Возбудились:

  • «Уралкалий» (Сулейман Керимов)
  • «Фосагро»
  • «Ростехнологии» (Чемезов)
  • «Тольяттиазот»
  • Самарская губерния (Артяков)
  • Путин
  • Сечин
  • Похожую историю мы уже проходили. Перед кризисом при умилении властей влиятельные мужчины (Дерипаска, Потанин, Усманов) со столь же лейб-гвардейским шиком делали глобальную металлургическую компанию, «наш ВНР Billiton», но нарвались на «марджин коллы» и, если бы не экстренная помощь государства, блистательно прощелкали бы флагманов отрасли — они бы просто ушли за долги иностранцам.

    Теперь вот опять. Такое впечатление, что люди не бизнесом занимаются, а капризничают: «Хочу бибику!» Совершенно невозможно себе представить, чтобы в такие эмоции впал, например, Баффет, а наши мачо — сколько угодно. Вопрос: откуда эта маниакальная гигантомания, непродуманная и рискованная?

    Андрей Шаронов: «Национальные чемпионы» — это часть нашей политики. Нашим лидерам нравится идея создания глобальной компании.

    Другой аспект этой истории в том, что в данном конкретном случае объединение компаний «Уралкалий» и «Сильвинит» (а возможно присоединение и  других игроков, вроде «Фосагро») даст реальное увеличение стоимости для акционеров. На мой взгляд, создание такого нового образования обусловлено ожиданием более высокого  мультипликатора, который, с точки зрения инвестора, скорее всего, будет выше, чем у каждой компании по отдельности. Несмотря на то что активы компаний находятся далеко друг от друга, управленческая и финансовая синергия здесь возможна, и это тоже не может не сказываться на мультипликаторе. Все три компании жизнеспособны и имеют хорошее финансовое состояние, так что создание успешной корпорации имеет все шансы.

    Андрей Успенский: Я пока не очень понимаю, какая конечная цель у этой истории: создание частного холдинга или госкорпорации? Хотя ясно, что последние в плане экономической эффективности проигрывают частным. Вместе с тем создание гиганта по производству удобрений может расцениваться государством как шанс серьезного выхода на международный рынок. Примеры подобных гигантских объединений были в Канаде, но государство не имело к этому отношения.

    Отдельные компании более экономически эффективны: есть здоровая конкуренция, понятнее и прозрачнее управление. Да, вполне возможно, что нужно создавать такую компанию: дело в том, что во время кризиса, когда частный бизнес неустойчив и рынок волатильный, такие большие концерны могут рассчитывать на господдержку. Но если ставится задача создать огромный холдинг и эффективно конкурировать на внешнем рынке, то за этой историей должны быть идея, принципы, драйв.