Серию Iconic books of 20th Century, изданную Odyssey Editions, уже сейчас можно приобрести на портале Amazon начиная с 9,99 долларов за книгу.

Пока доступно 20 книг, но среди них «кроличья» тетралогия Апдайка, «Дети полуночи» Рушди, набоковская «Лолита», «Лондонские поля» Мартина Эмиса, «Белый замок» Памука и др. Впрочем, есть маленькая загвоздка: читать эти книги можно только с помощью Kindle. Забавно, что сам Уайли признается, что подержал в руках эту штуку не более полутора часов, а затем убрал в шкаф…

Как заявил Уайли, его агентство изучило 700 авторских контрактов на предмет того, какие права не принадлежат издателям, и на основании полученной информации организовало издательство Odyssey с целью эти права использовать. Механизм бомбы, которую Уайли заложил в фундамент старорежимных издательств, прежде всего Random House, прост, но необычайно эффективен. Многие контракты были заключены в доэлектронный период и содержат пункт, по которому все права, не указанные в контракте, принадлежат автору — так в Odyssey попала новая классика вроде Набокова и Апдайка. Есть также группа контрактов, где значатся микрофиши, микрофильмы и пр., но не указаны конкретно электронные книги. И есть группа контрактов, где электронные права намеренно не отданы издателям, поскольку, как правило, те предлагают очень невыгодные условия издания электронных версий — обычно это 25% от продаж, тогда как авторы и агенты считают, что должно быть вдвое больше.

Это война! И ответная и яростная реакция последовала незамедлительно. Представители Random House заявили, что прекращают всякие отношения с Wylie Agency, до тех пор пока ситуация не будет разрешена. А также усомнились в законности публикации электронных книг тех авторов, с которыми у издательства есть действующие контракты, и написали соответствующее предостережение «Амазону». Однако, судя по всему, рычагов реального воздействия на ситуацию у них не очень много. В 2001 году Random House уже проиграл аналогичное дело против Rosetta Books.Упрекают Уайли и в том, что владельцы других девайсов и читающих программ пострадали от эксклюзивного контракта с Kindle. Также появились опасения в недолговечности проекта, поскольку есть информация, что домен Odyssey Editions зарегистрирован 17 мая 2010 года и у него проплачен только один год регистрации.Сам Уайли немного кокетливо заявляет, что не ожидал столь острой реакции и должен подумать над своим ответом Random House.Пока речь идет только о тех книгах, которые уже были напечатаны в бумажной версии. На этой изначальной бумажности настаивает и дизайн серии Iconic books of 20th Century, разработанный компанией Enhanced Editions. Но Уайли не исключает появления в списке новых авторов, с новыми книгами. И как только эти предположения станут реальностью, возникнет новый круг вопросов во взаимоотношениях писателей и издателей, которые потребуют выяснения. Сейчас издатель, козыряя бумажным тиражом, является главным отборщиком на рынке и все чаще ошибается, издавая нечитаемое или, напротив, пропуская потенциальные бестселлеры. Тот же козырь позволяет ему давить на автора, меняя название книги по собственному, не всегда оправданному, усмотрению или ставя на обложку неуместные картинки. Но появление электронных контрактов сократит путь книги к читателю и, возможно, поставит перед писателем выбор: бумажный тираж плюс борьба за право назвать и проиллюстрировать книгу как ему хочется или электронная версия и минимум душевных затрат.