Сергей Чобан: Презентации проектов — это такая голосовая почта

В пятницу в Архитектурном центре (Center for Architecture) Нью-Йорка архитектор рассказал о своем кураторском проекте для Русского павильона XII Венецианской биеннале по архитектуре. Чобану важно, чтобы об этом проекте узнало как можно больше людей по всему миру

Фото: Леонид Леонтьев
Фото: Леонид Леонтьев
+T -
Поделиться:

Несмотря на то что июль-жара-пятница не располагают к прослушиванию лекций, в Архитектурный центр пришло немало людей, желающих познакомиться с кураторским проектом Сергея Чобана (сокураторы Григорий Ревзин и Павел Хорошилов). «Сноб» уже писал о назначении Григория Ревзина и Сергея Чобана на должность кураторов павильона и о самом проекте с условным названием «Фабрика “Россия”».

Сергей Чобан прилетел в Нью-Йорк по приглашению Владимира Белоголовского, президента компании Intercontinental Curatorial Project Inc., который рассказал мне, что в Америке есть большой интерес к русским архитектурным проектам и вообще к российским архитекторам: «Российские проекты почти не публикуются в западной прессе, в частности в “Архитектурном рекорде” — ведущем специализированном журнале Америки. Когда здесь выступал Андрей Боков, президент Союза архитекторов России, то центр был забит, интерес был огромный, но не конкретно к Бокову, а всем было любопытно увидеть российские проекты, которые мало где можно посмотреть».

После демонстрации нескольких проектов, уже реализованных в Берлине, Санкт-Петербурге и Москве, Сергей Чобан показал слайды из проекта для биеннале — идеи реновации провинциального городка, разработанные на примере Вышнего Волочка.

Мысль Чобана в том, что из-за централизации активности в городах-миллионниках, а больше всего в Москве и Санкт-Петербурге, из поля зрения совершенно выпадают маленькие городки: туристы не едут туда, инвесторы не вкладывают деньги, развития не происходит — болото, да и только. Меж тем, в Европе и Америке маленькие городки вполне привлекают и путешественников, и деньги инвесторов. Это помогает развиваться стране целиком, а не только отдельным точкам. Сергей Чобан уверен, что сложившуюся в России ситуацию нужно менять, и ему кажется, что это вполне реально.

Проект редизайна Вышнего Волочка (подробности можно прочитать тут) вызвал интерес, но одновременно и скепсис. После окончания презентации Ник Ильин воскликнул: «Чистая утопия! Кто платить будет за все?»

Такой скепсис Чобану понятен, но он уверен, что в такой большой стране, как наша, если что-то не сработает в одном городе, то может сработать в другом. В любом случае, если не получится воплотить проект сразу полностью, можно попробовать реализовать его по частям. Главное, считает Чобан, — двигаться, пусть и маленькими шажками. Иначе это будет началом конца.

Комментировать Всего 5 комментариев

Я всегда бываю приятно удивлен бесконечным оптимизмом и широкой мыслью берлинско-московского архитектора Сергея Чобана. Вчера в Центре архитектуры в Нью-Йорке он представил свой кураторский проект «Вышний Волочок», который будет показан в Русском павильоне Венецианской биеннале в этом году.

Идея — оживить маленькие российские города, используя заброшенные индустриальные пространства, превратив их в культурные хабы, узлы, что поможет неразвитым советским городам стать боле привлекательными для туристов и населения, особенно для молодежи, которая постоянно переезжает в большие города в поисках работы.

Я скептически отношусь к возможности значительной поддержки таких проектов со стороны государства, потому что, кажется, интересы Кремля находятся в другом месте, но такие динамичные губернаторы, как Зеленин в Тверском регионе, где и находится Вышний Волочок, вероятно, будутст имулировать приход частных инвестиций, помогая им бороться с огромным количеством финансовых и юридических препятствий. В США есть хорошие примеры, за кем можно было бы последовать, например Dia:Beacon или MASS MoCA

Сергей об этом знает - я приводил ему те же примеры прошлой осенью. А идея хабов берет свое начало в наших 20-х. Одним городом Кремль никогда не заинтересуется, но один город мог бы стать образцом для других.

Юра, если ты, как и Ник, приводил в пример DIA:Beacon, - знаешь-ли ты,

- сколько им это стоило?

Я  делал проект с DIA и знаю, что это - один из самых богатых в мире фондов!

Сергей, вот еще пример из личного опыта. Когда я в 1996 году делал инсталляцию в павильоне, то тоже работал в бельэтаже - нижний по затее Минкульта был отдан представителям бывшей союзной республики, армянским архитекторам. сейчас там спонсоры со своими стендами, что, конечно, по цивильным меркам - совершенная дичь, к тому же нашим министерством приветствуемая. в остальных павильонах спонсоры, разумеется, упоминаются, но на отдельные выставки, каталоги или, еще глупее, на соучастие наравне с архитекторами, как это было на прошлой биеннале, где наши девелоперы заделались шахматными игроками, не сподабливаются. в этом я, кстати, нахожу больше уважения к участникам процесса, чем в заигрываниях минкульта с донорами - все равно что на профессиональном концерте зрителей из партера на сцену петь приглашать - только позориться. но это к слову, сейчас вернусь к армянам, чья выставка не сказать что была плохая, просто выставка на картонных планшетах, клубного, так сказать, уровня. на второй день после открытия мы вдруг обнаружили, что многие зрители, посетив армянскую экспозицию в первом этаже, на наш второй уже не поднимаются. на третий день мы повесили таблички со стрелками, срочно заказанные в мастерской по изготовлению дорожных знаков: Россия и Армения. Может, и вам на эту тему подумать, а то публику потеряете - зайдет в спонсорский этаж, а до Вышнего Волочка и не дотянется.