Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Антон Носик

Антон Носик: Срач вместо музыки

На смену журналистике факта приходит журналистика склоки

Фото: Larry Towell/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Larry Towell/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
+T -
Поделиться:

Информационное агентство «Интерфакс» неожиданно включилось в смертельную схватку между Артемием Лебедевым и журналом «Афиша». Впервые на моей памяти в этом СМИ опубликована развернутая ресторанная рецензия, да еще и с факсимильной копией чека из рецензируемого заведения... Видимо, чтобы не разрушать окончательно имидж солидности, агентство полезло в эту склоку не первым, а лишь после того, как о ней отписались «Лента.ру», РБК Daily и «Ведомости».

Фабула конфликта идиотически проста. Сотрудница «Афиши» Евгения Куйда написала серию разгромных заметок о заведениях Артемия Лебедева в своем блоге на afisha.ru. Культовый дизайнер ответил в свойственной ему непарламентской манере. Куйда в ответ написала разгромную рецензию на его ресторан уже в самой «Афише». Лебедев объявил, что его Cтудия прекращает отношения с журналом. Редакция приняла сторону журналистки. Та снова написала про Лебедева в блоге. Тот снова ответил. И так далее, ad nauseam.

Формальным поводом для вмешательства мейнстримной прессы в эту разборку (жанр которой коллега Бершидский несколько лет назад удачно обозначил как «медиасрач») стало, очевидно, объявление Лебедева о разрыве отношений с «Афишей». Оно дало журналистам повод предъявить читателю банальную блогосферическую склоку как полноценную корпоративную войну на медиарынке. Нимало не смутившись тем обстоятельством, что на момент расторжения отношений между Студией и Издательским домом не существовало, очевидно, ни одного действующего контракта, который можно было бы расторгнуть. «Никаких официальных писем на бланке мы не получали», — рассказал «Интерфаксу» редакционный директор «Афиши» Юрий Сапрыкин. Неудивительно: писать-то на бланке не о чем.

В чем состоит интерес Лебедева в этой истории — совершенно очевидно. За несколько дней и несколько резких фраз в собственном блоге он, не потратив ни рубля, обеспечил своему ресторану на Мясницкой такую упоминаемость в центральных СМИ, которую ни одно PR-агентство не возьмется обещать своему клиенту из ресторанного бизнеса даже за очень большие деньги.

Столь же понятен и интерес «Афиши»: из всех направлений работы ИД сайт является приоритетным, а на сайте, где еще два-три года назад царствовал качественный редакционный контент, сегодня главная ставка делается на развитие пользовательского интерактива и Web 2.0 — блогов, читательских комментариев и рейтингов. Циклический срач с Лебедевым позволяет сайту «Афиши» стимулировать пользовательскую активность много эффективней любых платных способов привлечения аудитории к редакционным материалам.

Почему в бесплатное приложение к Тёминому ЖЖ норовит превратиться интернет-пресса — тоже не бином. Интерактив сегодня стал лозунгом дня не только в «Афише». С учетом этого обстоятельства срач, происходящий в ЖЖ и около, может оказаться много ближе и актуальней для читателя интернет-изданий, чем очередные газовые разногласия с Белоруссией. В разборке между Тёмой и «Афишей», в отличие от выяснения отношений между «Газпромом» и Лукашенко, пользователь русского интернета может (и явно хочет) поучаствовать. Сдается мне, что именно эта особенность медиасрача (а не какая-то выдающаяся общественная значимость блогосферы) послужила главной причиной того, что практически во всех интернет-изданиях сегодня публикуются периодические обзоры блогов, с упором именно на конфликтные ситуации.

А самое поразительное, что такой же тренд наблюдается в самом далеком сегодня от интернета и интерактива сегменте отечественного медиарынка. В минувший вторник в московском «Ритц-Карлтоне» прошла конференция по проблемам новостного телевидения в России, и там сразу несколько участников говорили о смерти «журналистики факта», о падении интереса телезрителей к информации в чистом виде, отмечая, что на смену фактам в телеэфире должны прийти страсти и склоки.

«От новостей на телевидении зрители хотят мнений, причем желательно агрессивных, чтобы еще была и перепалка. Люди хотят деталей, эмоций», — сказала главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян. Сходную позицию озвучил и ее коллега из информационной дирекции Первого канала. Сегодняшнее участие «Интерфакса» в сраче между Студией Лебедева и «Афишей» — лишнее свидетельство того, что подобные мысли приходят в голову игрокам самых разных сегментов медиарынка.

Трудно не согласиться с Маргаритой Симоньян в том, что тенденция эта является не российской, а общемировой. Достаточно сравнить скандалы вокруг французской сборной четыре года назад и сегодня. Четыре года назад мы так и не узнали, что сказал Зидану Матерацци. А на прошлой неделе все матюги, которыми обложил тренера сборной нападающий Николя Анелька, попали назавтра и без купюр на обложку L'Equipe, откуда разлетелись по лентам агентств и всем национальным изданиям. Несмотря на то что сам Доменек большого значения выхлопам обозленного форварда не придал и совершенно не собирался из-за этой перепалки отчислять его из сборной. Вполне естественно: тренера волновал футбол. А журналистов — матюги. 

Мне представляется, что в долгосрочной перспективе ставка на отказ от фактов в пользу срача и показных петушиных боев — абсолютно проигрышная для приличных СМИ. Давно и не нами замечено, что атмосфера коммунальной кухни приедается, и довольно быстро, любому, кто в ней оказался. Логика развития жанра тоже понятна: необходимо постоянно повышать градус склок, чтобы поддерживать прежний уровень к ним интереса. А потолок — ближе некуда. Ну, обматерили друг друга. Ну, подрались. Дальше-то куда? Убить друг друга? Но тогда ньюсмейкеры станут одноразовы...

Что же касается близкой перспективы, то тут, увы, тенденция налицо. Журналистика срача действительно теснит у нас сегодня журналистику факта. И в интернете, и на ТВ, и в России, и на Западе. Осталось лишь посмотреть, как скоро это всем приестся. И пожелать «Снобу» по мере возможности оставаться подальше от этой общей тенденции.

Комментировать Всего 24 комментария

Антон, полностью согласен со всем вышеизложенным. Хотел бы сделать лишь один комментарий: вместо Present Continious ("теснит") я бы использовал Past Perfect("уже давно потеснила"). Использование английских терминов будет лишь подчеркивать глобальность тенденции. Надеюсь, что ничего не перепутал с грамматикой.

Марширую вместе с согласными

Одно настораживает, а нам-то зачем в этот срач окунаться?.. "Снобу", на мой взгляд, тем более не к лицу...

Думаю, что это исключительно индивидуальный выбор. Я вот, например, не окунаюсь.

Могу лишь сказать то же самое, но тенденция, описанная Антоном, от нашего незнания не меняется.

так это бои местного значения. еще бы заокеаном следили за каждым чихом Темы или Афишы, это б было сранно

Тогда понятно.

Можно я тоже не буду

журналистика должна быть журналистикой, а PR(связи с общественностью) должны быть PR. "Журналистика-склока" –– это неспособность создать как качественную и объективную журналистику, так и грамотный, настоящий PR.

Эту реплику поддерживают: Олег Оксанич

Журналистика в той или иной мере отражает общественные настроения, "социальные запросы" (слово-то какое). В конце-концов журналист такой же представитель общества. И чем питается, тем публику и кормит.

Поэтому я здесь не вижу ничего особенного. Все вполне закономерно. Общества потребления все глубже погружаются в это самое потребление.

Но другой вопрос, согласен, есть ли предел погружению этому? Вот этого я не знаю.

Вдруг вспомнился афоризм Ежи Леца: "Когда я думал, что уже достиг самого дна, снизу постучали".

Все время задаюсь одним вопросом: "Почему его так инетересно читать?!".

Правда, хорошая статья понравилась, хотя не в курсе этих событий...совсем (за "блогосферой" не слежу).

В целом тенденция повышенного внимания к "бурлению говен" в СМИ явно удручает.

А вам правда так интересно его читать? 

Присоединяюсь к пожеланию Антона. На "Снобе" подобное видеть очень не хочется.

Александр Романихин Комментарий удален

Антон, спасибо, что сказали об этом вслух. Об очевидных вещах говорить трудно, но, как выясняется, абсолютно необходимо.

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина, Николай Букин, Мария Цыплакова

Антон, Вы только вскрыли гнойник. Но если покопаться в нем, то первое, что обнаруживается,- заинтересованность медиа-менеджеров в сраче, который дает им рейтинг - рекламу - прибыль. На журналистику в таких медиа уже давно забили.

А вот поведение упомянутого Тёмы мне интересно те(ё)м, что чувак, похоже, становится неким новым олигархом от новых медиа: "Меня читают мильоны!", "Дизайн от Тёмы - дорого!", "Да я Михалкова отжоплю!", "Курил - все курили! Не курю - никто не курит!". "Да на мой ресторан!..Я те, сука!" Я, правда, не в тЕме, но мне так показалось по контексту. Спасибо, что заставили задуматься.

Скандалы, интриги... тьфу!

Эффективно!!!!:-)

Но грязь эта уже порядком надоела:-(

Ничего личного... бизЕнес

А что неожиданно нового произошло с этим скандалом? Это просто очередной из десятков и сотен, которые каждый день наполняют этот самый пресловутый "медиасрач" "бурлением говен". И раз это так хорошо продается, а вернее сказать кликается, то почему это самое бурление регулярно не поддерживать, ведь вместе с этой дрянью обязательно вылезет рекламный банер или повысится цитируемость ресурса... И ничего удивительного в том, что туда рано или поздно окунаются "уважаемые издания" (на НТВ же начались в какой-то момент всякие "программы максимум" и иже с ними, и ничего, Сенкевич не парится и не расстраивается). Там тоже люди, им тоже хочется кликов и цитируемости, а подобные темы - это самое то: жареное, с интригой... И потом данный пример, как я понимаю, еще достаточно цивилизован, ежели сравнивать с другими проявлениями "бурления говен".

Просто каждый раз именно мы решаем быть этому скандалу или нет популярным и мегаобсуждаемым, кликая или нет, на ту или иную ссылку. И это в нашем коллективном сознании журналистика срача теснит или уже давно потеснила журналистику срача...

А вообще-то сегодня Тяпница, закупка мяса и вина к приезду гостей, жаркая погода, требующая срочного выезда за город :-). Чего и всем желаю!

Если бы не эта статья, могу предположить, что Сноб мог бы остаться "подальше от этой общей тенденции".

На видео

Антон, вас гораздо приятнее, мне лично, смотреть на видео :) И подобные объяснения были бы куда убедительнее с эмоциональной составляющей.

развеивая иллюзии

Сноб начался с медиасрача - по поводу выхода Демы Кудрявцева из клуба. Примерно в то же время (Антон, поправь - так ли?) произошел всеинтернетный срач члена Клуба Антона Носика с почти-уже-нечленом Демой Кудрявцевым про стародавнюю историю между Антоном и "Коммерсантом".

Короче, нету никакого оазиса на "Снобе". Стоит только треды почитать. И механика срачей все та же: трафик-генерящая.

Срача нету там, где дорого стоит жизненно нужный контент. Типа на рейтере и на блумберге нету же срача? А приятный, но не жизненно необходимый контент - как на Снобе, в Коммерсанте, в Нью Йорк Таймс или Дейли Телеграф - должен подпитываться срачом. Он и подпитывается. Вода всегда течет под уклон, если позволить ей вести себя естественно. 

Моё пожелание Снобу "оставаться подальше от тенденции" ни в коей мере не тождественно утверждению, что на страницах Сноба никогда не видали срача. Как говаривал В.И. Ленин, нельзя жить в обществе и далее по тексту. :) Просто если начать обращать внимание, то можно иногда удержаться. Как с сигаретами.

пользуясь озвученной терминологией "кухонных разборок", в семье бывают скандалы, которые встряхивают эмоции, это же не значит, что это теперь скандальное СМИ, попиарились и опять в колею.

Не согласен. Факт и Разборка (не нравится слово "срач") - вещи комплиментарные, взаимодополняющие, а не взаимоисключающие.