Почему нас тошнит от слова «тимбилдинг»
«Тимбилдинг» — это звучит забавно. Такая легкая ирония с обязательным подмигиванием, мол, мы-то понимаем, что на самом деле имеется в виду. Как с любым словом, которое предполагает что-то очень важное и серьезное, а на самом деле оказывается пшиком. Ну, как «Московский кинофестиваль» или «конституция».
Давно ли вы получали по корпоративной почте письмо с темой «Тимбилдинг»? Что там предлагалось? Шашлычок на природе? Дискотека в пафосном ресторане? Пейнтбол? Так и есть. А ведь руководство вашего отдела кадров, по идее, задумывалось об эффективности и пущей производительности. Ведь именно в этом и есть суть тимбилдинга.
Везде, но не у нас. В России корпоратив — это выпивка, танцы до упаду и предложение шефа перейти на «ты» хотя бы на один вечер. О том, как работает настоящий тимбилдинг и в чем его суть, мы почти что ничего и не знаем.
Так называемый «веревочный курс» — первый и главный метод тимбилдинга, командные игры на свежем воздухе вроде нашей «Зарницы» — был придуман в Англии еще в годы Второй мировой. Когда метод доказал свою эффективность (а замерялась она с помощью психологических тестов), веревочный курс взяли на вооружение крупные британские, а потом и американские корпорации. Работники в восторге, обожают руководителя, подарившего такой отличный праздник, ждут нового и готовы вкалывать с большей самоотдачей.
И понеслось: как грибы после дождя стали появляться конторы, предлагающие самые разные ролевые игры, которые призваны улучшить атмосферу в коллективе и через это повысить производительность труда.
«Шашлык, танцы и караоке — это прекрасно, но вряд ли может называться тимбилдингом», — говорит Уэйн Симмонс из Simmons Associates, международной консалтинговой компании с 30-летней историей. По его словам, в настоящем тимбилдинге нет готовых рецептов: каждый раз сценарий игры придумывается заново — под конкретные цели конкретного заказчика.
Симмонс разработал памятку для устроителей подобных мероприятий. Никаких шашлыков там нет. Зато есть масса примеров так называемых бизнес-тренингов: моделируется какая-то задача, и коллектив должен тем или иным способом ее решить. Например, сотрудникам нефтяной компании предлагают представить себя рекламщиками и придумать ролик под заказ клиента — нефтяного магната. У каждого своя роль и, соответственно, функции. Нефтяникам такая игра поможет посмотреть на собственный бизнес со стороны, что, как говорят специалисты, крайне полезно.
Моя знакомая живет в Нью-Йорке и уже 15 лет занимается разработкой программ для тимбилдинга. На каждую уходит несколько месяцев: тесная работа с заказчиком, тестирование сотрудников, иногда даже приходится фиктивно устраиваться на работу, чтобы втереться в коллектив. Задача организатора мероприятия — не просто порадовать всех бесплатной выпивкой, а найти в компании проблемные точки и постараться их устранить в игровой манере.
Например, есть ценный работник, которого в отделе не любят. Шеф не знает, почему. Значит, требуется придумать такую игру, которая примирила бы работника с коллективом. Или есть выскочка, который своими постоянными успехами демотивирует команду. Но и уволить его жалко. Решить проблему поможет игровой сценарий, в котором он окажется на вторых ролях.
В России настоящие бизнес-тренинги тоже встречаются. Правда, корпоративом их никто не назовет: работа во внеурочное время, что-то вроде внеклассного чтения. У нас такого не любят. А вот корпоративы очень даже. По опросу исследовательского центра портала Superjob.ru, с удовольствием на конторские праздники ходит каждый второй. А трое из четырех уверены, что подобные мероприятия улучшают атмосферу внутри компании.
Отчасти так и есть: и пляжный футбол способствует, и задушевные разговоры после третьей. Правда, эффект этот краткосрочный: на следующий же день, после недолгого обсуждения вчерашней вылазки на природу и просмотра фотографий, все возвращается на круги своя. А уж о лояльности к руководству и говорить не приходится: пьяный босс еще менее приятен, чем в трезвом виде, какая уж тут лояльность.
Почему русский тимбилдинг такой? Может быть, корпоративная культура просто не для нас? Ведь все эти гимны, офисную форму и кодексы этики компании мы воспринимаем скорее как повод для снисходительных насмешек. Спрос на серьезный продукт в России действительно невелик, подтверждает психолог Екатерина, которая много лет проработала в одной из крупных рекрутинговых компаний, где изучала корпоративную культуру в московских офисах (фамилию и название компании Екатерина просила не называть — корпоративная этика). По ее словам, настоящий тимбилдинг особенно не любят в филиалах западных компаний: «Как только не издеваются над хозяевами, придумавшими укрепить командный дух введением обязательной для всех зарядки».
Моя собеседница предполагает, что виной тому генетическая память. Советское прошлое не отпускает. У нас все это уже было: и зарядка, и крепкие коллективы, и одинаковая одежда, и песня, с которой начиналось каждое утро.
На англоязычном портале, посвященном тимбилдингу, уверяют, что этот самый тимбилдинг — одна из главных составляющих успеха любой конторы. Может, это и так. На Западе он действительно работает. Правда, там работает и конституция.