Джефф Кунс ответил на наши вопросы

+T -
Поделиться:

Американский художник Джефф Кунс, король китча в скульптуре, создавший в Нью-Йорке настоящую «фабрику» по производству современного искусства, ответил на наши вопросы.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 52 комментария

Говорят, Чиччолина до сих пор очень на вас сердита, потому что не знала, что известная серия ваших совместных фотографий будет выставляться. Скажите, на что можно идти художнику ради воплощения своих идей?

Серия «Made in Heaven» появилась так. Музей Уитни в Нью-Йорке в 1989 или в 1990 году делал выставку под названием Image World. Она была посвящена медиа, и меня пригласили принять в ней участие. Я вспомнил, что когда я готовил Banality Show, я использовал фотографии Илоны: показывал их мастерам, которые работали над фарфоровыми скульптурами, чтобы они понимали, как рисовать кожу — например, в работе «Женщина в ванне». И когда меня попросили сделать работу, связанную с медиа, я решил поместить в центр себя вместе с этой женщиной, которая заседала тогда в итальянском парламенте, с Чиччолиной. Я нанял ее как модель, так мы и познакомились. Она должна была присутствовать в моих работах как своего рода ready-made, представлять саму себя. В процессе съемок мы начали немного флиртовать, Илона говорила мне, что хотела бы жить совсем другой жизнью, но людям очень сложно менять свою жизнь. Мне бы очень не хотелось говорить об этом.

Какая твоя самая любимая картина в Эрмитаже?

Там есть скульптура — кажется, это Бахус, потому что на голове у него бронзовый виноградный венок. Это мраморная скульптура, очень сильная. По-моему, она находится в одном зале с огромной мраморной чашей. Я потом пытался выяснить, что это за работа, но у меня ничего не получилось. Пуссен совершенно прекрасный, римские копии.

1. Мне кажется, что у искусства и маркетинга много общего, в частности тот факт, что целью и того, и другого является коммуникация. В первом случае — видение художника и его или ее взглядов на жизнь, а во втором — ценностей бренда. Чему маркетологи могут научиться у художников?

2. Йозеф Бойс считал, что художником может быть любой. Согласны ли вы с этим? Что бы вы могли порекомендовать человеку, который хочет резко изменить свою карьеру, став, скажем, из бухгалтера художником? Как ему или ей простимулировать свою креативность? Что делаете вы для того, чтобы стимулировать свою креативность?

3. Однажды вы сказали: «Примите свое прошлое». Эта фраза мне очень нравится. Я ее понимаю следующим образом: «Будьте вдохновлены прошлым, но никогда прошлого не повторяйте». А что конкретно имели в виду вы?

Была ли ваша инсталляция в Версале манифестацией этой фразы?

Маркетологам нужно полагаться на интуицию. Искусство всегда интуитивно. Мне кажется, что искусственные, теоретические построения никогда не приводят к нужному результату. Художники работают с желаниями. Желания очень позитивны, потому что они связаны со стремлением расширить опыт. То волнение, тот энтузиазм, которые связаны с этим стремлением к новому опыту,это и есть сфера искусства.

Я совершенно согласен с Бойсом — художником может быть каждый. Искусство параллельно философии. Они связаны с глубиной понимания жизненного опыта. На это способны все. Другой вопрос — в какой степени человек способен расширить возможности и собственного восприятия, и восприятия других, как далеко он может пойти по этому пути. Но идти по нему могут все, каждый может сделать хотя бы шаг в этом направлении. И совершенно не важно, насколько дальше одни могут продвинуться, чем другие.

Чем, по Вашему мнению, отличается изобразительное искусство от дизайна? Считаете ли Вы свои работы произведениями искусства и почему?

Важное отличие искусства от дизайна в том, что искусство соединяет разные сущности: ты берешь две части чего-то, соединяешь эти две различные сущности и получается что-то гораздо более мощное. Основа искусства — в создании таких связей. Искусство гораздо более интуитивно, а дизайн основывается на форме, на функциях. Дизайн ограничен функциональностью, а у художника нет никаких ограничений, существует только его идея.

Я люблю сочетание авангарда и «китча». У вас и у Дэмиана Херста в работах ощущается влияние как Марселя Дюшана, так и китча. Но в отличие от Херста, вы не касаетесь трагических тем. Почему?

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова, Анастасия Малявко

Я думаю, что мои работы жизнеутверждающие. Серия, над которой я сейчас работаю — у нее пока нет названия, — как я думаю, будет жизнеутверждающей благодаря сексуальности. Есть несколько видов вечности. Можно передавать из поколения в поколение культурные ценности. Но мне кажется, что мы можем доверять только биологии. И это очень меня обнадеживает. Я думаю, людям свойственно стремление установить связь. Мне кажется, что мои новые работы смогут передать ощущение искривления времени и пространства, в них будет чувство связи. Великий художник античности Пракситель будет прекрасно общаться с Мане, им будет легко и приятно друг с другом. Там будут и Дюшан, и Дали, и все остальные. Я много работаю с объектами, которые уже существуют. Я занимаюсь искусством почти всю жизнь, я занимался живописью, графикой, скульптурой, но я не люблю это чувство, когда ты погружаешься в материал. И когда я работаю с готовыми предметами, с ready-made, больше всего мне нравится именно чувство приятия и открытости внешнему миру. В конце концов, все сводится к способности людей принять друг друга, к и способности к коммуникации.

Спасибо!

Ещё один вопрос. В одном из ответов "Снобу", вы говорите, что не любите

работать в одиночестве, любите быть среди людей.

Значит-ли это, что  творческий процесс не является для Вас

одной из форм медитации?

Виталий, к сожалению, у меня уже не будет возможности передать Ваш вопрос. Когда Джефф показывал нам с Ксенией свою мастерскую и новые работы, он много говорил о своем отношении к искусству и  о процессе создания работ. Главными словами в этом разговоре были "установление связи", "коммуникация" -- очевидно, для Кунса это центральные понятия. Джефф говорил и о том, что он долго вынашивает свои работы, от возникновения идеи до ее реализации как правило проходит несколько лет. Про медитацию не было сказано не слова. Мастерская Кунса похожа на муравейник, там много "цехов", мало пространства и очень много людей.  Он управляет процессом из небольшого стерильного офиса, в котором за общими столами сидят человек десять, включая его самого. Кстати, во всей мастерской очень тихо.

В последние годы можно услышать сравнение современного искусства с производственным конвейером, фабрикой, на которой работает целый штат сотрудников. Не кажется ли вам, что подобное сравнение девальвирует идею произведения искусства как авторского шедевра?

Забавно, что многие считают, будто я, Херст и Мураками производим одинаковое количество объектов искусства, но это совсем не так. Я думаю, что Дэмиен делает более массовое искусство. Мне кажется, ему очень нравится именно производить вещи, быть очень продуктивным.  Мне, может быть, и хотелось бы быть более производительным. Но то, что делаю я, занимает такое огромное количество времени, что я просто не могу производить больше. Обычно я делаю каждую скульптуру в трех экземплярах. Но в год я могу произвести максимум 10 скульптур. Не трижды десять, а всего десять. И примерно столько же картин. То есть 20 объектов в год, это не так много, это не конвейер и не массовое производство.

Виталий Гончарук Комментарий удален

Джефф, ответьте пожалуйста, какую музыку вы предпочитаете слушать, когда создаете свои произведения?

Я люблю музыку. Думаю, она играла для меня важную роль, когда я был моложе. Я испытываю большое уважение к таким музыкантам, как Дэвид Боуи. Я считаю его настоящим художником ХХ века, он потрясающий, особенно когда он выступал в образе Зигги Стардаста. Я хочу написать Аполлона, который напоминал бы его.  Мне нравится Led Zeppelin — их музыка очень связана с природой и с сексом, они дают тебе почувствать, что жить можно быстрее, интестивнее. Но в мастерской я совсем не слушаю музыку, здесь слишком много людей, и это будет им мешать.

Я думал, вы в определенный момент творите в одиночестве гордом. Но спасибо за ответ.

Дорогой мистер Кунс,

Считаете ли Вы, что спустя лет эдак через триста самые нынче распиаренные и, соотвественно, дорогие произведения искусства, современного нам, будут столь же цениться, как сегодня ценятся шедевры восемнадцатого века?

Эту реплику поддерживают: Юлия Загонек

Я думаю, это не важно. А важно то, что у художника есть счастливая возможность высказаться сейчас. У всех — и у известных художников, и у неизвестных — есть возможность сделать некий жест. Самое важное — насколько этот жест важен для тебя и для твоей жизни, насколько он значим, почему ты посвящаешь этому свое время и посвящаешь ему свою энергию. Очень важно, в какой степени искусство захватывает лично тебя, насколько оно может стать для тебя физическим и интеллектуальным путешествием. Произведение искусства должно обладать силой изменить твою жизнь, а рынок ничего не значит.

Эту реплику поддерживают: Янина Урусова

Какое произведение изменило вашу жизнь?

Это «Поцелуй» Пабло Пикассо, сейчас он есть у меня в коллекции. Эта работа очень повлияла на меня, она абсолютно изменила мою жизнь. Думаю, что я не занимался бы тем, что делаю сейчас, если бы не эта картина. Пикассо создал ее в 1969 году, это одна из его поздних работ, но когда я смотрю на эту картину, мне она кажется его настоящей художественной и сексуальной победой. Это его единственный «Поцелуй» с глубоким проникновением. Посмотрите на его язык. Когда я смотрю на эту работу Пикассо, то мне кажется, что она связана с «Адонисом и Венерой» Тициана. От обеих картин исходит очень сильная сексуальная энергия.

Мистер Кунс, скажите, насколько лично для Вас животрепещуща проблема халтурного исполнения современных произведений искусства? Не имею в виду эстетические их качества, а только лишь сугубо ремесленные. К примеру, тушки акул, купленные за миллионы, протухают в своих формалиновых аквариумах, Разве современнный художник не несет ответственности за некачественный товар? Или глубокие смыслы остроумных концепций компенсируют акулью тленность?

Эту реплику поддерживают: Юлия Загонек, Елизавета Титанян

Стас, Джефф говорил о том, что Херст его друг, и что он высоко ценит его творчество, и мне показалось несколько неуместным задавать ему этот вопрос. Простите и позвольте вместо ответа Джеффа поделиться собственным наблюдением.

Мы с Вами как-то беседовали о Викторе Шкловском, которого я очень высоко ценю. В работе "Искусство как прием" Шкловский сформулировал один из главных принципов художественности -- в искусстве важно делание, а не сделанное, процесс, а не результат, переживание работы, для чего художник создает себе и зрителю/читателю максимальное количество сложностей. Эти сложности и есть самоцель и главный признак искусства. То, что я увидел в мастерской Джеффа Кунса, глубоко меня поразило и изменило мое вполне типичное скептическое отношение к нему.

Процесс создания его работ намеренно усложнен до невероятия. Сейчас в его мастерской идет работа над серией картин, у которой пока нет названия, и в которой Кунс играет с мировым художественным наследием - вполне, кстати, трагическая по настроению. Это несколько полотен приблизительно 3Х2 метра, над каждым из которых постоянно работают три человека. По словам Кунса, на каждую картину уходит три года. Технологию описывать не буду, скажу лишь, что она заумно, избыточно сложна. Это перфекционизм в какой-то сотой степени. Его металлические скульптуры идеально имитируют фактуру надувных резиновых изделий. Работы из камня задуманы и выполняются со зверской изощренностью. И так далее. Это и есть те самые сложности ради сложностей, о которых говорит теория. А невероятное качество исполнения его работ - это неотъемлемая часть их остроумной концепции.

Я не могу сказать, что художник Кунс вдруг стал мне близок. Но он стал мне понятнее. У него все по-настоящему, халтурой там и не пахнет.

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Спасибо, Николай. Не буду спорить ни с Вами, ни со Шкловским, хоть и не разделяю такой позиции.

Сам я никогда не видел работ Кунса живьем (да, честно говоря, и не стремился), но рад тому факту, что они изготовлены добросовестно. Что касается избыточной сложности технологии, тут уж художник - барин. Ради чего такие "зверские изощренности", мне не очень понятно, но раз произведения не тухнут и не разваливаются - так оно и славно!

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов, Елизавета Титанян

Стас, тут дело, конечно, не в моей позиции, а в позиции Кунса. Он читает себя художником, который работает в традиции Дюшана, и много говорит об этом. Шкловского я приплел не с потолка -- взгляды его и Дюшана на искусство очень похожи, они формировались одновременно и связаны с практикой близких по духу и отчасти и по "личному составу" художественных кругов. Мне тут совсем не хочется разводить много теории, просто меня поразило, до какой степени современный художник работает "по нотам", написанным много десятков лет назад, в эпоху авангарда.

Я видел работы Кунса живьем и раньше -- по-моему, они есть сейчас в любом музее современного искусства, -- но глядя на них нельзя понять, насколько они сложны в производстве. К тому же, в музее их не потрогаешь. Когда видишь, например, его "надувные" скульптуры,  совершенно невозможно поверить, что они стальные, а не резиновые. Очень странное чувство, когда к ним прикасаешься.

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Мистер Кунс, где Вы любите отдыхать летом?

В Пенсильвании, на ферме у моего дедушки, где я вырос.

Ксения Семенова Комментарий удален

Я как-то у знакомых (к их полному ужасу) потрогала маленький экземпляр Baloon Animal (at most a foot long) и мне показалось, что он был сделан из стекла, или все же он тоже из стали?

Все работы этой серии сделаны из стали.

Мистер Кунс!

Появятся ли ваши филиалы в России? Если да, то когда?

Мне бы хотелось делать больше выставок в России.

Джефф, коллектив родильного дома №11 в Бибирево просил передать Вам вопрос: Товарищ Кyнс, а Вам не стыдно за Ваше так сказать искyсство?

Эту реплику поддерживают: Elena Siyanko

Алиса Релина Комментарий удален

Вы верите в искренность похвал вашим работам? Чему вы учите своих учеников?

Как вы оцениваете российское искусство? Какая у нее перспектива?

Мне хотелось бы знать больше о российском современном искусстве. Мне очень нравится декоративное искусство России ХХ века, а вот творчество молодых и современных художников, к сожалению, мне почти не известно.

Король китча в скульптуре - для Вас это похвала или ругательство?

Вызывают ли в Вас Ваши работы какие-то чувства или это не предполагается?

Мне совершенно не нравится такая оценка. Когда я делал в 1985 году выставку Equilibrium — там были бронзовый акваланг и аквариумы с водой, в которых плавали баскетбольные мячи, — я прочитал в одной рецензии, что мои работы лишены морального контекста, и что все это сделано только для денег. Меня это очень сильно задело. Мне кажется, что это была самая моральная выставка из всех, которые я когда-либо делал. Я говорил людям, что в жизни должна быть цель. Может быть, ее нельзя достичь, но очень важно к ней стремиться. С тех пор я усвоил, что людям сложно понимать меня правильно. Я стремлюсь к точности коммуникации, стараюсь точно передавать свои идеи. Но потом все равно говорят: ах, все, что он говорит, это ерунда. Меня многие не понимают, но, конечно, далеко не все. Я верю в коммуникацию и считаю, что это моя обязанность — объяснять смысл моих работ. Иногда мне говорят: пусть этим занимаются критики. Но я так не думаю.

Мистер Кунс,

Ваш проект в Версале для меня является проявлением оптимизма и легкости. Это был своего рода "dream site" для вашей художественной практики. Насколько сложно было работать с таким "эстетически заряженным" пространством и в чем были трудности? Где вам было бы интересно сделать следующий проект? What can top Versailles?

Версаль возник очень естественно, сам по себе. Мой французский друг Жером де Нуармон часто говорил мне: было бы здорово, если бы ты сделал выставку в Версале. Я никогда не знал Версаль особенно хорошо, я много бывал в других европейских замках. Но меня всегда очень интересовал Людовик XIV  и то, как воспринимал мир этот человек, у которого в основе всего были его желания и его воля. И я сделал щенка — было интересно представлять себе, что почувствовал бы Людовик, если бы увидел его, проснувшись однажды утром. Я не создаю произведений специально для каких-то мест. Я стремлюсь к новому опыту, хочу почувствовать, кем я могу стать. Я делаю это, прежде всего, для меня и для моей семьи. Но я совершенно не думаю о том, где выставлять работы. Хотя есть интересные места, где я хотел бы сделать выставку, например, Эрмитаж.

Вы говорите о том, как важна для Вас семья. Между тем, Ваши дети росли отдельно от вас.

Когда я учился в художественной школе, у меня и моей девушки родилась дочь, и мы решили отдать ее на удочерение. И ее удочерили. Я всегда надеялся, что у нее будет возможность найти меня. Это был один из движущих моментов для меня как художника — сделать так, чтобы моя дочь смогла найти меня. И когда она достигла совершеннолетия, она меня нашла. С тех пор она живет в Нью-Йорке, у меня есть две внучки, мы общаемся.

Мой сын — совсем другое дело, он живет с моей бывшей женой, его похитили и увезли в Италию, когда ему было полтора года. Я получил право опеки здесь, в США, но его не признали в Италии, и я продолжал борьбу в судах там. И я бы получил право опеки и там, но мне сказали: ваш сын здесь уже очень давно, поэтому его нельзя отправить обратно в Штаты. Сначала у меня была возможность с ним встречаться, хотя и в ужасных условиях, но в какой-то момент это стало совершенно невозможно. Ему было около девяти лет. Мне всегда очень хотелось иметь с ним близкие отношения, но меня фактически отсекли. Когда я звонил, его не звали к телефону. Когда я приезжал, мне говорили, что он не хочет меня видеть. В этом году ему исполнится 18 лет, и я надеюсь, что он сможет принимать самостоятельные решения, что он поймет, как я его любил и как много он для меня значит, и захочет со мной увидеться.

Сейчас я женат на Джастин, мы вместе уже 15 лет, у нас пятеро совершенно прекрасных детей — четверо сыновей, а три недели назад родилась дочь. Семья очень важна для меня.

Project in LACMA

Dear Mister Koons,

It’s great to have this opportunity to ask you a question via snob.ru website.

LACMA is one of my family’s favorite museums across the world and we usually drive there from the Bay Area every year to see new exhibitions every fall. There were publications about your intention to build a new composition with a train as a tribute to Industrial Era. Could you please share how this project is progressing and when would we expect to see this installation?

Thanks in advance,

A.

========================================

Дорогой мистер Кунс,

Я рад возможности, любезно предоставленной сайтом Сноб.ру., задать Вам вопрос.

Музей искусства графства Лос-Анжелес для меня и моей семьи –один из самых любимых в мире, и мы ездим туда практически каждую осень увидеть новые выставки.

Было несколько публикаций о Ваших намерениях установить там новую композицию с поездом как дань уважения «Индустриальной эре». Расскажите, пожалуйста, как продвигается этот проект, и когда мы могли бы ожидать увидеть эту инсталляцию.

Спасибо.

А.

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Это очень большая работа. LACMA сейчас решает, готовы ли они ее заказать. Если они не захотят, работа отправится куда-нибудь еще, но я думаю, она все-таки будет в LACMA. Поезд полностью разработан и готов к производству. Возможно, он будет собираться в Германии. Но это очень дорогая вещь. Он будет стоить как минимум 35 миллионов долларов. Кроме того, необходимы средства на содержание этой работы, нужен эндаумент. Так что все вместе будет стоить около 40-50 миллионов. В принципе, для архитектурных объектов это нормально.

Речь идет о действующей модели паровоза в натуральную величину, вертикально подвешенной на подъемном кране. Причем, паровоз мчится не ввысь, а в землю. У паровоза вращаюся колеса, идет пар, он издает все паровозные звуки. Все это, естественно, пока только проект.

Это далеко не просто паровоз :- ))

Спасибо за ответ.

Чем реально интересен для меня данный проект так это сочетанием художественной концепции и инженерной мысли.. Это заметный тренд в современном искусстве, в жанре "динамической композиции" работают многие, начиная с известных художников, например Энди Голсуорси и заканчивая никому не известными новаторами здесь в Bay Area...

Как показали даже некоторые вопросы и комментарии в данном обсуждении, мы, бывшие советские люди, до сих пор весьма ограничены в своем восприятии новых форм и веяний... Гораздо проще пригвоздить ярлыком, даже не задумавшись, а поняли ли мы то что увидели? Только на днях в нашем клубе разгорелась дискуссия был ли Дюшан гением или провокатором?... Творчество Кунса из той же серии, - ведь открыв глаза можно увидеть нечто большее, чем кич и банальность :- ))

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Стоит ли вам труда поиск новых творческих идей, или они к вам приходят быстро и легко?

Ведь известно, что есть тугодумы и люди, которые быстро соображают. Наверное, и художники бывают разные - те, кому все легко дается, и те, кому приходится попотеть.

Вы можете искренне признаться - вы из тех, кто много раздумывает, или из тех, для кого все ясно с самого начала?

Я доверяю своей интуиции. Нужно доверять себе, это единственное, что должен делать художник. Нужно быть последовательным в своих интересах. Над идеями, которые сейчас воплощаются в моей мастерской, я начал работать четыре года назад. Нужно время, чтобы они вызрели. Все обходится без магии. Я работаю на компьютере, мне помогает Дэн, с которым мы работаем последние десять лет. Я говорю ему, что я хочу увидеть, и он очень точно улавливает, чего я хочу. Дэн часто говорит «а тебе не кажется, что лучше было бы вот так?», мы обсуждаем детали. Но, в принципе, вся работа делается под моим руководством, и я принимаю все решения. Раньше я рисовал эскизы, сейчас гораздо проще делать все на компьютере, а материал доставать из Интернета. Я не люблю работать в одиночку, мне нравится быть среди людей, мне нравится это ощущение сообщества. У меня в мастерской работают около 150 человек, многое мы заказываем на стороне. Но только я отвечаю за каждую часть конечного продукта.

Джефф -- Вы номер 3 из ныне живущих художников, согласны?

Джефф, из ныне живущих художников Вы третий в нашем рейтинге самых ценных (по совокупной стоимости Ваших работ, проданных на аукционах и включенных в рейтинг Топ 5000 самых дорогих предметов искусства мира по аукционным ценам). Как Вы думаете, кто №1 и №2? (ответ см. на моем блоге или на www.skatepress.com -- и, не беспокойтесь, это не Хёрст, о котором так переживают некоторые читатели Сноба :)

Рынок современного искусства очень небольшой, и, честно говоря, мне не кажется очень интересным следить за тем, что там происходит.