Хочется, конечно, научить своих детей считать деньги. Вопрос только, какой ценой. Способы, о которых можно прочитать на разного рода «полезных» родительских сайтах, трудно применить даже к себе: не реагировать на рекламу, записывать все расходы, составить расписание семейных дискуссий о деньгах. Игры вроде классической «Монополии» увлекательны, но никакого отношения к реальной экономике не имеют. Заставлять зарабатывать? Давать еженедельно небольшую сумму карманных денег? Или просто ждать, пока предприимчивость отрастет сама собой?

Когда слово «коммерсант» было ругательным, за ловкую сделку с одноклассниками могло здорово попасть. Модератор блога «XX век» Михаил Калужский рассказал, как его навсегда отвратили от коммерции:

«Во втором классе, услышав обычный кухонный разговор о том, что денег вечно не хватает, я решил спасти материальное положение семьи. На следующий день на большой перемене я активно продавал одноклассникам привезенные отцом из-за границ наклейки на чемоданы. Я быстро создал ажиотажный спрос, и потому драл с покупателей нещадно — по 20 копеек (на дворе, заметим, стоял 1975 год). Не помню, в какой форме я сообщил маме о своей потрясающей эффективности, но твердо помню момент, когда выкладывал монеты. Дальнейшее вспоминается смутно, помню лишь мамин ужас и атмосферу непоправимой беды... На следующий день я возвращал деньги и даже не забирал обратно пестрые наклейки. Собственно, ничего материального я больше никогда никому не продал».

И в советском детстве можно было приобрести коммерческий опыт, если не делиться ни достижениями, ни доходом с родителями. Катерина Мурашова описала, как зарабатывала на первомайских демонстрациях:

«За неделю до праздника я покупала в книжно-канцелярском магазине “Буревестник” рулон разноцветной папиросной бумаги. Потребное количество медной проволоки легко раздобывалось на помойке радиотехнического училища номер три. Дальнейшее уже было делом техники. Вполне профессионально (спасибо школьным урокам труда!) я изготавливала из папиросной бумаги и проволоки разнообразные цветы — по преимуществу гвоздики и розы. Кончики лепестков иногда красила золотой и серебряной краской. Дома я объясняла, что массовое производство цветов нужно для украшения школьной первомайской колонны старшеклассников. Продавались цветы по пятачку или по гривеннику. Общий заработок за утро составлял приличную сумму — от трех до пяти рублей».

Никаких коммерческих достижений из собственной биографии я вспомнить не могу — разве что игру в магазин в детском саду или все ту же «Монополию», которую мы с одноклассниками рисовали в середине 1980-х на оборотках настенных календарей, дополняя ее деньгами, изготовленными из миллиметровки.

Впрочем, скорее всего, дело не в советском воспитании. Кэмерон Херольд, предприниматель и бизнес-тренер, считает, что вся система современного образования ориентирована на натаскивание детей на «хорошие профессии» вроде доктора или юриста, но напрочь отрицает ценность предпринимательства. Сам Херольд был склонен к бизнесу с малолетства, когда вылавливал мячи для гольфа из водоемов, упаковывал и продавал по два доллара за штуку.

Между тем существует целая индустрия детских игр, развивающих коммерческую смекалку. Помимо «Монополии» (которая, кстати, появилась в 1935 году, во времена Великой депрессии) или глобально-экономического компьютерного «Капитализма» это сотни игр помельче — заработай на лимонаде, рассчитай семейный бюджет, обслужи клиентов кафе, накорми монстра, сделай доходной газовую заправку, помоги пингвину добраться домой, посиди с малышами в детском саду, продай оружие, найди золото… Недавно появилась серия книг «Финансовые сказки». В одной из них сын дровосека лелеет мечту доказать собственную состоятельность богачу Дику. В другой щедрый принц борется с ведьмой и спасает королевство от разорения. «Никогда не рано начинать изучать деньги, бизнес и предпринимательство», — считают авторы «Финансовых сказок».

При всей изобретательности развивающей продукции для детей довольно страшно отпускать их в этот мир удачных бизнес-решений. В любом случае лучше узнать, что об этом думают профессионалы.

Андрей Дикушин: Зарабатывание на сверстниках меня, честно говоря, пугает. Это имеет отношение не к бизнесу, а к субботнему рынку. И этого в принципе не должно происходить.

Наверное, игра в магазин — полезная вещь. Но я думаю, что рассказывать детям о бизнес-процессах — это дело вторичное. Задача скорее в том, чтобы объяснять сложность картины мира: как люди работают, зачем нужно образование, какая разница, например, между юристами и финансистами. Дети вообще слабо себе представляют принципы профессионального труда. И мы как родители должны скорее стараться, чтобы у детей был, не побоюсь этого слова, интеллигентный взгляд на жизнь.

Моей дочери 14 лет, ее очень интересует, чем занимается папа. У нее, слава богу, прошел период, когда траектория была очень простой: все мальчики мечтают стать футболистами, а девочки — поп-звездами. То, чем она хочет заниматься, — это, конечно, ее выбор. Наша задача — говорить с ней о том, как она хочет себя реализовывать и какие резонные шаги нужно для этого предпринимать.

В детстве я имел слабое представление о том, чем я занимаюсь сейчас. Мое детство все-таки прошло в Советском Союзе, и картина тогда была совсем другой.

Юлия Десятникова: Чем больше я занимаюсь бизнесом (хотя я начала им заниматься не в раннем возрасте), тем больше понимаю, что дело не в какой-то особой бизнес-смекалке, а в смекалке как таковой: либо она есть, либо ее нет. Если с ребенком хорошо и много занимаются, если у него хорошая логика, хорошая скорость реакции, хорошая память, хорошая комбинаторика и умение решать стандартные задачи креативно, то этого достаточно для того, чтобы заниматься впоследствии бизнесом. Впрочем, как и любым другим делом. И если выяснится, что ребенок хочет заниматься бизнесом, — отлично. И это никак не зависит от того, приторговывал он в школе наклейками или нет.

Сейчас очень модно давать детям карманные деньги и говорить, что они таким образом приучаются вести счет. Так тоже можно. А можно на самом деле много и активно учить ребенка математике. И все будет в порядке и с карманными расходами, и с ведением счета.

Сергей Сельянов: Я думаю, что здесь история такая же, как с «ценой хлеба». Про цену хлеба понимают только те, кто голодал. Не дай бог никому, конечно. То же касается и денег: в тех семьях, где денег нет, дети начинают зарабатывать не потому, что это забава, а потому, что это необходимость. И получают представление о деньгах естественным образом. А если у вас все более или менее благополучно, то с детьми получаются скорее беседы о навыках обращения с деньгами (учим примерно так же, как чистить зубы): маленьким говорим, что нельзя их жечь и рвать, большим — что не надо тут же тратить то, что дают.