Как вернуть жизнь в русскую провинцию
Новая жизнь старых построек
На прошлой Венецианской биеннале в русском павильоне выставляли работы, сделанные до кризиса. Теперь, после кризиса, и русский павильон, и мои собственные архитектурные проекты связаны с новыми задачами: это реконструкция, новая жизнь старых построек. Задача генерального планирования в уже освоенном пространстве — создать среду, в которой бы органично соединялись работы разных архитекторов, как это происходит в Нью-Йорке и Берлине, но не в Москве и Санкт-Петербурге. Среду, в которой взаимодействовали бы разные архитектурные языки.
«Фабрика "Россия"»
«Фабрика "Россия"» — это проект, который должен стать государственной программой возрождения небольших русских городов. В России сегодня много городов с 50-100 тысячами жителей и с простаивающими промышленными предприятиями. Раньше там были фабрики, множество предприятий, больницы, дома престарелых. Но все это утрачено, и люди мечтают уехать из таких городов, что создает массу логистических, транспортных, экологических и психологических проблем.
Пять проектов для Вышнего Волочка
Вместе с Павлом Хорошиловым и Григорием Ревзиным мы решили разработать пять проектов для Вышнего Волочка. У города уникальное местоположение: через него проходит шоссе Москва — Санкт-Петербург. Мы определили пять участков, на которых расположены промышленные комплексы. Их можно реконструировать и приспособить для выполнения новых задач: перенести сюда производство новых модных брендов, сделать магазины, построить конференц-центры, музей техники, парк развлечений. Кроме того, в Вышнем Волочке старейшие каналы в России, построенные 300 лет назад, еще до Екатерины II. Поэтому тут мог бы быть центр водного туризма.
Нашей задачей было создать пять совершенно независимых проектов, в которых каждый архитектор сам себе куратор. Мы позвали двух архитекторов из Санкт-Петербурга и двух из Москвы.
Фабрика «Парижская коммуна»
Первый проект — рекреационный центр с конференц-отелем и школой искусства. Рядом с Вышним Волочком находится дача Академии художеств, существующая еще со времен Репина. Иосиф Бакштейн, директор Института проблем современного искусства, использует Вышний Волочек как место для совместной летней школы русских и иностранных художников. Евгений Герасимов предлагает перенести школу в город, сделать там сквер и конференц-отель, сохранив, но реконструировав комплекс фабричных зданий.
Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат
Второй проект делает Владимир Плоткин из Москвы. В этом году он был выбран лучшим архитектором года в России. Фабрика, которую он реконструирует, принадлежала семье Рябушинских. Она и сейчас остается очень важной частью старого Вышнего Волочка, вместе с прекрасным памятником лампочке Ильича, который, конечно, сам по себе является культурным наследием. Здесь Владимир Плоткин со своей командой предлагает устроить развлекательно-образовательный парк с музеем техники XX и XXI века.
Исторический центр
Старая часть города застроена прекрасными домами конца XVIII века. Мы позвали второго архитектора из Москвы, Сергея Скуратова, чтобы создать в центре города фольклорный музыкальный театр: в прошлом году Вышний Волочек получил президентский грант на изучение народной музыки и народных традиций. Вышний Волочек — центр исчезающих народных традиций, и если мы прождем еще 30 лет, от нашей народной музыки ничего не останется. Этот проект выглядит сегодня наиболее реалистичным, потому что он уже согласован с руководством города и области.
Фабрика «Пролетарский авангард»
Четвертый проект — центр изучения воды и центр современных технологий строительства средств сообщения по воде, с гостиницей и всем прочим. Он расположен на Прохоровской мануфактуре. Здесь работает Никита Явейн, который занимался реконструкцией Главного штаба в Санкт-Петербурге. Он обладает огромным опытом восстановления старых зданий.
Фабрика «Аэлита»
И наконец, очень важный для меня проект, который мы делаем с талантливым русским модельером Аленой Ахмадуллиной. Основываясь на национальных традициях костюма, кроя и орнамента, она создает новую очень интересную продукцию. Мы с Аленой и моим партнером Сергеем Кузнецовым спроектировали центр на основе заброшенной фабрики. Фабрика будет перестроена, модернизирована и продолжит свое существование как фабрика (она будет расположена наверху) и как сток — я видел такое в Мецингене в Германии, это прекрасно работает. На полпути из одного мегаполиса в другой вы попадаете в магазины, где вы можете дешево купить модные вещи, которые модельеры здесь же и шьют. Я думаю, этот проект вполне может стать реальностью.