Дым пожаров ведет к инсульту и раку — сегодня и годы спустя
Илья Колмановский: Каковы основные опасности жизни в дыму торфяных пожаров?
Ольга Найденко: Сиюминутные опасности: воспаление и отек легких, воспалительные процессы в сосудах, тромбоз, ишемия, инфаркт, инсульт, сердечная недостаточность. Аритмия, внезапная смерть. Отсроченные опасности — те, что наступают спустя некоторое время после отравления дымом: развитие астмы, рака легкого.
Это известно из опыта больших пожаров в других странах?
Несмотря на острую проблему торфяных пожаров — этомим дымом дышит много людей в Канаде, Индонезии, Калифорнии — нет больших эпидемиологических исследований. Но мы можем сделать косвенный вывод — потому что знаем две вещи. Мы знаем, что долговременное действие веществ, выделяющихся при пожарах очень вредно для здоровья — и знаем конкретные механизмы этого вреда; дело в том, что эти же вещества в малых концентрациях составляют основу обычного, рутинного загрязнения городского воздуха — а его воздействие хорошо изучено. С другой стороны, мы знаем достоверно, что при пожарах концентрация этих веществ увеличивается в десятки раз. Отсюда ясно: ситуация пожара — это кратковременное, острое воздействие опасных для здоровья веществ.
Такое острое концентрированное воздействие видимо должно и чем-то отличаться от долгосрочного но более слабого?
Поскольку воздействие концентрированное и кратковременное, оно в первую очередь соберет жатву из наиболее уязвимых жертв. Дети дышат гораздо чаще, они играют на улице, их легкие только формируются – это первая группа риска; у них легко может развиться астма – было показано, что повышенная склонность к астме есть даже у детей матерей, подвергавшихся воздействию этих же опасных веществ до и во время беременности, то есть эти вещества проходят через плаценту. Люди с уже имеющимися респираторными заболеваниями, астматики. Люди с высокой склонностью к воспалительным процессам в сосудах, атеросклерозом. Люди со склонностью к тромбозу.
Например, известно, что у беременных повышенная склонность к тромбозу – может ли отравление московским чадом повысить риск инсульта или тромбоэмболии после родов?
Очень вероятное предположение, но я не знаю конкретных исследований об этом.
Как защитить себя?
Очень тяжело – тут мало что эффективно. Маска лучше, чем ее отсутствие. Важно, чтобы дети не играли на улице и остальные люди бы не занимались бы спортом: интенсивное дыхание опасно. Закрытое помещение тоже не защищено – если только нет серьезной фильтрации воздуха.
Но ведь и сидя дома ты не защищен. Мой годовалый сын попал в Москву на два дня, поползал по квартире и через 15 минут руки и ноги были черные от сажи – что с этим делать?
Дети и домашние животные очень уязвимы: они живут на полу и лижут что попало. Все ворсистые поверхности, ковры следует либо убрать с самого начала, либо выбросить. Голые поверхности нужно мыть водой с мылом – всякие сложные моющие вещества могут нести свои собственные опасности, особенно распыляемые. Обои, которые так любят в России, трудно мыть. Опасные вещества накапливаются в поверхностях, липнут к ним, и могут высвобождаться годами, влияя на здоровье.
Какие еще отдаленные последствия таких пожаров наступают в окружающей среде?
При тушении пожаров используются бромиды, хлориды и другие опасные вещества. Эта проблема есть во всем мире – поэтому наши организмы уже несут следовые количества таких веществ в любом случае. Но при таких массовых противопожарных акциях надолго заражается вода, почва, растущие на ней растения – и яды попадают в организм с едой.
Что же делать?
Важно выходить на правительства, требовать предупреждения торфяных пожаров.
Наше правительство в лице главного санитарного врача отрицает вред пожаров.
Все что я могу сказать: это полностью противоречит большому массиву независимых научных исследований в разных местах мира.
Хорошо, а с собой можно что-то сделать – чтобы как-то компенсировать последствия?
Вероятно могут быть полезны все изменения образа жизни, связанные с противовоспалительными воздействиями. Диета, богатая фруктами и овощами, спорт. Беда в том, что так можно компенсировать лишь часть вреда; опасные вещества, накопившись в жировой ткани могут оставаться там десятилетиями, медленно попадая в кровяное русло – и с этим ничего не сделаешь.