Французский парламент запретил ношение паранджи. Тут возможны две реакции.

Первая: правильно, пусть едут к себе в Алжир и там носят что хотят, нечего в чужой монастырь лезть со своим законом. Паранджа — это символ подчинения женщины мужчине, когда только владелец женщины (муж) имеет право видеть ее лицо. Этот символ противоречит всем французским традициям.

Вторая: этот запрет противоречит всем французским традициям. Разве не Вольтер сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их»? И разве не французы пытались лезть в чужой монастырь со своим уставом, когда насаждали французскую культуру в Алжире? Что ж, теперь пусть испытают на своей шкуре, это только справедливо.

Первая реакция кажется мне более нормальной. Я за толерантность, но против глобального релятивизма типа «и те правы, и эти правы». Такая постмодернистская поза потеряла для меня всякую привлекательность. Я не готов отдать жизнь за чье-то право высказывать чуждые мне убеждения, и я не готов отказаться от своего права высказывать мои. Поэтому позволю себе сказать, что я думаю о ношении паранджи… в России.

Когда после долгого перерыва попадаешь в Россию из Европы или Америки, первое впечатление: до чего же восточная страна! Мне возразят, что если во времена Киплинга понятия Запада и Востока, может быть, и имели какой-то смысл, то сейчас поди разбери: Гонконг — это что? А Шанхай? А Дубай? На это я отвечу, что, хотя глобализация многое перемешала, по каким-то признакам Запад и Восток по-прежнему различимы. Из этих признаков назову три: архитектура, музыка и взаимоотношения между полами.

Так называемая «лужковская архитектура», вопреки распространенному мнению, не имеет отношения к постмодернизму и больше всего напоминает турецкие курортные гостиницы, тем более что именно турки все и строили. Интерьеры многих московских ресторанов и особенно звучащая там поп-музыка заставляют меня вспомнить иранские рестораны в Лос-Анджелесе. Что касается отношений между полами, приведу два примера.

1996 год. Передача «Добрый вечер». В гостях у Игоря Угольникова дуэт «Академия» — Лолита Милявская и Александр Цекало. Почему они столько времени живут и работают вместе, спрашивает Угольников, но до сих пор не женаты? В ответ Лолита произносит что-то шутливое: «Саша не хотел на мне жениться, потому что…» (причину не помню). Невинная шутка, но за ней я вижу целый жизненный уклад и связанный с ним стереотип: если мужчина и женщина находятся в каких-то отношениях, то женщина, безусловно, хочет, чтобы эти отношения превратились в брак, а мужчина этому сопротивляется. Это Восток в том смысле, что женщина в этих отношениях является товаром, который мужчина либо покупает, либо нет.

2003 год. Передача «Окна». Официальный секс-символ России (по его собственному утверждению) Дмитрий Нагиев многозначительно вещает в микрофон: «Мужчина имеет право изменять жене, а женщина (указывает пальцем на испуганную гостью) — нет!» То, что Нагиев с его иранскими предками так думают, не удивительно, но то, что фраза вызывает бурные аплодисменты, говорит, что гаремная ментальность все еще очень близка современному российскому мужчине.

Политическая корректность требует, чтобы здесь я добавил: нет правильных отношений между полами, есть разные культуры, и между ними нет иерархии, — но я этого не сделаю. Я человек западной культуры — и не только потому, что 30 лет живу на Западе. Мне и раньше были невыносимы патриархальные семейные отношения, которые я наблюдал и среди друзей, и среди родственников. Сами по себе патриархальные отношения нельзя считать прерогативой Востока, вспомним хотя бы викторианскую Англию. Тем не менее российские патриархальные отношения, на мой взгляд, носят отчетливо восточный характер: в них нет ни французской или польской галантности, ни британского джентльменства, ни итальянской романтики, но восточная жестокость есть.

Самое печальное, что многие российские женщины считают, что они очень хорошо устроились: «Мы будем поддерживать в этих дураках иллюзию, что они самые главные и что мы беспрекословно им подчиняемся, а сами будем потихоньку дергать за ниточки, и все будет по-нашему».

Типично гаремная психология. Пора снимать паранджу!