Reuters: российская киноиндустрия в глубоком кризисе

Кадр из фильма «Служебный роман»
Кадр из фильма «Служебный роман»
+T -
Поделиться:

Российская киноиндустрия переживает серьезный кризис. Информационное агентство Reuters сообщает, что дистрибьюторы отказываются покупать отечественное кино, предпочитая голливудские блокбастеры, телевидение и государство не хотят спонсировать российские кинопроекты, а актерам урезают зарплату

Подробнее
Кризис и прокат

Российский кинорынок переживает кризис, дистрибьюторы готовы платить только за те фильмы, которые принесут им гарантированную выгоду. В 2008 году впервые с 2003 года количество отечественных фильмов в прокате сократилось до 81, то есть на 5%. При этом зарубежных фильмов по-прежнему становится больше, и в 2008 году их было 297. Рост кассовых сборов в 2008 году произошел за счет увеличения цен на билеты, а не за счет увеличения объема зрительской аудитории. На прошедшем Берлинском кинофестивале многие западные продюсеры и кинопрокатчики говорили о том, что российские дистрибьюторы отменяют сделки или настаивают на их пересмотре. Чем глубже кризис, тем больше голливудских блокбастеров закупают российские прокатчики, игнорируя отечественное и европейское независимое кино. «Сейчас наша цель — раскрученные и крепкие проекты, которые смогут собрать большую кассу», — заявила Юлия Куликова, директор по связям с общественностью «Централ Партнершип». В прокате будет меньше российского кино, а европейский арт-хаус дистрибьюторы готовы покупать только по очень низким ценам.

Кризис и российское кино

В конце 2008 года было приостановлено производство около 100 российских кинофильмов. За последние три месяца на «Мосфильме» не было снято ни одной картины. «Мы наблюдаем гибель всех победных порывов нашего кино, — сказал генеральный директор киностудии Карен Шахназаров. — Съемок вообще нет, и это происходит не только на “Мосфильме”». Российские власти не занимаются поддержкой отечественного кинематографа. По словам Шахназарова, студия ничего не получает от государства уже 20 лет. На сегодняшний день окупаются только два российских фильма из ста — такие цифры привел генеральный директор продюсерской компании СТВ Сергей Сельянов на конференции «Кинокризис? Кризис кино». Однако, по его мнению, количество российских фильмов к 2010 году в любом случае сократилось бы на 30%, даже без учета кризиса. Бюджеты каждого фильма должны быть урезаны как минимум в два раза. Это означает сокращение в два раза зарплат сотрудникам съемочных групп и падение гонораров у высокооплачиваемых актеров на 70-80%. По словам Сельянова, производство кино продолжится, если удастся найти правильный баланс между себестоимостью и рынком. Российские телеканалы, которые выделяли бюджеты на все более или менее значимые кинопроекты, остановили финансирование. В обмен на телевизионные права они предлагают лишь рекламную поддержку. Премьер Владимир Путин решил лично курировать российское кино и возглавил Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии. Путин пообещал ежегодно, начиная с 2010 года, выделять не менее 4,3 миллиарда рублей для поддержки национальных кинокомпаний.

Кризис и сериалы

Максимальные расценки за работу над сериалами должны быть сокращены в 3–3,5 раза. Такие рекомендации разработала Ассоциация теле- и кинопродюсеров, которая контролирует 80% рынка сериалов в стране. В 2008 году актеры получали 36-280 тысяч рублей за день съемок, сценаристы — 5-15 тысяч долларов за серию. В связи с кризисом телеканалы уже сократили закупочные цены на сериалы вдвое. Рынок телесериалов в 2008 году составлял 600–800 миллионов долларов, в ближайшем будущем его объем может уменьшиться до 150 миллионов. «Цены были безусловно завышены. Но сейчас в их снижении нет смысла, потому что в кризис новых кинопроектов практически не запускается, и у актеров и так нет работы», — сказал режиссер Федор Бондарчук.

Комментировать Всего 6 комментариев

Не теряю надежды на то, что это произойдет в ближайшее время! Потому что мне страшно надоел этот мусоропровод, который называется российской киноиндустрией.

Это конечно не так, поскольку, несмотря на кризис, российское государство будет поддерживать кинопроизводство. Может быть, в этом году выйдет не 80, как в прошлом, а 55-60 фильмов, но они выйдут. С другой стороны, может быть, сборы чуть меньше, чем были, или они просто не будут так расти, как росли в последние годы. Например, в прошлом году они выросли на 40 процентов, перед этим — на 30 процентов, может быть, не будет роста, может, будут даже отрицательные величины, но кино — одно из самых доступных и очень важных видов развлечений. Причем это касается не только показов, потому что кино можно скачивать и смотреть на компьютере. Но молодым людям нужно тусоваться, приводить девушек-юношей, есть попкорн. И масса сопутствующих эротических интересов вокруг кино в возрасте от 12 до 30 лет.

Поэтому не будет роста, будет падение, но, несмотря на все заморочки российских прокатчиков, связанные с утаиванием денег и многими другими факторами, эта апокалиптическая идея несправедлива, она построена на том, чтобы возбудить интерес к автору этого текста, это чисто пиар-пропагандистская история. Хотя Россия, наверное, единственная страна, где интерес к кино все-таки падает. У нас особая страна, суверенная экономика, суверенная философия и свой собственный плутовской тип экономических отношений.

Даниил, Вы пишете "Но молодым людям нужно тусоваться, приводить девушек-юношей, есть попкорн".

Но как раз эти "молодые люди с девушками и попкорном", эта возростная группа очень сильно ощутила кризис. И с учетом цен в московских кинотеатрах для потерявшего работу или 50% зарплаты студента или молодого специалиста приоритет просмотра фильм в кинотеатре с кем-то за 500 рублей смещается в сторону скачивания фильма из интернета и покупки пива\вина\чипсов в ближайшем к дому магазине.

На самом деле киноиндустрия существовать, конечно, не перестанет, потому что это слишком большая индустрия и она связана не только с производством как таковым, но и с эмоциональной традицией. А кинематографические традиции такой насыщенности, как в России, так просто не умирают. И кризис — это не самое страшное испытание для них. Но испытание достаточно серьезное. А то, что производство упадет, уже сейчас понятно. Если говорить о цифрах, известно, что около пятидесяти проектов уже заморожено.

Понятно, почему прокатчики отказываются от сделок, — из-за кризиса. Кризис же используется для того, чтобы избавиться от нелюбимых сотрудников, сбить цены, это не только российские прокатчики делают, это делают люди во всем мире во время кризиса. Это нормальное поведение с точки зрения бизнеса.

Сейчас просто из киноиндустрии ушел частный капитал. Связано это с тем, что кинопроизводство не очевидно прибыльный бизнес во время кризиса. Остались только государственные деньги, которых ограниченное количество, и они распределяются между весьма определенными кинематографистами, нет такого богатства выбора и разнообразия. Это, конечно, плохо, хотя кино себя чувствует прекрасно, в кино стали ходить больше. Но дело в том, что если с кино все будет так, как сейчас, то деньги с нашего населения будут собирать голливудские продюсеры. А киноиндустрия у нас спокойно продержится. Благодаря цифровой технике удешевится производство. В общем, найдут способ сохранить кино, мы в самых невероятных ситуациях выходили из положения, а сейчас ничего такого особенного нет.

Важнейшим из искусств

в России становится КУЛИНАРНОЕ - это ощущение у меня давно.