В прошлую среду корпорация Google объявила о сворачивании своего нового и многообещающего сервиса Google Wave. Сообщение об отказе от проекта сделал в корпоративном блоге старший вице-президент компании Урс Хёльцле. Он пишет, что поддержка Wave в его нынешнем виде прекратится уже до конца 2010 года. При этом часть кода, созданного разработчиками проекта, поступит в открытый публичный доступ для всеобщего свободного использования, а отдельные модули интегрируются в почту Gmail и «офисные» приложения из пакета Google Apps. Так что скорбный труд программистов не пропадет. И Хёльцле, и его босс Эрик Шмидт, посвятивший закрытию Google Wave часть своего выступления на конференции Techonomy, отметили, что внутри самой компании проект получил самую высокую оценку. К сожалению обоих, ее не разделила широкая публика, получившая свободный доступ к Google Wave в мае текущего года. Именно статистика посещаемости и использования сервиса убедила руководство компании в том, что дальнейшее его развитие бесперспективно.

Решения о закрытии тех или иных проектов, не оправдавших надежд корпорации, в Google принимаются регулярно и без сантиментов. За последнее пятилетие там свернули немало интересных и многообещающих начинаний, включая справочную службу Google Answers, видеохостинг Google Video, платформу микроблогов Jaiku (переданную в общее достояние), мини-редактор Google Notepad и продажу собственных смартфонов Nexus One. Хотя весь путь от публичного запуска до объявления о предстоящем закрытии сервис Wave прошел за два с половиной месяца, даже в этом отношении он не стал рекордсменом: в свое время справочная система Google Questions and Answers, с собственным биллингом и штатом экспертов, просуществовала от открытия до закрытия ровно сутки. Этот сервис позволял любому пользователю Google за 3 доллара задать вопрос специалистам компании и получить от них ответ по электронной почте. Если Wave сгубила низкая популярность, то Google Q&A закрыли по причине прямо противоположного свойства: пользователи сразу задали больше вопросов, чем компания была готова обработать… Через полгода сервис был перезапущен уже с новой бизнес-моделью, не предусматривавшей участия сотрудников Google: пользователям предлагалось задавать вопросы друг другу, и самим устанавливать цену за удовлетворивший их ответ. В таком виде Google Answers просуществовали еще четыре года, но в 2006-м закрылись вновь. Впоследствии они были вновь перезапущены в отдельных языковых версиях (русской, арабской и китайской), по инициативе местных филиалов компании.

Отличие Wave от многих других разработок, открытых и свернутых на базе Google, состоит в том, что при своем запуске этот проект позиционировался как полностью революционная коммуникативная платформа, приходящая на смену сразу нескольким привычным и массовым сервисам, интернетовским и компьютерным. В частности, Google Wave в случае успеха обещал похоронить одним махом и электронную почту, и системы быстрого обмена сообщениями (Instant Messaging), и платформы для проведения онлайн-конференций, и сервисы для совместной работы нескольких пользователей над различного рода документами.

Если б с такими заявками выступал какой-нибудь силиконовый стартап, никто бы, наверное, к ним серьезно не отнесся. Но сам статус компании-разработчика, владеющей и собственной почтой Gmail, и коммуникатором Gtalk, и коммерческой платформой Google Apps для коллективной работы пользователей над документами, заставил многих поверить, что на «могильщика» всех этих сервисов сделана некая стратегическая ставка, отражающая видение будущего, которое сложилось у руководства главной интернет-компании XXI века. И хотя сам Google Wave ни одной минуты не оправдывал подобных оценок (будучи продуктом громоздким, непривычным и малопонятным для пользователя), многие ранние рецензенты поневоле вынуждены были относиться к нему с пиететом, а все свои сомнения списывать на погрешности бета-версии. Несмотря на всю её сырость, ожидания публики были чрезвычайно высоки. Достаточно сказать, что на аукционе eBay цена одного приглашения для закрытого бета-тестирования Google Wave доходила прошлой осенью до 70 долларов.

Первой сотне тысяч пользователей в режиме закрытого бета-теста Google Wave был предъявлен прошлой осенью. В нынешнем мае он был открыт для широкой публики. Некоторые комментаторы по этому поводу отмечали, что Google «форсирует» продвижение своего нового детища на массовый рынок (изначально предсказывалось, что публичный доступ откроют к концу года). Но вместо «форсажа» проект оказался быстро и решительно свернут — к изумлению даже тех критиков, которые сомневались в его долгосрочных перспективах. Среди экспертов, обсуждавших на прошлой неделе неожиданное известие о судьбе Google Wave, многие отметили, что неудача проекта была предсказуема еще на стадии беты. Но никому не удалось подкрепить это, в общем-то, верное замечание гиперссылкой на собственные пророчества прошлой осени. Критиковать-то они критиковали, но закрытия через полгода никто не мог предположить. И это, наверное, самый интересный урок из всей истории с Google Wave.

В самом деле, не требовалось большого ума, чтобы предсказать, что этот продукт не совершит обещанной революции и что в долгосрочной перспективе он обречен на второстепенный, нишевый статус (у Google Wave есть некое ядро лояльных пользователей, просто их слишком мало для того, чтобы перевернуть рынок). Можно было догадаться и о том, что рано или поздно к такому выводу придут и в руководстве Google. Но предсказать, что они это и поймут и сами же первыми нам объявят, оказалось не под силу даже самым смелым и радикальным аналитикам. Несмотря на все, что мы знаем о гугловской традиции запуска и сворачивания экспериментальных проектов.

Этот пример очень наглядно демонстрирует очень важное, на мой взгляд, базовое различие между обывательским и творческим мышлением. Обыватель мыслит стереотипами. И прогнозирует поведение творца, исходя из того, что сам он делал бы на его месте. Приняв однажды решение выпускать на рынок неудачный продукт, он бы попытался в дальнейшем использовать доступные ресурсы и возможности, чтобы выдать его за удачный. Или как-нибудь еще замаскировать, заболтать, задрапировать от публики свою ошибку. Потому что публика, как известно, дура: она и отвлечется, и не заметит, а потом и вовсе забудет…

А творец мыслит в совершенно иной парадигме. Для него любые ошибки – такой же естественный результат экспериментов, как и успехи. Ему просто не приходит в голову продолжать идти неверным путем, чтобы у кого-то вызвать иллюзию собственной непогрешимости. И это совершенно не значит, что он аутист, которому плевать на любые внешние оценки. Просто у него иная референтная группа, чем у обывателя. Он в такой ситуации не на публику-дуру оглядывается. А например, на несколько тысяч своих же сотрудников-подчиненных, которые ежедневно, из года в год, в разных гугловских лабораториях ваяют десятки таких же, как Wave, экспериментальных проектов в самых разных сферах от лингвистики до картографии. Проектов, способных и произвести революцию в интернете, и оказаться напрасной тратой ресурса. Люди, которые все это придумывают и создают, должны знать, что их компания готова экспериментировать, готова поддержать любые самые революционные идеи, даже идущие вразрез с ее существующей продуктовой политикой (как Wave, бросивший дерзкий вызов сразу полудюжине успешных гугловских сервисов и приложений). И также они должны понимать, что итогом любого эксперимента является практическая проверка гипотезы. Если она окажется ошибочной, то будет отвергнута. Но результатом такого решения станет не крах всей корпорации, а высвобождение времени, сил и ресурсов для новых экспериментов.

Компании, которая способна донести такую мысль до своих работников на живых примерах, нет нужды бояться ошибок. Она лишь усиливается с их исправлением.