На телевидении я появляюсь уже лет сорок, так что какой-то опыт в этом деле у меня есть. Я вел ток-шоу на Первом канале, называлось оно «Тема», я и капитаном КВН был с 1968 года, и просто участвовал в тысяче передач. И неважно, снимал ли я сам или меня снимали, — я знал, что смысл того, что говорит уважаемый или даже малоуважаемый человек, нельзя перевирать, меняя акценты и нарезая его слова в крошку, из которой ничего не понятно. Но ближе к делу: недавно меня пригласили на канал НТВ поучаствовать в передаче «Честный понедельник» с ведущим Минаевым.

Тема передачи была очень важная — что делать с гастарбайтерами. Я не люблю участвовать в таких соревновательных порках, дуэлях, но поскольку я сам «гастарбайтер» — вырос в Баку, давно живу в Москве, да и вообще уверен, что все мы гастарбайтеры на этой земле, — решил поучаствовать в дискуссии. Мой противник был достаточно одиозной фигурой, все его знают: господин Митрофанов. Это человек, который перешел из ЛДПР в «Справедливую Россию», снимает порнуху и позиционирует себя если не как фашист, то как русский националист. 

И вот началось шоу. Запись длилась больше двух часов. За это время я точно и внятно, как мне казалось, высказал тезисы о том, что «нет ни эллина, ни иудея», что людей надо мерить не по крови, а по их поступкам; что, когда совершает преступление русский, еврей, калмык, таджик, узбек — он все равно преступник. И если сюда незаконно проникают нелегалы, то это проблема не их, а наших госслужб, проблема тех чиновников и бизнесменов, которые этому потворствуют. 

Я сказал, что сын гастарбайтера из Кении стал президентом страны, в которой еще 50 лет назад в Луизиане не разрешалось черным садиться в автобус. Я рассказал о том, как мой родной Баку в конце XIX — начале XX века поднимали гастарбайтеры из России, Германии, Англии, армяне, грузины, лезгины, евреи, украинцы и их все любили и ласкали. Я рассказал о том, что мы живем в стране, где еще 18 лет назад такого национализма просто не было! Жена — русская, мама — хохлушка, брат женат на армянке — это было в порядке вещей. И вдруг мы превратились в каких-то нелюдей, которые в своих собственных ошибках, грехах, преступлениях и проблемах винят американцев, евреев, узбеков, таких-сяких! Конечно, ясно, что это делается нарочно — чтобы народу было куда выпускать пар и гнев народный направлять куда надо. Мол, чего это я так плохо живу? А вот Америка виновата — создала кризис. И вообще понаехали тут и отобрали наши рабочие места. При этом само слово «гастарбайтер» состоит из двух замечательных частей: «гаст» — гость и «арбайтер» — рабочий. В школе меня учили, что гость в доме — это счастье, а рабочий — хозяин земли. При этой точке зрения я и остаюсь по сей день. 

Каково же было мое удивление, когда в эфире я увидел всклокоченного потного злобного дядьку, красного до такой степени, что, кажется, его сейчас хватит апоплексический удар, который мотает головой направо и налево и обзывает непонятно кого фашистами. Встык ко всему этому на заднем фоне плакала какая-то женщина, и все это в целом производило впечатление монструозного праздника несправедливости. Я удивился, как можно было настричь столько неприятных моментов из длинной и умной речи товарища Гусмана.  

<OBJECT width="470" height="353"><PARAM name="movie" value="http://video.rutube.ru/7348dcbc7bc33387c106f8eaa9f882aa"></PARAM><PARAM name="wmode" value="window"></PARAM><PARAM name="allowFullScreen" value="true"></PARAM><EMBED src="http://video.rutube.ru/7348dcbc7bc33387c106f8eaa9f882aa" type="application/x-shockwave-flash" wmode="window" width="470" height="353" allowFullScreen="true" ></EMBED></OBJECT>

Это выглядело странно. Конечно, мне не нужно было поддаваться на провокации определенных людей в зале с царившим фашистским настроением, которое принесет нашей стране только несчастье. Но меня взволновало даже не то, что мои слова были произвольно переставлены местами. Обидно было другое — это же была очевидная подстава. Моя несложная мысль о том, что нет преступников по национальности, вероисповеданию или цвету кожи, а есть только образ мыслей и бессмысленная ненависть, не очень устроила авторов передачи, канал НТВ.

Мне кажется, что общество и власть все-таки должны объяснить всем, что будут пресекаться попытки проникнуть в страну тех, кто несет с собой криминал, кто ведет нелегальный образ жизни. Но тем, кто идет к нам с миром и добром, Москва и Россия откроют свои объятия.