Иск подали представители издательства «Терра», которое в 2001 году заключило договор с дочерью писателя на право публикации его сочинений. В издательстве «Астрель» (группа АСТ), однако, посчитали, что поскольку писатель умер в 1942 году в блокадном Ленинграде, то истек срок действия исключительных прав, составляющий обычно 50 лет с даты смерти писателей, если эта дата — ранее 1943 года. Считая книги Беляева общенациональным достоянием, за последние три года «Астрель» выпустила их тиражом более 25 тысяч экземпляров.

Но, исходя из Гражданского кодекса РФ, если писатель работал в течение Великой Отечественной войны, то к обычному сроку действия исключительных прав нужно добавить еще четыре года. И, таким образом, к 1993 году, когда по новым условиям норм охраны авторских прав сроки были увеличены с 50 до 70 лет, исключительные права на сочинения Беляева еще были в силе.

«Терра» выпускала Беляева в качестве шеститомника, который был издан в кожаном переплете и на дорогой бумаге и напечатан в Италии. Он распространялся через опять же дорогой книжный клуб, и цена его составляла более 100 тысяч рублей. Суд счел возможным, назначая сумму штрафа, считать 114 651 рублей 90 копеек ценой одной книги, изданной легально. Эта цена был умножена на удвоенное число экземпляров нелегального тиража, и таким образом получилась астрономическая сумма штрафа в 7,5 миллиарда рублей. Размер штрафа, который должна будет выплатить «Астрель», в случае если решение останется в силе, сравнимо с теми, что присуждали крупнейшим российским нефтяным компаниям по искам от Федеральной антимонопольной службы за необоснованное завышение цен на бензин. Так, например, компания «Газпром нефть» должна выплатить штраф в 6 миллиардов рублей.

Судья Виктор Хохлов не дал провести запрошенную «Астрелью» товароведческую экспертизу, поскольку представитель «Терра» заявил на суде, что произведения Беляева издавались ими только в таком виде и только как многотомный комплект, а потому единица товара должна быть оценена именно в эту сумму.