыки даже сейчас в своем деле помогают. Но главное, как мне кажется, чтобы у ребенка или молодого человека понимание свой выгоды и способов ее получения не перебило иные не менее (или даже более) значимые внутренние устои.

А что для этого надо сделать? Вас вот жизнь научила, а как быть тем, у кого нет дефицита денег? В дискуссии, которая шла параллельно, возникла такая версия: давать играть в стратегические компьютерные игры. Человек строит город, покупает нужное, экономит на ненужном и осваивает основы распределения бюджета.

Бизнес - это не просто покупать нужное и не покупать не нужное. Большинство детей способно самостоятельно определить свою цель, под которую нужно финансирование. В школе всем дают деньги на обеды, но многие, ограничивая себя в питании, покупают потом сладости, мороженное, даже пиво и сигареты.

Получение финансирования для детей тоже обычно не проблема, источник один, если обстоятельства не вынуждают. Я не видел ни одной компьютерной игры, в которой привлечение денег и результаты деятельности были бы сильно завязаны на личность пользователя. Ребенок может привыкнуть к тому, что для строительства города можно легко договориться с инвесторами и подрядчиками, но в жизни он этого сделать не сможет.

Мне кажется, что основа должна быть в образовании, начиная со школы. Игры должны демонстрировать работу тех законов, которые до этого озвучили преподаватели. Поскольку бизнес-образование в России даже на уровне университетов пока сильно отстает от Запада, не вижу в ближайшем времени эффективного решения для младших возрастов((

Хотя у меня есть один хороший пример - знаю о летних лагерях, которые проводятся для школьников различными бизнес-инкубаторами. Там каждый сам выбирает себе роль (кроме бизнеса даже чиновники бывают) и действует согласно выбору. Получается такая мини-экономика с собственными ненастоящими деньгами, на которые можно приобрести дополнительные продукты в столовой (для детского лагеря, по моей памяти, очень актуально) или получить иные реальные бонусы (купить лишний час поспать, не идти на зарядку и т.п.). В результате кто-то в убытке, кто-то в прибыли, но все очень приближено к реальности.

И еще - не хочу, чтобы дети много сидели за компьютером. Я единственный среди братьев, кто сохранил приличное зрение, тьфу-тьфу-тьфу:)

Ваша программа настолько полная и логичная, что уже можно, по-моему, разрабатывать курс для родителей ))