Вера Рыклина /

Почему нас тошнит от слова «тимбилдинг»

О чем корпоративная культура напоминает человеку с советским прошлым

Фото: David Hurn/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: David Hurn/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
+T -
Поделиться:

«Тимбилдинг» — это звучит забавно. Такая легкая ирония с обязательным подмигиванием, мол, мы-то понимаем, что на самом деле имеется в виду. Как с любым словом, которое предполагает что-то очень важное и серьезное, а на самом деле оказывается пшиком. Ну, как «Московский кинофестиваль» или «конституция».

Давно ли вы получали по корпоративной почте письмо с темой «Тимбилдинг»? Что там предлагалось? Шашлычок на природе? Дискотека в пафосном ресторане? Пейнтбол? Так и есть. А ведь руководство вашего отдела кадров, по идее, задумывалось об эффективности и пущей производительности. Ведь именно в этом и есть суть тимбилдинга.

Везде, но не у нас. В России корпоратив — это выпивка, танцы до упаду и предложение шефа перейти на «ты» хотя бы на один вечер. О том, как работает настоящий тимбилдинг и в чем его суть, мы почти что ничего и не знаем.

Так называемый «веревочный курс» — первый и главный метод тимбилдинга, командные игры на свежем воздухе вроде нашей «Зарницы» — был придуман в Англии еще в годы Второй мировой. Когда метод доказал свою эффективность (а замерялась она с помощью психологических тестов), веревочный курс взяли на вооружение крупные британские, а потом и американские корпорации. Работники в восторге, обожают руководителя, подарившего такой отличный праздник, ждут нового и готовы вкалывать с большей самоотдачей.

И понеслось: как грибы после дождя стали появляться конторы, предлагающие самые разные ролевые игры, которые призваны улучшить атмосферу в коллективе и через это повысить производительность труда.

«Шашлык, танцы и караоке — это прекрасно, но вряд ли может называться тимбилдингом», — говорит Уэйн Симмонс из Simmons Associates, международной консалтинговой компании с 30-летней историей. По его словам, в настоящем тимбилдинге нет готовых рецептов: каждый раз сценарий игры придумывается заново — под конкретные цели конкретного заказчика.

Симмонс разработал памятку для устроителей подобных мероприятий. Никаких шашлыков там нет. Зато есть масса примеров так называемых бизнес-тренингов: моделируется какая-то задача, и коллектив должен тем или иным способом ее решить. Например, сотрудникам нефтяной компании предлагают представить себя рекламщиками и придумать ролик под заказ клиента — нефтяного магната. У каждого своя роль и, соответственно, функции. Нефтяникам такая игра поможет посмотреть на собственный бизнес со стороны, что, как говорят специалисты, крайне полезно.

Моя знакомая живет в Нью-Йорке и уже 15 лет занимается разработкой программ для тимбилдинга. На каждую уходит несколько месяцев: тесная работа с заказчиком, тестирование сотрудников, иногда даже приходится фиктивно устраиваться на работу, чтобы втереться в коллектив. Задача организатора мероприятия — не просто порадовать всех бесплатной выпивкой, а найти в компании проблемные точки и постараться их устранить в игровой манере.

Например, есть ценный работник, которого в отделе не любят. Шеф не знает, почему. Значит, требуется придумать такую игру, которая примирила бы работника с коллективом. Или есть выскочка, который своими постоянными успехами демотивирует команду. Но и уволить его жалко. Решить проблему поможет игровой сценарий, в котором он окажется на вторых ролях.

В России настоящие бизнес-тренинги тоже встречаются. Правда, корпоративом их никто не назовет: работа во внеурочное время, что-то вроде внеклассного чтения. У нас такого не любят. А вот корпоративы очень даже. По опросу исследовательского центра портала Superjob.ru, с удовольствием на конторские праздники ходит каждый второй. А трое из четырех уверены, что подобные мероприятия улучшают атмосферу внутри компании.

Отчасти так и есть: и пляжный футбол способствует, и задушевные разговоры после третьей. Правда, эффект этот краткосрочный: на следующий же день, после недолгого обсуждения вчерашней вылазки на природу и просмотра фотографий, все возвращается на круги своя. А уж о лояльности к руководству и говорить не приходится: пьяный босс еще менее приятен, чем в трезвом виде, какая уж тут лояльность.

Почему русский тимбилдинг такой? Может быть, корпоративная культура просто не для нас? Ведь все эти гимны, офисную форму и кодексы этики компании мы воспринимаем скорее как повод для снисходительных насмешек. Спрос на серьезный продукт в России действительно невелик, подтверждает психолог Екатерина, которая много лет проработала в одной из крупных рекрутинговых компаний, где изучала корпоративную культуру в московских офисах (фамилию и название компании Екатерина просила не называть — корпоративная этика). По ее словам, настоящий тимбилдинг особенно не любят в филиалах западных компаний: «Как только не издеваются над хозяевами, придумавшими укрепить командный дух введением обязательной для всех зарядки».

Моя собеседница предполагает, что виной тому генетическая память. Советское прошлое не отпускает. У нас все это уже было: и зарядка, и крепкие коллективы, и одинаковая одежда, и песня, с которой начиналось каждое утро.

На англоязычном портале, посвященном тимбилдингу, уверяют, что этот самый тимбилдинг — одна из главных составляющих успеха любой конторы. Может, это и так. На Западе он действительно работает. Правда, там работает и конституция.

Комментировать Всего 109 комментариев

В России есть отвращение к идее тимбилдинга. Друзья, семья и личная жизнь —это одно, а все остальное —говно. Поэтому считается, что все, что связано с работой, неискреннее, ненастоящее. В России такая идея превалирует. Когда на работе пытаются с кем-то подружиться, это воспринимается как фальшь.

Конечно, по-всякому бывает, но если обобщать (а обобщать всегда интереснее), то в США отношение к тимбилдингу иное. Люди более открыты к networking. Люди искренне улыбаются на работе незнакомым, потому что они хотят добра, они не делят на своих и чужих и совершенно не против того, чтобы работодатель способствовал формированию дружбы между сотрудниками. Это не менее способствует дружбе, чем общага, в которой с кем-то живешь и бухаешь. Гораздо веселее ходить на работу, когда с людьми там дружишь.

У меня есть офисы в Киеве и в Одессе. Я пытаюсь заниматься с ними тимбилдингом, объяснить, что это хорошо, но они не хотят. Мне недавно одна девушка там пожаловалась: приходишь на работу, уходишь, ни с кем не разговариваешь полдня, с днем рожденья не поздравляют. Бывает и такое, когда все заняты своим делом. Я, конечно, хочу, чтобы все были деловыми, но нужно, чтобы было приятно, нужно чувствовать себя вовлеченным, чтобы было интересно. Мы все хотим ощущения команды, быть частью чего-то большего, чем мы сами. Неинтересно просто самому быть лучше всех. Соответственно, когда на работе можносделать что-то, что способствовало бы сближению сотрудников, это отлично. Поэтому я пытаюсь их вытаскивать в походы с палатками, кино прокручиваем раз в неделю. Да и просто это весело, особенно если работаешь за компьютером целыми днями. А вместе пойтипреодолеть какие-то трудности, пусть даже искусственные, — это способствует развитию нормальных теплых человеческих отношений.

Хорошо, когда люди отправляются куда-то вне их привычного места общения. Экстремальный пример, когда нанимают работников из стран бывшего Советского Союза и банально всех перемещают в другую страну. Например, из Украины в Варшаву. С семьями или без. Говорят, там они намного меньше пьют и лучше работают. Сам я такого, правда, никогда не делал: это жестоко.

главное не перемещать слишком южнее - перестают работать :=) 

Если в Одессе еще  работоспособность сохраняется, то в Крыму уже нет ;=)))

Года три назад я опубликовал статью «Тим-дебилдинг» в «Секрете фирмы», где я просто разношу вот эту хреномуть —  загородные оргии с выездом и заблевом палаток.

Сделать с помощью тим-дебилдинга сплоченную формально и визуально команду, чтобы самого себя обмануть, можно. А в реальности только честные отношения, честные награды за труд и уважение руководства к людям может сделать команду. Иначе, какие методы ни применяй, внутренне ты хочешь людей наебать, и люди это чувствуют.

У нас было обучение сервису, но это было просто обучение тому, каким должен быть сервис. Это не то, что мы брались за руки и передавали друг другу поцелуйчик или яичко.

Тим-дебилдинг, наверное, может помочь, когда нужно сверхбыстро сформировать коллектив. Когда ты уверен, что люди нормальные, и нужно сверхбыстро привести коллектив в рабочее состояние. Но это достаточно редкий случай.

Должны быть естественные рабочие взаимоотношения между людьми и постепенное узнавание друг друга. Истинное, а не деление на «красных» и «синих» и прочая эта хуета. Я думаю, что не надо градировать людей у себя в голове на «красных» и «синих», всячески обрезая остальные грани человеческого существа. Людей нужно воспринимать сложно, такими, какие они есть. Если на всех смотреть, исходя из двух-трех цветов, в личных отношениях многое теряется.

Евгений , если честно, я очень уважаю Вас лично , но в Евросети меня " либо вовсе не замечали" либо хамили парочку тройку раз, понимаю что Вы старались, сама руководитель и бытовое хамство никто не отменял, но все таки в том же Связном например, на тот момент времени я говорю, продавцы хоть и выглядели форменными извините за мой французский задротами, но до бытового хамства не опускались. Но да ладно бы с ними со всем по вопросу тим этого самого билдинга полностью с вами согласна, как в узелки не вяжись если ты не являешься лидером , в коллективе, ничего не поможет. а пожрать на халяву это любимая народная забава. сюда же я отношу корпоративы любого толка.

Марина, какой процент текучести кадров у Вас в компании (отделе) среди рядовых сотрудников? Я например уверен что в Евросети он был близок к 50%, это во многом и отражает ситуацию. Я уверен, что они тратили массу сил на обучение и воспитание, но текучесть съедала эффективность.   Как создавать команду если она разбегается, потому что в чужом кармане "толще".

Станислав, в том то и суть и смысл  команды что люди хотят работать вместе, соответственно и текучки нет.

Люди прежде всего, хотят работать за деньги, а не за мифические грамоты и корпоративы. Конечно, человеку важно и уважение, но разве оплата труда достойная - не есть первый признак уважения?

Нет, это ни в коей мере не признак уважения.

Не склеивайте разные понятия. Можно презирать человека и относиться к нему как к полному скоту и в тоже время много платить ему как необходимому  в данный момент. Это раз.

Не надо, так же смешивать разные вещи такие как стимул и мотивацию, это два.  Деньги это классический стимул, со всеми плюсами и минусами, похвала, удовольствие от самореализации, чувство гордости  это мотиваторы. Скажите, Млада  будете ли Вы работать в компании за вполне приличные деньги понимая то что отношение к Вам как к тупому животному или Вы будете работать в компании с возможностью заниматься любимым делом в компании единомышленников, за меньшие деньги на  которые можете прожить?

У вас простите ошибочные сведения. Никто не будет держать у себя в компании человека, к которому он относится как к скоту. Если только где-нибудь на вещевом рынке или в подпольном пошивочном цехе. Чтобы много платить человеку, нужно уметь оценить степень его потенциала и определять какую пользу-прибыль он может принести компании, что и делается каждый год на аттестациях, во всех уважающих себя компаниях. Уважение - да оно присутствует ровно до той степени, пока твои интересы не пересекаются с интересами компании. Как только руководство посчитает, что дальнейшее проявления уважения к личности вступает в конфлик с возможной прибылью, оно улетучивается. И ты работешь по субботам, ты не можешь взять отпуск в январе и августе и пр. У нас был целый курс по мотивации сотрудников. Но никто так и не смог ответить как мотивировать старых сотрудников проработваших в комапнии 10- 12 лет, имеющих опыт. И я могу Вам сказать, что все поездки и бонусы в рамках нашей компании, не на всех оказывают такое влияние, как на людей приехавших из провинции. Да приятно, да почетно быть первым в своем подразделении, но у всех есть семьи и дети. Высказвание - Хороший человек не профессия - уже канул в небытие. Главное качество - это умение строить коммуникации. А человек, к которому относятся как к скоту и не скрывают этого - никогда не сможет грамотно и уверенно общаться с партнерами.

Оставайтесь при своём мнении, Ваше право. За десять лет работы бизнес тренером я повидал много разных компаний от небольших до гигантских, не буду их называть,  разное отношение к людям, разное....и как к скотам тоже. Определение "уважающая себя компания" вообще, простите из категории сомнительного утверждения. - Если компания этого не делает значит она себя не уважает....смешно. И строить коммуникации, что конечно важное достоинство, вовсе не везде является ведущей компетенцией. А вообще же , как мне кажется в Вас говорит обида за то что Вас недооценивают и мало хвалят.

Мне странно слышать от бизнес тренера такое утверждение в мой адрес. Как  говорил Ландау, и я с ним полностью согласна - Психология наука не точная. Что касается похвал и прочее, отношения как к скотам. Надеюсь,  Вы не будете опровергать, что на заре построения бизнеса к людям в основном, именно так и относились. Причина - очень проста:  отсутствие работы, возможность выламывать руки, шантажируя увольнением, никакого 8-часовго рабочего дня, никакой субординации. Я через все это прошла в  1994 году. Да, передо мной стоял выбор, обижаться на грубую деревенскую начальницу, пытавшуюся провести мордой об стол при любом удобном случае, уволиться, и носиться со своим достоинством и гордостью. Или остаться, заставить себя уважать и любить – да любить!  В принципе, меня вообще мало интересовало мнение обо мне окружающих. Так меня воспитала мама. Меня интересует мнение обо мне моих близких, друзей  и то, до определенной степени. Почему? Потому что у меня есть свое мнение обо мне. Так вот возвращаясь к нашим скотам, на тот момент у меня была мама и ребенок, мужа я выгнала,   а денег ессно не было. И я посчитала, что сохраню свое достоинство и гордость, продолжая работать еще лучше, отлично делая свое дело, потому что, кто такая начальница – она чужая тетя, и сфера ее влияния не простирается дальше работы, а у меня есть еще целая моя жизнь вне работы. И я, товарищ тренер, своего добилась, меня повысили. А вскоре я ушла в другую компанию, и там я столкнулась с еще большим хамством и неуважением и к предыдущему опыту, и к моим профессиональным знаниям. Боле того, там уже существовала конкуренция внутри компании и те, кто занимал места повыше, очень «трепетно» относились к новичкам. И я опять действовала по старому своему сценарию. Потому что прежде чем получить должность управляющего, необходимо доказать что ты сам умеешь подчиняться и выполнять поставленные перед тобой задачи  и проявлять инициативу. Плюс личное обаяние, и знание иностранного языка.

И конечно, не надо забывать что бизнес очень изменился с 1994 года, и отношения внутри компаний к людям изменились.  И взаимоотношения с персоналом изменились.  Кроме этого, я считаю для себя так - раз я работю на дяденьку - значит он устанавливает правила игры, кстати, до сих пор не котролируемые государством, и раз я у него работаю по этим правилам, то нечего ныть, значит я недостаточно компетентна и опытна для того  чтобы найти себе лучшее место, с лучшими условиями в другой компании, или я просто трусиха. Вот и весь разговор. А вообще, когда я пришла 12 лет назад - принцип был один - не умеешь, научим, не захочешь - просим на выход!

А вот Ваша последняя фраза, по поводу похвалы, похожа не дешевую провокацию.

В нашей компании проводили тренинги специалисты Международной Ассоциации бизнес-коммуникаторов.Это были неухоженные, плохо одетые толстые тетеньки, которые, запросив большую сумму денег у нашего руководства, решили нам рассказать, как надо управлять. В том числе, проводили лекцию о мотивации сотрудников. Ну что я могу Вам сказать, ни на один конкретный вопрос они ответить не могли, потому что мы практики, а они теоретики. Так и теория еще не ими была разработана и не на их опыте, а на американском и  европейском, где уже давно сформирован средний класс и т.п. Тетеньки терялись, пыхтели, краснели, наши вопросы ставили их в тупик.

В результате двое из них были приняты на работу в нашу компанию в службу персонала, но через год с позором уволены. Вот такой был у меня опыт!

За сим склоняюсь в глубоком реверансе!

"Заставить себя любить .... да любить!"

ох... Млада, с глубоким уважением.... но я читаю в ваших строках свои же, извините, бывшие намерения относительно работы. "Заставить себя любить .... да любить!" по-моему, работа это не то место, где нужно искать любовь...

Потому толстые тетеньки и не могут дать ответа на нащи практические вопросы..... у них на работу не за этим ходят. Они ж не видят, что мы хотим от начальника родительской любви, а от подчиненных обожания. Они ж думают, что мы на высокие цели коллектива (как команды) работаем.  

Да, на работу не за любовью, хотя, согласитесь, что личные взаимоотношения имеют важное значение. На самом деле, я думаю что личные взаимоотношения не должны влиять на дело. Если речь не идет о деловых качествах. С другой стороны! Гораздо приятнее работать с улыбчивым, легким человеком, чем с дунудком. Любовь в даном случае, как возможность манипулировать. Но нужно знать грань) Реально оценивать свои возможности. Что касается родительских, детских и партнерских отношений - то тетеньки как раз нам и рассказывал о разных методоах руководства. Но мы пришли к выводу ,что у нас ( я думаю и в стране) все-таки лидирует тотлитарный способ руковдоства. Почему? Доверие. Доверие - уважение. Первый опыт других взаимоотошений деловых, я получила на стажировке в Италии. Это была совсем другая школа. Там изначально ко мне относились с уважением. мне не нужно было ничего доказывать, мне доверяли. Думаю доверие - рождает отвественность, а не желание унизить, ткнуть носом. Хотя опять я сужу по себе.Опять не точно) Кого-то надо постояно контролировать и тыкать. Но я стараюсь избавляться от таких сотрудников. Мне это неприятно. Объяснить да, поставить задачу - да. Проверить, поощрить, да. Но воспитывать - не уверена.

Да, Вам действительно не повезло с бизнес тренерами. Увы. И с великим Ландау спорить бессмысленно и Ваш жизненный опыт , для Вас самый значимый авторитет, да это так. И к людям неплохо бы относиться и получше и помягче. И кадровая служба Вашей компании работает плохо и провокации у меня всё как то дешёвые получаются, да и вообще от бизнес тренера странно слышать утверждения......

Склоняюсь в поклоне.

Опять Вы меня удивляете. Мой жизненный опыт, конечно для меня он важен, потому что, благодаря ему я сформировалась во многом. Да, думаю, и для любого человека собственный опыт важен. Но это не означает , что я не готова к диалогу и обучению. Но, все можно делать по разному. Ваш, простите, менторский тон и определение на мой счет, человека незнакомого, по крайней мере странно. Мне это напомнило передачу давай поженимся, там есть психолог и астролог, они, поговорив с человеком 5 минут счиают возможным выносить, по их мнению, точные определения.

Что касается похвалы. Я работаю на результат. И для меня достижение цели - и есть  похвала. Мне же не 5 лет, чтобы ждать, когда руководство меня погладит по головке. Мне доверяют - и это есть гланая похвала. Слово-то какое-то, простите идиотское - похвала- пахлава. Бонус - вот для меня похвала.

Ну что ж,  значит я снова Вас удивил, уже не зря день прошёл. Ну а всё что я резюмировал, Вы сказали о себе сами....и снова повторяете. Но , право я ни в коей мере не имею желания в чём то Вас убеждать, оставайтесь ради Б-га со своими убеждениями.

P.S. Так бонус или доверие?

Доверие и как следствие бонус. Это просто. Одно следует из другого.

Да и по поводу пахлавы - есть более емкое, точное и взрослое слово - ОЦЕНКА.

Бонус и доверие разнокатегорийные вещи. Бонус награда за успешно выполненной работы, а желание её выполнить возникает , в том числе и благодаря доверию. Бонус - стимул, доверие - мотивация и то и другое побуждает к действию, но по разному. Ну а если слово оценка Вам ближе чем похвала, почему бы и нет.

... Вы не совсем правы, тёзка.

Конечно же - всё зависит от уровня культуры личного состава. Однако полностью замыкая коллег на взаимодействии только в бюро или же "поцыхам", Вы непременно столкнётесь с нарастанием уровня конфликтности ситуации на предприятии или в коллективе (не любить друг друга - это же настолько в природе человеческой !).

В Германии, например, сложилась (на мой взгляд) добрая традиция: на любых предприятиях - от ассенизаторской фирмы до кабинета министров устраиваются совместные "выходы в свет", так сказать. Происходит это два раза в году, и причём самое основное - это даже не сам этот "выход", а демократические выборы наиболее приемлемого для всех варианта. Сам поход - дело сугубо добровольное: никто не разжалует и не выгонит с работы, если человек, скажем, не хочет то или иное мероприятие посещать. Но систематическое уклонение от участия во всём этом натолкнёт Вашего шефа на весьма и весьма неприятные для Вас мысли ...

Евгений, а на деле-то дают эти выходы что-нибудь?

Хотите верьте, Вера, хотите - нет, но мой ответ - положительный: несомненно и отчётливо ДАЮТ !

Как пример - недавний "летний" корпоратив на фирме, где я служу (в этом году предстоит ещё и "зимний", незадолго до Рождественских каникул, причём на Рождественский "выход" фирма дарит каждому сотруднику по 30 Евро, независимо от всех премий).

На этот раз мы соревновались всем отделом, кто лучше стреляет из лука. Мы стреляли по мишеням и набирали очки.

Потом всем скопом пошли в итальянский ресторан, предварительно заказав там энное количество мест.

Никакой бухаловки, всё цивильно и гламурно - произошла всеобщая дискуссия на злободневные темы, потом желающие продолжать разбились на группы по интересам, а кому надоело - раскланялись и отбыли по домам.

Примерно так оно происходит повсюду и всегда. Если делать это чаще, чем два раза в год, это наверняка бы очень быстро приелось и вызывало бы эффекты, прямо противоположные желаемым.

Смысл всего этого: Вы получаете возможность увидеть своих коллег с другой, порою весьма неожиданной стороны. Дело не в том, чтобы сдружить людей, это наверное и не обязательно. Но, узнав, что кто-либо из Ваших коллег, например, в свободное время играет в шахматы, рисует, поёт, танцует, занимается подводным плаванием и проч. позволяет оценить многогранность человека, которого Вы наблюдаете каждый день в бюро и постепенно начинаете думать про него - "вот, козёл" или, соответсвенно, "вот, корова" ... Когда Вам открывается объёмный, так сказать, трёхмерный портрет этого человека, у Вас, скорее всего пропадёт желание конфликтовать с ним по пустякам, поскольку он/она наверняка вызовет у Вас уважение, ну, или сострадание ...

ох, Евгений, какой-то вы идеалист, мне кажется. неужели взрослый человек полгода проработав с людьми в одном бюро не в состоянии оценить их многогранность без стреляния из лука и поедания пиццы?

хотя, признаюсь, в редакциях все это немного по-другому все-таки устроено.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

Насчёт редакций ничего не могу Вам сказать, Вера, никогда не был журналистом. А вот что касается тех областей, где я вхож, так сказать - в рабочее время здесь принято работать, как ни банально или примитивно это звучит. Перекуров за день - только два и оба официальные. У Вас просто никак нет времени на ознакомление с многогранностью Ваших коллег.

Такого, как было в советское время (или даже в Швеции), когда были эти стояния в коридорах часами и разговоры обо всём и обо всех, здесь не наблюдается ...

Так что это не мой "идеализм", а скорее суровая правда местной жизни ...

тогда тем более не понимаю -- идти в ресторан с толпой вообще не знакомых тебе людей. ужасно, наверное, неловкая ситуация.

Ну, уж нет, Вера: как же так - "вообще не знакомых" ? А чьи одухотворённые лица сопровождают меня каждый рабочий день ? А кого я вижу за обеденным столом (это, к слову сказать, тоже отчётливая традиция в немецких коллективах - совместное поедание обеда) ? Таким образом, некое фрагментарное знакомство всё же имеется. И совместные "выходы в свет" призваны "расширить и углУбить", так сказать ...

Для меня странно вообще словосочетание - желание конфликтовать.

Конфликт - это не  продуктивный способ решения проблемы. А уж про стрельбу из лука - это хорошо Вы заметили. Мне кажется, можно многогранность человека оценить уже потому, как он говорит. Первое для меня в оценке человека - это его речь. Сразу многое становится ясным. Если конечно, это не технический гений какой-нибудь, но и его можно прощупать)) С другой стороны, какое мне дело до его многорганности, если он тупышка на работе, и не в состоянии выполнять свои обязанности. Даже если эта женщина и она и красива и сложена как богиня, но дура-дурой, да еще самоуверенная - ну  и что мне толку, что она прекрасно стреляет луком?))

Евгений, вполне возможно Вы на своём уровне так и полагали, только пройдя через несколько уровней руководства Ваши идеи и мировозрения доходили до низового звена в ....как бы это выразить....несколько изменённом виде. Что соответсвенно вызывало их естественный отклик. Я с профессиональным интересом общался с Вашими сотрудниками, увы невесёлое впечатление.

сформировать команды быстро можно, но согласен - к "тим-дебилдингу" это никакого отношения не имеет:)

99% тренеров понятия не имеет что такое и как это делать -  "создание лидера" и "замена лидера при необходимости" - а это основные два процесса, которые должны быть запущены, чтобы группа людей могла быть названа "командой"

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

Весь тимбилдинг (слово-то какое жуткое) в компании, в которой я работал в приснопамятные времена, выражался в банальной пьянке. Вспоминаю, как во время обязательного коллективного отдыха на Гавайях или на Ямайке Тиньков поyтрy, пока все спали, стучался в комнаты с бутылкой водки в одной руке и бутылкой шампанского  в другой.

Утро начиналось с поочередных глотков водки и шампанского, и мы становились в течение оставшегося дня все сплоченнее и сплоченнее.

По мне, идеальный тимбилдинг — это служебные романы. В офисах живых компаний обязательно должны быть отдельные комнаты для флирта и послеобеденного секса... Сплотить всех — это разновидность несвободы, это такая же утопия, как обещание побороть коррупцию. Я считаю, при создании команды главное  не корпоративные стандарты и не надуманная корпоративная культура, убивающая в менеджере индивидуальность, а атмосфера, где максимально раскрывается личность каждого. А вообще-то,тимбилдинг возник в больших корпорациях для минимизации затрат. А затратна для транснациональных монстров идентичность менеджера — национальная, культурная, духовная и даже половая! Для этого чтобы искоренить половую самоидентификацию на работе, придумали этот самый сексуальный харрасмент. Тимбилдинг как раз и направлен на то, чтобы можно было эффективней манипулировать менеджерами, превратив их в бройлеров!

Эту реплику поддерживают: Сергей Мигдал, Млада Стоянович

Самвел, мне кажется, что тимбилдинг неправильно оценивать отдельно. С точки зрения руководства корпорации у тимбилдинга имеется близнец-тень - бессмысленная жестокость. В комбинации они удивительно эффективны. Просто перекосы бывают. В обе стороны.

В офисах живых компаний обязательно должны быть отдельные комнаты для флирта и послеобеденного секса...

Поддерживаю конечно, но комната для секса на работе, послеобеденного)) когда-же мужчины работать будут? Обед будет плавно переходить в полдник и так далее) И потом, у нас мужчин гораздо меньше чем женщин. А если и дамочки разохотятся до послеобеденного секса, тогда придется на такие пикники и все руководство выдергивать, а женская ревность? Мне кажется с сексом Вы погорячились!

Мне кажется с сексом Вы погорячились!

Некоторые любят погорячее

Ну это понятное дело! Кто бы сомневался)

До кризиса в нашем банке каждый год проводились всякие offsite'ы. Мы бывали на них в Голландии и в Португалии, например. Идея оффсайта — поиграть в гольф, футбол, а потом напиться с коллегами. Кроме этого, приглашаются туда какие-нибудь скучные спикеры и массовики-затейники для собственно тимбилдинга.

В начале кризиса Португалию сменил Истборн, а потом и вовсе оффсайты превратились в онсайты (то есть  где-нибудь в конференц-зале в здании банка). А так как мало кому интересно проводить время в скучном помещении, то тимбилдинг теперь в основном в пабе по пятницам.

Вообще-то, работа в команде — важный залог корпоративного успеха, разные корпорации имеют сильно отличающиеся друг от друга культуру и командный дух. Что же касается самого процесса тимбилдинга, то к нему, как правило, относятся с пренебрежением и усмешкой, потому что научить командному духу сложно. Но с другой стороны, если не пытаться, то точно не получится. Ну а степень любви к тимбилдингу у конкретных людей прямо пропорциональна степени промытости их мозгов относительно корпоративных ценностей.

Эту реплику поддерживают: Владимир Тодрес

"Или есть выскочка, который своими постоянными успехами демотивирует команду. Но и уволить его жалко. Решить проблему поможет игровой сценарий, в котором он окажется на вторых ролях."

Не понял. Если задача team-building уравниловка, то это и вовсе идиотизм какой-то. Зачем увольнять успешного работника? Его продвигать надо пока он не достигнет потолка своих способностей.

Эту реплику поддерживают: Ирина Михайловская, Катерина Герр

согласна, Юрий. я бы в такой ситуации как-то мотивировала остальных сотрудников, а не показывала бы успешному, что он и на вторых ролях пригодится

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

очень часто выскочке от того, что начальник "мотивирует остальных сотрудников" как раз и кажется, что он на вторых ролях. он на то и выскочка.

там изначальное еще странная формулировка -- выскочка, у которого постоянные успехи.

знаю я таких выскочек.

нужно определиться, кого мы считаем "выскочкой"? человека, который, ничего не умея, все время умудряется быть на виду и создавать видимость дикой и блестящей активности? Или человека, которого просто очень много?

Мне кажется, что простые добрые русские люди считаю выскочкой того, кто добивается большего успеха, это банальная зависть, сваливание на протекцию, при этом мало кто утруждает себя размышлениями на тему: почему у него это получается лучше чем у меня, в чем причина  его успеха? Думаю, это национальная черта, или как у моего любимого Олеши, несколько в другом ракурсе, но точно: "Непонятное либо смешно, либо страшно" И действительно - если он лучше меня, то и меня могут напрячь, или он выскочка - и посмеяться над тем, над чем в действительности стоит подумать. Выскочками  очень часто у нас принято считать индивидуальность,  а индивидуальностью сложнее управлять, она не так послушна, потому что она большее способна, с ней надо считаться, потому что она может принести гораздо больше пользы бизнесу. 

Именно. А лучшая мотивация для остальных это продвинуть "выскочку". Дурной пример заразителен :-)

Может поставить более сложную задачу )

Что делать с сотрудником, который отлично справляется со своей работой которую ему поручает прямой и косвенный руководитель, но работу которую он должен делать в команде он не делает и сваливает это на других. В итоге мы имеем демотивацию всего отдела, а руководитель не имея прямых улик не может принимать решение. 

Я никогда такими вопросами не занимался, в науке народ как-то сам себя мотивирует. Наверное, я бы давал такому работнику совершенно конкретную часть этой командной работы, через неделю, скажем, все садились бы и обсуждали итоги недели вместе с начальником. Тогда будет ясно сделал он свою работу или нет.

вспоминается докто Хаус, который ненавидит дежурить в клинике. (не знаю, смотрите ли вы)

Я предпочитаю Дживса и Вустера (если честно то просто сто лет уже не смотрел телефильмы, просто не хватает времени)

Эту реплику поддерживают: Леда Плеханова

я тоже очень-очень люблю Дживса и Вустера. тем более Хаус должен вам понравиться.

У меня скоро отпуск, обязательно найду время ) а сейчас в 16 тонн, посмотрим что дают )

А вообще что касается тимбилдинга, то он в чистом виде (т.е. для развития навыков совместной работы, работы на результат итд) применим только в компаниях с высокой мотивацией сотрудников, где люди уже получают удовольствие от своей работы и тимбилдинг помогает им совершенствовать навыки. Подавляющее большинство наших компаний работает по принципу -"выдави из сотрудника максимум, уйдет полно новых". Поэтому большинство находится в неком прессинге и руководители используют тимбилдинг, чтобы дать людям снять стресс, выпустить пар так сказать. (Освоение бюджета тут боком, руководству все равно как его освоить пьянкой или делом)

Вера, вы оказались совершенно правы! Я не пожалел ни секунды о том, что пошел на Людмилу Петрушевскую.

Спасибо.

Тимбилдинг это когда ты обнимаешься с коллегой, нюхаешь его потные подмышки, и готов даже в говне покупаться чтобы победить командой соседний отдел)

это приблизительно и так понятно. не очень понятно, сохраняется ли эта готовность в офисе?

а в офисе другая мотивация)

на тимбилдинге там всей команде могут конфетку дать за эту победу,в офисе такого может и не быть.. если конечно создать систему бонусов и премиальных в как раз таки командной работе то может и эффективность повыситься.

Артур Евстефеев Комментарий удален

тимбилдинги - это слишком фальшиво, что бы в них учавствовать(тратить свое время). 

Почему меня тошнит от этого

Во первых - совковость. Такого то числа, с утра, у нас "день кейфа" с выездом на природу, играми и еще чем-то. Все дружно веселимся. А может мне в этот день не хочется? Или у меня просто нет настроения тащиться куда-то лазить на веревках, ездить на лошадях или плавать в каяках?

Во-вторых - фальшь. Все эти мероприятия запускаются под мелодию - "мы одна семья". Я на это не покупаюсь. Когда необходимо - фирма тебя уволит. И я эту возможность принимаю спокойно, вот только не нужно мне рассказывать про семью, мы не в СССР и не в Японии. Моя задача - быть специалистом, которого уволить наименее выгодно, а семья моя - дома.

ну, то есть у вас претензии ни к самой идее, а к стилистике -- правильно я понимаю?

1-ый пункт - стилистика, 2-й - идея. Их идее "мы корпорация - твоя семья", я верил когда только закончил колледж и устоился на свою первую работу. Теперь - фигушки.

Будучи по профессии  бизнес тренером с немаленьким уже стажем ,порядка десяти лет, могу сказать что действительно очень часто совместное бухалово или посещение сауны или верёвочные курсы называют тимбилдингом, более того часто топы , находясь где то сверху ,с большим удовольствием выпивая шампанское и хороший вискарь , любуются тем как их ужратые сотрудники  блюют по углам, выясняют отношения мордобоем и блудом, при этом называют это всё тимбилдингом. Равно и то какие деньги вбухивают компании в  разного рода "тренинги" под лозунгом: пусть эти лохи станут лучше! Могу сказать так же то что ни где и ни когда  сотрудики не изменят своего отношения к работе и друг другу пока их реальные руководители сами не сделают этого и не создадут новую среду.  Банальность , но  люди меняют своё поведение только в том случае ,если среда в которой они обитают демонстрирует неприятие  прежних моделей. Иначе, можно потратить огромные бюджеты и абсолютно без смысла.

а сами-то руководители верят в эффект такого тимбилдинга?

и, Михаил, скажите, что действительно тренер может изменить атфосферу в коллективе (простите за словосочетание)?

провокационный вопрос:))

Вера, посмотрите на свой вопрос, в момент, когда какой-то сильный тренер собирает свою команду на тайм-аут...

Хороший тренер, не просто может - а 100% всегда меняет атмосферу, независимо от воли заказчика. Плохой тренер ничего не меняет, независимо от технологии и воли заказчика...

Мне как-то заказывали проведение тренинга, чтобы участники были однозначно недовольны:)) Я согласился. Участники были недовольны... первые две недели... Потом до них дошло... Потом дошло до заказчика, что теперь с работниками нужно совершенно иначе работать, потому что они стали точно понимать свои возможности и как им ставят цели руководители:)) Руководителям было очень тяжело...

Дмитрий, а расскажите подробнее, я вообще не поняла -- как это "треннинг, чтобы участники были недовольны"? бывает и такое?

тренинг это не развлечение...

Вера, тут простая логика

- это ведь все-таки работа - рабочее время, людям зарплата идет

- на работе главная цель все-таки не удовольствие работников - верно?

- если работникам на работе тяжело - это все-таки нормально - поэтому им и деньги платят

- если деньги платят нормальные - то будут работать, даже если не легко. А на работе вообще-то должно быть не легко, иначе опять же - это не работа.

А теперь ближе к тренингу - Вы спортом занимались? трненировка - это что то веселое и увлекательное? - нет конечно. А теперь еще представьте, что вы приходите на тренинг с такой высоченной самооценкой - типа Вы "пуп земли и все можете", а тренер методично показывает Вам, что Вы постоянно ошибаетесь и просто раньше этого не замечали. И выясняется что никакой Вы не пуп земли, обычный человек, и что платят Вам даже несколько больше чем Вы того заслуживаете (что очень часто в Москве....) - и как у ВАС БУДЕТ НАСТРОЕНИЕ ПОСЛЕ ТРЕНИНГА?:)))

часто топы , находясь где то сверху ,с большим удовольствием выпивая шампанское и хороший вискарь , любуются тем как их ужратые сотрудники блюют по углам, выясняют отношения мордобоем и блудом, при э

Наверное,  речь  идет  о  Газпроме,  Лукойле  или   Freshfields  Bruckhaus  Deringer ?

Рассказ очевидца (не подрывника)

Знакомый медик выучился на компьютерщика и устроился на работу, это огромное счастье для эмигранта. Старается быть "своим парнем", посещает вот эти вот билдинги, которые в конце каждой недели. Шеф крутится минут сорок, потом исчезает. Сотрудник, в порыве пивоваренной сплочённости обращается к знакомому: "Классный ты парень, Юрий, жаль только, что ты еврей!".

Разочаровался я в тимбилдинге...увидев ряд примеров, как распадались те "тимы", которых до этого регулярно "билдили"...Разбегались при первом серьезном наезде на компании...

Многие сотрудники и без тимбилдингов, и с ними декларируют тебе сплоченность, но...ровно до тех пор пока не возникают реальные трудности и настает тот момент, когда билдинг должен заработать...Сбой он дает...Пустая трата и денег и времен...

А вот банальная поездка на природу (или поход в ресторан) хороши тем, что ты не ждешь от них того, чего ждут от этого иностранного слова... Не наступает потом разочарование.:-) 

Эту реплику поддерживают: Алиса Релина

Так же разочаровались в нашей стране в демократии....правда её у нас ни когда и не было.

Ну зачем же сразу политизировать тему?:-)

Игорь, вы меня запутали. То есть поездка на природу, если ее не называть тимбилдингом, полезна, а если называть -- ничего не дает?

Вера, здравствуйте. В моем понимании "тимбилдинг" значительно шире, чем поездка на природу. В нашей стране между ними часто ставят знак равенства. Я разделяю эти два понятия:-)

я тоже разделяю, я только не понимаю вашей логики. почему целенаправленная работа с коллективом ничего не даст, а поездка на природу -- наоборот?

Вера, в моем понимании "целенаправленная работа с коллективом" значительно шире, чем "тимбилдинг".

Часто, к сожалению, тренинг это способ с одной стороны освоить бюджет и с другой получить его. В тоже самое время многие руководители или владельцы бизнеса ,убалтываемые опытными продавцами, в наивной надежде на то что после тренинга всё будет по новому, искренне полагаются на тренинговый эфект. По моему мнению, тренинг это, лишь один эллемент из нескольких, необходимых для действительного внедрения изменений. Смысл тимбилдинга в том что бы продемонстрировать и дать навык действительной пользы совместной работы, в тоже самое время вернувшись на рабочие места люди , для того что бы начать использовать этот навык должны увидеть то что ситуация требует этого.

Это первая часть вопроса, вторая...тренер может быть агентом изменений, а может и не быть.

Я ответил на Ваш вопрос?

вполне, Михаил. и что в вашей практике есть реальные случаи, когда работа с коллективом помогала повысить эффективность? расскажите, оч прошу.

Что Вы имеете в виду под работой с коллективом и эффективностью?

Есть разного рода темы, такие как тимбилдинг или коммуникативные навыки требуют работы на всех уровнях менеджмента, опять таки есть просто навыковые тренинги в процессе которых можно дать новый опыт использования прикладных вещёй, из категории : продажи, планирование, переговоры и т.д. они не требуют глобальных изменений в компании, достаточно просто практики.

Именно в данный момент я работаю в компании, в которой , что особенно приятно, не испорчено поле, большоя актуализированная потребность со стороны руководства и карт бланш мне, а так же бизнес необходимость изменений....руки чешутся!!!! В то же время было много раз, когда я работал в консалтинге и фрилансе ситуации в которых результат моей работы был совершенно неважен боссам...просто бабло. 

Вообще же есть тренинги и есть тренинги, знаете как .......ну например: 

-Вы занимаетесь спортом?

- Да, я Олимпийский чемпион!

-А Вы, занимаетесь спортом?

Да! Я три раза в неделю хожу на фитнес!

И то и другое спорт, но очень уж разный.

спасибо, Михаил, теперь, кажется, все поняла.

"пьяный босс еще менее приятен, чем в трезвом виде, какая уж тут лояльность"

Золотые слова)) Ну не то чтобы босс уж очень неприятен, но лучше ему не показываться сотрудникам в нетрезвом виде.

Маргарита, если пьяный, но не шумный, не буйный и слишком навязчиво жизни не учит, то может и нет в этом ничего страшного?:-)

Игорь, не знаю. Не приходилось видеть пьяных приятных боссов
Действительно) До чего ж прекрасна мужская "боссовская" солидарность!

:-)

Вне зависимости от половой принадлежности - босс - он и в Африке:-)

Т.е. все-таки довели:-)

Игорь, закралось смутное подозрение, что это я как будто Вас чем-то довела уже)))

Игорь Подлевских Комментарий удален

Что Вы! Мой стресс устойчив! Важно понять друг друга:-)

Любимая тема мужчин: понимание)))))))))))))

Игорь Подлевских Комментарий удален

Любимые темы большинства мужчин: размеры и статус.

А понимание находится значительно ниже:-)

никогда не видел правильного тимбилдинга в большом тиме. Всегда совок получается, даже в нараспроамериканской организации и в любой стране.

У нас успешные были "тимбилдинги" (только мы их так не называли) и с пьянкой в аквапарке, и с детдомовскими детьми поиграть на premises хорошей благотворительной организации. Но это потому, что нас всего было человек 7 в офисе - с большими задачами и за приличные деньги, и у нас сначала тим создался в работе и борьбе с конкурентами, а потом уже мы пили и с детьми играли вместе. Не наоборот.

А так, конечно, весь этот тимбилдинг, авойданс оф секшуал херасмент трейнингз и корпоративный новояз и сокращения - обычно совок-совком, только называется по-другому. И чем больше к нему американский подход и тренеры американские, тем больший совок получается. Уж не знаю почему. 

Эту реплику поддерживают: Юрий Петров

Наира Хачатрян Комментарий удален

Во-первых, слово уродское, ассоциация с "дебильник". Во-вторых, манипулировать человеческими отношениями ради всё той же тоскливой корпоративную жадности мерзко.

про слово согласна, а про манипуляцию -- нет. если в итоге людям будет приятнее друг с другом работать -- какая же это манипуляция?

В нашей компании чуть ли не заставляют ездить на подобные мероприятия (гуляния на природе или в ресторане). Когда только мероприятие задумывается, людям на собраниях и оперативках постоянно говорят о необходимости знать каждого сотрудника по имени, общаться и дружить. Вот такая благородная цель. Только обычно бывает так: под воздействием спиртного сотрудники начинают общаться, делиться наболевшим, завязывается "дружба", а через пару дней можно опять забыть, как человека зовут. Мне больно видеть, как директор одного из наших филиалов накидывается с пары рюмок и над ним начинают смеяться. Но большинство такой расклад устраивает.

Спросил ребят в своем отделе, почему те не едут на корпоратив. Ответ простой: "не охота бухать, а там все бухают". Но меня возмущает это отношение к тем, кто предпочитает не участвовать. Людей заставляют объясняться, почему не едут. На оперативке я заступился за одного парня из соседнего отдела. Парень не хотел ехать на корпоратив, потому что у него жена дома и 2-х месячный ребенок, он,понятное дело, хочет с семьей быть. И вот он что-то объяснял, растерянно разглядывая свою одежду. "Саша все правильно делает, отстаньте от него". Саша приободрился. А на меня некоторые фанаты смотрели, как на врага :)). Вот такие у нас моменты бывают.

Слово на самом деле неподобающее "тимбилдинг". Либо этот тим есть либо нет. В конечном счете все зависит от вменяемости руководства,текущей ситуации и перспективных планов.А коррективы в команде можно вполне проводить без бухла и блуда.То же самое и с корпоративами - на работе всех люблю и уважаю,как корпоратив хоть увольняй всех на утро.

вот, Михаил! я как-то интуитивно понимаю это же. что гораздо больше пользы может принести какая-то летучка или правильно организованное собрание, или еще что-то в этом роде. зачем стрелять из лука и есть пиццу -- убей, не пойму.

Михаил Авилов Комментарий удален

Я же говорю про вменяемое руководство:-)В этом вся фишка:-)

Оо! Тимбилдинг! От самого слова действительно тошнит!

И ассоциируется оно со словом «беспомощность»,  по-моему,  и  словом «фальшь».

Когда руководитель предприятия беспомощен (реально не уверен в своих силах и боится потерять контроль над кол-вом) и начинается вся эта ересь  «мы-семья! мы – одно целое!»

И, кстати, именно от беспомощности всё это фальшиво.

Это из области психологии! Ну не знает человек  как мотивировать сотрудников, а самый простой способ себя  успокоить – убедить, что все в порядке : заставлять подчинённых   петь гимн компании, целовать знамя, что ещё? – перетягивать канат на свежем воздухе))

Наблюдала эпопею фальшивого тимбилдинга в  масштабах корпорации – гиганта и в масштабах малюсенькой компанийки.

Была как объектом, которого заставляют «перетягивать канат», так и объектом, который должен организовать  «перетягивание  каната».

В обоих случаях – мутило!

Тимбилдингом кампанию, где работа интересная и оплачиваемая - не испортишь! А где все наоборот - не исправишь! :-)

Эту реплику поддерживают: Ирина Михайловская

Алиса, значит ли это, что вы считаете, что не бывает компаний, где работа интересная, платят много , а атмосфера -- тоска-тоской?

Вера, если работа интересная и платят - не встречала! А вы знаете такие? Тогда там  работают роботы ! :-)

Я вот люблю поболтаться на тарзанке и повисеть над обрывом (желательно, конечно, при этом обойтись без промывания мозгов). А одна знакомая, наоборот, после "верёвочного курса" натурально подала заявление - только её и видели. Дело в том, что она боится высоты, а организаторы ropes course восприняли её нерешительность как нежелание вливаться в команду и едва ли не личный афронт. Преодоление страха и обретение доверия к коллегам произвёли на испытуемую столь яркое впечатление, что она предпочла никогда более не иметь дела со столь сплочённым коллективом.

"На Западе он действительно работает. Правда, там работает и конституция."

Судя по моему опыту и по комментариям выше, на Западе те же трудности, что и у нас. И дело тут не в историческом прошлом (хотя эти ассоциации, конечно, усиливают отвращение нормального индивидуалиста к подобным экзерсисам). Дело в том, что командостроительство - один из немногих видов деятельности, которую принципиально невозможно отдать на аутсорсинг. Настоящая команда создаётся только и исключительно изнутри.

Эту реплику поддерживают: Владимир Тодрес

Мне кажется, что случайности могут происходить при любой форме проведения командообразования. Просто в этой работе никто не застрахован от каких-то эмоциональных потрясений, которые могут быть не менее серьезны для человека, чем обожжение. Вот такие вещи, как хождение по углям и прочие физические телодвижения, которые могут приводить к травмам, это совсем не специфично для тренинга командообразования. А что же специфично? А специфично проведение определенных мероприятий, которые обостряют процессы взаимовосприятия, взаимовнимания между членами группы. И вот в процессе такого тренинга действительно наблюдаются определенные подвижки людей друг к другу. Правда, эффект от такого рода подвижек очень неустойчив, и в конечном счете никакого закрепления полученных навыков, закрепления этих новых форм поведения: повышенного внимания, обостренного восприятия, умения руководить в каких-то пределах друг другом — все это не приводит к каким-либо устойчивым изменениям в системе взаимоотношений, в команде. Среди приемов командообразования используется, например, такая вещь, как совместное групповое решение какой-то стоящей задачи, имеющей игровой характер. Группы в различной степени эффективно справляются с такими заданиями, но эти задания, как правило, имеют совершенно произвольный характер, то есть это деятельность, характер которой не связан с основной деятельностью. Поэтому каких-то реальных существенных изменений в уровне сплоченности эти тренинговые процедуры тоже не продуцируют. Плюс к этому надо сказать, что акцент ставится именно на взаимодействии между участниками группы, а не на взаимоотношениях между ними. В то время как самое главное — это все-таки перестройка взаимоотношений в группе. Например, раскрытие людей с каких-то новых сторон, повышение эмоциональной привлекательности друг друга, достижение ценностной общности. Всего этого в условиях традиционного командообразования не происходит.

Словом, эти тренинговые процедуры имеют весьма условную связь между основной деятельностью и базовыми отношениями в группе. И придавать им слишком большое значение, на мой взгляд, нельзя.

согласна

Эффект очень не устойчив. Помню свой первый корпоратив на природе - казалось что после такого вот лобызания с начальством уж точно теперь все будет по-другому. Не тут-то было. В понедельник все опять залезли в свои роли и все понеслось по-старому. И доверия стало еще меньше.

В советское время мне довелось поработать в министерстве обороны. И не было там зарядки и одинаковой одежды, по крайней мере, у  нас, у штатских. А вот уважение было. Четкое распределение обязанностей, полная ясность со степенью ответственности за то, что люди делают. И предельная честность старших по званию по отношению к подчиненным. Может быть мне повезло. Но это было в 1988 году.

 Что касается корпоративной культуры и этики, даже подпись на каждом мейле - С уважением, Пупкин Иван, не гарантирует ничего, и дело не в советском наследии, а в отсутствии уважения к человеку вообще в стране. Принцип я начальник - ты дурак, актуален до сих пор. С другой стороны, мне глубоко претит желание боссов влиять на мое мировосприятие и мировоззрение. Потому что я не могу жить по формуле – Мне хорошо – и кругом все хорошо. И я не люблю, когда мне хотят навязать чужие представления о мироустройстве. Я думаю, что сама организация бизнеса в России основана на других принципах. По крайней мере, в той области, в которой работаю я, ты должен уметь все, и даже больше, в то время как мои коллеги в Италии не касаются тех проблем и задач, которые решаю я. Я не ропщу, опыт всегда только на плюс, но с другой стороны, нет тех границ и рамок взаимоотношений,  которые должны существовать между разными департаментами компании. Каждый стремится спихнуть на другого. Кто везет – на том и возят.

Что касается совместного отдыха и корпоративов, я не люблю их. Мне есть куда пойти, что почитать и о чем подумать. Лагеря пионерские с детства не люблю. Не люблю стада. А что касаемо духа команды и прочего.

Нужно просто быть вменяемым и знать свое дело.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Я вчера была на удивительном тимбилдинге

В Лондонском офисе нашей компании. Мы ходили всей нашей командой из 22 человек обсутраивать сад какой-то студии детского творчества. Копали, таскали землю, строили сарай.... В практической пользе этого мероприятия можно посомневаться, потому что 22 юриста и финансиста с лопатами вряд ли могут сравниться даже с 2-мя профессиональными  садовниками и спец техникой. Но зато! Но смотреть как европейские коллеги машут граблями получше меня (у меня все-таки дачного опыта побольше), это вообще просто класс! Сколько же я узнала о людях с которыми работаю, как мы теперь здороваемся перед кофе-машиной по утрам! Физический труд безусловно сближает.  Я очень довольна. 

Эту реплику поддерживают: Александр Шестаковский

Да, согласен. У нас с банке что-то похожее устраивается раз в год, только мы не стоим ничего, а участвуем в регате (парусный спорт). Физической работы там уж точно не меньше, но зато потом много имен на языке, да и работа идет как-то веселее...

Млада Стоянович Комментарий удален

Млада Стоянович Комментарий удален

Не буду называть компании , не корректно. Это просто очень крупные компании.

Является ли тимбилдинг фальшью зависит от: а) способности руководителя "билдить"; б) от реальных взаимоотношений на рабочем месте.

Что касается отношений. Я работал в двух компаниях. В первой, состоящей из семи мужиков, мы сталкивались с общими проблемами, решали их, вместе посещали различные заведения, и таким образом были дружным и эффективным коллективом. Нам не нужен был корпоративный этикет, ибо мы сами и были его реализацией во плоти.

Во второй компании, которая по размеру была на два порядка больше, я чувствовал себя винтиком, а отношения были исключительно официальными, холодными. Когда пришло время очередного тимбилдинга попросту не оказалось желания присутствовать там и делать вид, что эти люди мне чем-то интересны.

Таким образом тимбилдинг начинается не где-то вне рабочего окружения, а в нем. И ответственность за него должны нести мы сами, конечно же при мудром руководстве умеющем встраивать человека в команду.