Пепперштейн, Братков, Тишин и арт-фондю на ярмарках современного искусства

Иллюстрация: www.bridgeartfair.com
Иллюстрация: www.bridgeartfair.com
Vivek Vilasini, "Between One Shore and Several Others"
+T -
Поделиться:

Арт-дилеры, художники и журналисты мигрировали из одной точки в другую: Armory Show, Pulse Art Fair, Bridge Art Fair и прочие «fairs» — список мероприятий был довольно внушительным. Все спешили посмотреть, что привезли на сей раз галереи со всего мира.

Фото: Катя Кибовская
Фото: Катя Кибовская
Йеппе Хайн, инсталляция Please Do Not Touch the Artwork на ярмарке Armory Show

Armory Show — самая статусная ярмарка, в ней участвуют лучшие из лучших. Россию в этом году здесь представляли «Айдан-галерея» и «Риджина». Айдан Салахова показала на Armory минималистичную инсталляцию «Кабинет» художницы Ани Желудь. Как рассказала мне Салахова, ее выбор хвалили за чистоту высказывания.

Галерея «Риджина» привезла на ярмарку работы Павла Пепперштейна, Сергея Браткова и француженки Клер Фонтейн (Claire Fontaine). Инсталляцию Фонтейн Capitalism Kills купили в первый же день ярмарки.

Сам Пепперштейн в Нью-Йорк не приехал, зато сюда прибыла серия его работ «Будущее России», в которой мифические персонажи сталкиваются с супрематическими знаками. Пепперштейн считает, что мифические персонажи (герои фольклора) являются истинным достоянием страны; Россия должна беречь и использовать эти символы как оберег против культуры глобализма.

Фотограф и художник Сергей Братков привез в Нью-Йорк портрет Путина и серию фотографий 1994 года, на которых изображены женщины, желающие зачать ребенка искусственным путем. Женщины в приспущенных колготках держат в руках пробирки со спермой.

Братков гулял по ярмарке и с удовольствием рассказывал желающим, почему его работы никто не купил в первый же день — по его мнению, во всем была виновата отталкивающего вида женщина-охранник, которую поставили рядом с его работами. Он даже хотел написать жалобу, но охранника уже поменяли.

Bridge Art Fair — ярмарка не столь респектабельная, как Armory Show, зато веселая. Выставленные здесь работы, как правило, выполнены в самом востребованном жанре — поп-арт.

На Bridge Art Fair приехала галерея Натальи Ахмеровой Barbarian Art из Цюриха. Наталья работает с русскими художниками, которые живут в Европе. Она представляет, например, Валерия и Наталью Черкашиных и Игоря Тишина. Ахмерова увлеченно рассказывала о своих авторах посетителям ярмарки. Галеристы и гости реагировали вяло из-за страшной жары — в здании продолжали топить. Наверное, организаторы ярмарки просто забыли, что началась весна. Размякшие клиенты оживлялись лишь у полотна Игоря Тишина «Super 8».

 

На этой же ярмарке художник Стивен Шанабрук (Stephen J Shanabrook) устроил перформанс под названием Last Lick — он опускал в горячий шоколад бритвы и затем раздавал их всем желающим на бумажке с предупреждением для непонятливых «Осторожно, не облизывать!». Интересно было наблюдать за реакцией зрителей: кто-то пытался вникнуть в суть происходящего, кто-то поспешно проходил мимо, один человек и вовсе отпрыгнул: «Ой, это же лезвие! Порезаться можно!» Какая-то девушка очень метко сформулировала суть перформанса: «Да это же арт-фондю».

Шанабрук часто бывал в Москве в эпоху путчей 90-х, он устраивал там художественные акции и водил дружбу с московскими художниками, например, Владимиром Дубосарским. Тогда же он познакомился с Вероникой Георгиевой, которая стала его женой и переехала со Стивеном в Америку. Шанабрук и Георгиева, пожалуй, первая сегодня русско-американская пара в художественных кругах Нью-Йорка.

На Bridge Art Fair заглянула Нина Гомиашвили, совладелец московской галереи «Победа». Гомиашвили оказалась на Bridge Art Fair как раз тогда, когда проходил перформанс Шанабрука. Выяснилось, что она давно знакома с Вероникой Георгиевой. На перформансе Lust Lick оказался и художник Евгений Фикс, чьи работы из серии «Американские коммунисты» были выставлены на другой ярмарке — Pulse Art Fair.

Интересно было узнать, что под перформанс Шанабрука подписалась компания ArtOut, которая предоставляет эскорт-услуги в арт-индустрии.  ArtOut, придуманная русским художником Антоном Козловым, предлагает клиенту платить за время, проведенное в обществе художника, последний же может творить, стоять на голове и вообще делать все, что ему вздумается. Стивен Шанабрук своим перформансом рекламировал ArtOut — мол, не проходите мимо, покупайте художника. А Вероника Георгиева объясняла заинтересованным клиентам подробности.

Потом Антон Козлов более подробно рассказал мне, зачем он придумал ArtOut.

 

И правда: если на ярмарках платят не столько за работы художников, сколько за их имена, то отчего тогда не продавать самих мастеров? Дэмиен Херст на час не интересует?

Еще на прошлой неделе в Нью-Йорке

В Нью-Йорке появилась улица в честь группы U2, правда, всего на неделю. По инициативе мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга отрезок 53-й улицы между Бродвеем и Восьмой авеню теперь называется U2 Way — в знак поддержки нового альбома группы No Line on the Horizon. Еще одной пиар-акцией U2 стал концерт, устроенный в прошлую пятницу в неблагополучном Бронксе. Группа выступила в университете Fordham в восемь утра, попасть на концерт могли только студенты и преподаватели. Однако на популярном сайте объявлений Craigslist.org можно было купить пропуск на территорию университета за 300 долларов.

Фото: Getty Images/Fotobank
Фото: Getty Images/Fotobank
U2 Way

***

Благодаря программе Pastiche, созданной Иваном Сафриным и Кристианом Марком Шмидтом (Christian Marc Schmidt), мы теперь имеем возможность увидеть «ментальную» карту Нью-Йорка. Pastiche работает как робот, который мониторит блоги, выискивает слова, привязанные к той или иной точке города, а потом отмечает их на карте. Это постоянно меняющаяся, динамичная модель, которая представляет Нью-Йорк лучше, чем какой бы то ни был путеводитель, поскольку отображает то, что творится в головах жителей города в каждую отдельную секунду времени.

***

Известие, что Пол Маккартни и Ринго Стар выступят вместе 4 апреля в нью-йоркском Radio City Music Hall, обернулось для многих фанатов разочарованием. Билеты, которые поступили в интернет-продажу в понедельник 10 марта в 11 утра, были раскуплены всего за 9 секунд. Фанаты обвиняют во всем перекупщиков, которые теперь предлагают билеты по невероятно завышенным ценам (около $9000). Маккартни и Стар выступят в поддержку фонда Дэвида Линча (David Lynch Foundation), который пропагандирует занятия трансцендентальной медитацией среди детей из неблагополучных семей. Линч считает такую медитацию способом решения абсолютно всех проблем, а Маккартни со Старом с ним соглашаются.

Фото: WireImage/Photas
Фото: WireImage/Photas
Пол Маккартни и Ринго Стар

***

Американцы обожают кленовый сироп; мэр Блумберг, например, сообщил, что обожает поливать им тосты. Дело было в феврале — тогда в городе как раз проводилось расследование, отчего на улице так часто пахнет сиропом (выяснили, что виной всему фабрика в Нью-Джерси, которая производит ароматизаторы). И вот опять новости про сироп: в последнее время он вздорожал из-за недостатка предложения. Литр жидкости теперь стоит дороже литра качественного оливкового масла. Сенатор-демократ Чарльз Шумер (Charles E. Schumer) предложил провести своего рода национализацию кленовых деревьев, т.е. разрешить фермерам собирать сок кленов, произрастающих на территориях, находящихся в частном владении (с согласия хозяев, разумеется). «В одном только штате Нью-Йорк 289 миллионов кленов, — отметил Шумер в интервью NY Times, — но мы эксплуатируем меньше полупроцента деревьев!»

Фото: AFP/East News
Фото: AFP/East News
Кленовый сироп