Процесс по делу «Запретного искусства» тянется уже два с половиной года. За это время его эпизоды — выступления свидетелей, результаты экспертизы — не раз попадали в прессу, а защитники подсудимых заявляли о том, что показание свидетелей обвинения полностью сфабрикованы. Однако за ходом процесса следили в основном лишь коллеги обвиняемых по цеху. Теперь же, когда впервые в России появилась перспектива вынесения обвинительного приговора с реальным сроком заключения по делу о художественной выставке, процесс стал предметом общественного интереса.

Выставка «Запретное искусство — 2006» открылась в марте 2007 года. На тот момент один из ее кураторов Андрей Ерофеев возглавлял отдел новейших течений Третьяковки, а правозащитник Юрий Самодуров был директором Музея имени Андрея Сахарова, где собственно и состоялась выставка. Одной из главных идей кураторов был протест против клерикальной цензуры, а потому в состав экспозиции вошли 23 работы современных художников, исключенных по цензурным соображениям из других выставок, в том числе и из Третьяковки. Возмущение обвиняющей стороны вызвали работа «Слава России» группы ПГ (в частности, изображение полового акта крупного военного чина с солдатом), скульптура Леонида Скокова «Памятник» — отлитое в бронзе слово «хуй», а также работы Михаила Рошаля-Федорова, Александра Косолапова и Вячеслава Сысоева, использующие религиозные символы и темы, например икона Божьей Матери с икрой вместо лика. (Подробное описание картин и претензий к ним со стороны обвинителей можно увидеть здесь.) Осознавая провокационность работ, кураторы снабдили экспозицию предупреждающими надписями, а также поставили между зрителями и картинами фальшстену. Так что экспонаты можно было разглядывать фрагментарно, сквозь смотровые отверстия размером с монету.

Предыдущий проект Самодурова «Осторожно, религия!», экспонировавшийся в том же Музее имени Сахарова, закончился санкционированным погромом и судом, приговорившим куратора к крупному штрафу. «Запретное искусство» обошлось без погромов. Выставку посетили более тысячи человек, а на закрытии присутствовала супруга французского посла. Однако в декабре того же года Таганская районная прокуратура Москвы по запросу депутата Госдумы и ряда ультраконсервативных религиозных объединений возбудила уголовное дело по статье, инкриминирующей кураторам разжигание межрелигиозной ненависти и организацию экстремистского сообщества.

В начале июня на процессе свидетелем обвинения выступил иеромонах Никодим, получивший на это благословение Московской патриархии. В ответ Андрей Ерофеев написал открытое письмо патриарху Кириллу, в котором сообщил, что Никодим «слово в слово повторил заявления ультраправых реакционеров». Но РПЦ своей официальной позиции так и не выразила.

На прошлой неделе прокурор потребовал для обвиняемых три года колонии. И жесткость предполагаемого наказания заставила вмешаться министра культуры Авдеева, который счел возможным публично осудить возможность уголовного преследования художников и кураторов. «Общественная оценка выставки должна быть морально-этической, а не судебной», — заявил чиновник.

В среду российские правозащитники направили верховному комиссару ООН по правам человека обращение с просьбой защитить кураторов выставки от «карающего квазиправосудия». Открытое письмо подписали Людмила Алексеева, Елена Боннэр, Владимир Буковский, Сергей Ковалев и др.

Сразу после заявления прокурора, потребовавшего реальных сроков для Самодурова и Ерофеева, куратор Марат Гельман также выступил с заявлением в поддержку обвиняемых коллег, сказав, что в случае обвинительного приговора он возобновит экспозицию «Запретного искусства» у себя в галерее. К этой акции присоединился и галерист Игорь Маркин, имя которого связано с недавним обвинением художницы Лены Хейдиз в разжигании межнациональной розни.

[heroes]