Cisco переходит от слов к делу

Пожалуй, самая примечательная новость — это объявление компании Cisco о выпуске устройства для домашнего мониторинга энергии. Модель называется HEC (Home Energy Controller) и будет распространяться только через энергопровайдеров, то есть на полках обычных магазинов электроники потребители этот продукт не увидят. Устройство позволяет отслеживать потребление энергии в доме в режиме реального времени, как общее, так и попредметно, например кондиционера, нагревателя воды, системы освещения и т. п. Дисплей устройства представляет собой жидкокристаллическую панель (LCD) с простым и понятным пользовательским интерфейсом. Соединения беспроводные: Wi-Fi — с основным домашним роутером, ZigBee — со счетчиком и другими контрольными устройствами.

Цена ожидается в районе 900 долларов, но, скорее всего, она будет частично компенсирована провайдером при заключении контракта с пользователем. В любом случае даже бренд Cisco не позволит держать ее долго на таком уровне, так как на рынок уже движется поток аналогичных устройств, преимущественно построенных на новейших недорогих процессорах, многие из них используют операционную систему Google Android.

Учитывая, что на протяжении последнего года компания Cisco очень часто декларировала свои намерения стать лидером на рынке Smart Grid, но не была замечена ни в одном практическом проекте, даже на уровне испытаний, выпуск HEC — это, несомненно, шаг вперед и позитивный знак для рынка, который все еще находится в стадии развития и нуждается в «больших именах» для дальнейшего разогрева.

Маленькие участники большой игры

Две новые компании, привлекшие к себе внимание, — стартапы ThinkEco и Tenrehte Technologies. На выставке CEA они предложили свои усовершенствованные модули для ручного и автоматического управления домашними устройствами. В частности, они умеют решать проблемы «вампирского» потребления, когда находящиеся в режиме standby приборы продолжают расходовать изрядное количество энергии, о чем, например, доверчивый владелец гигантского телевизора даже не догадывается. Устройства выполнены в разных форматах: ThinkEco сделал внешний модуль, который надо вставлять в розетку, а Tenrehte предлагает саму розетку сделать «умной». По словам представителей компаний, использование подобных устройств приведет к сокращению потребления на 10-20%, а при умелом программировании и до 40%.

Park Associates устраивает парад планет

Конференция Connections, устроенная авторитетным аналитическим агентством Park Associates, собрала всех ключевых игроков энергетического сегмента: производителей «умных электросчетчиков» (Smart meters), интернет-провайдеров, энергопроизводителей, интеграторов, венчурных капиталистов, многочисленных производителей оборудования и программного обеспечения. Среди основных тезисов конференции можно отметить следующие:

  • Переход на умные счетчики начался, и многие провайдеры уже проводят испытания, однако завершение этого процесса займет еще несколько лет.
  • «Умный дом» (Connected Home) представляет собой узел для потенциального предложения не только энергетических, но и многих других сервисов (мониторинг, домашний контроль, развлекательный контент и т. п.).
  • Информация об энергопотреблении должна быть открыта пользователю. Если раньше энергопровайдеры противодействовали этому, то после опубликования Федеральной комиссией по телекоммуникациям (Federal Communications Commission) национального плана по широкополосной связи и усилившегося давления участников рынка они смирились с неизбежностью раскрытия данных.
  • Возрастает роль мобильных устройств: практически все потребители предпочитают иметь доступ к своему «умному дому» и соответствующим приложениям через смартфон.
  • На конференции были практически все «большие имена» производителей бытовой электроники. Моя компания была одной из немногих, кто показывал не просто постеры и диаграммы будущих решений, а реальную демонстрацию «умного дома», так что удалось поговорить со многими любопытствующими. Совершенно очевидно, что вопрос цены, который раньше останавливал потребителя, теперь практически снят, так как в результате конкуренции цены стали доступными для подлинного mass market.

    Отмечу также презентацию компании Samsung, которая продемонстрировала свою футуристическую технологию, позволяющую превращать в экран любую стену дома. Много было разговоров и о технологиях 3D, переходом на которые заняты практически все участники рынка медиаустройств, а также производители контента (студии, компании, производящие игры, и т. п.)

    По мнению устроителей конференции, одной из самых трендовых тем остается целевая реклама, основанная на наблюдении за поведением пользователя. Чтобы лучше понять профиль клиента, на сервере провайдера включается система сбора данных о нем: какое видео человек смотрит, какую музыку слушает, какие электронные книги читает, что и позволяет предлагать ему целевую рекламу вместо общей. На этом рынке довольно тесно, масса компаний пытаются использовать оригинальные технологии и алгоритмы, чтобы конкурировать с гигантами типа Google, Yahoo и Microsoft.

    Intel долго запрягает, но быстро ездит

    Известная своей непрекращающейся инновационной деятельностью компания Intel тоже начала серию серьезных шагов в сегменте рынка, связанном с «умным домом». В частности, опубликовала (совместно с 4Home) маркетинговый документ, где в числе прочего объясняется, как устройства, построенные на базе процессора Atom, будут использоваться в качестве дисплеев, роутеров и контроллеров в соответствующих приложениях. Как пилотный проект Intel представила свой медиафон, сочетающий множество функций: телефон, видеоплеер, монитор для энергии, контролер устройств для «умного дома» и камер наблюдения. Широкий набор пользовательских функций возможен благодаря тому, что в основу платформы положено использование стандартов, позволяющих расширение домашней «экосистемы».

    Как известно, стратегия Intel — это не только производство процессоров, но и «откупоривание» новых рынков, на которых эти процессоры можно продавать в серьезных объемах. В 1990-е Intel усиленно занималась развитием проводных сетевых технологий, в 2000-е — беспроводных, на очереди — Connected Home.

    Свет в конце тоннеля?

    В заключение замечу, что результаты опроса, проведенного недавно about.com, показали, что 65% граждан готовы к приобретению новой электроники, большинство при этом, чтобы выбрать нужную модель, планируют провести предварительное онлайн-исследование. Эти данные свидетельствуют и о восстановлении рынка, и о растущем оптимизме покупателей, большинство из которых еще год назад не было настроено на покупку товаров, не относящихся к предметам первой необходимости.