Меж двух дымов
Сегодняшнее утро, как и положено в пятницу 13-го, для многих москвичей началось неприятно. Первый брошенный в окно взгляд утыкался в пугающе знакомую серо-сизую гамму. Второй взгляд успокаивал: за цветность окружающей среды отвечала преимущественно облачность, задержавшаяся после сильной ночной грозы (которая вылила на город больше осадков, чем за весь июль). Однако легкий привкус дымка и гари, пока еще несравнимой по плотности с той, что висела над Москвой в конце прошлой недели, действительно появился; легкий запах горелого вновь ощущается и в метро.
О возможном возвращении смога синоптики предупреждали загодя, расходясь только в сроках: четверг, пятница или выходные. Достаточно перемены ветра — ведь площадь лесных пожаров остается огромной, хоть и сократилась, по данным МЧС на вчера, на 10 тысяч гектаров и 224 очага. И концентрация вредных веществ местами остается повышенной, хотя и не достигает зашкаливающих рекордов 6-8 августа, и содержание кислорода все еще ниже нормы… Но в целом Москва производит впечатление города, стремящего насладиться нормальной жизнью — пусть и с некоторой опаской, словно после прекращения огня на фронте или внезапного ухода зубной боли: на улицах уже трудно встретить человека в респираторе, зримо увеличилась посещаемость кафе под открытым небом, на Пушкинскую набережную вернулись любители вечерних танцев и роллеры, потянулись обратно многие «временные эвакуанты». Больше возможного возвращения смога пугают, пожалуй, горящие на Брянщине радиоактивные леса — но власти упорно уверяют, что бояться нечего, а Гидрометцентр высылает в Брянскую область специальную группу для контроля радиационного фона.
Ощущение, что «катастрофа позади», хоть и может оказаться преждевременным, позволяет заняться «разбором полетов» — в более широком смысле, чем разбор полета премьера Путина на «самолете-амбиции».
Чуткие к смене настроений мэр Москвы Лужков (успевший сообщить, что «город справился») и губернатор Мособласти Громов уже обменялись серией точечных ударов в жанре «плохо работаете» — «а уж вы бы помолчали»; граждане эксперты оценивают этот тактический конфликт как не слишком удачную попытку восстановления реноме — хотя понятно, что в реальной российской властной системе чиновников такого ранга если что и волнует, то не репутационные потери в глазах вверенного населения, а мнение Кремля.
В медиа и блогах много пишут о негласном запрете врачам ставить диагноз «тепловой удар» (собственно, в блогах об этом писали давно, а теперь информация получила множество подтверждений и дошла даже до национальных информагентств) или пытаются подсчитать сверхприбыли, которые извлекли из населения торговцы кондиционерами и вентиляторами. Впрочем, в «москвапокалипсисе» уже можно поискать и позитив. Беседы о том, что катастрофический месяц вернул горожанам чувство локтя и инстинкт взаимовыручки, слышны повсюду и звучат даже ностальгически, а сегодняшние «Ведомости Пятница» посвятили народному единению большой материал: там, к примеру, глава «Русской службы новостей» Игорь Черский говорит, что «стильные московские девушки покупают не одежду и косметику, а мотопомпы, лопаты, тушенку и пожарные рукава. А потом развозят это на своих маленьких розовых и желтых машинках по горящим районам в кромешном дыму и копоти».
Добровольчество и милосердие, даже если они просто мода, — мода явно не худшая. Но стильным московским девушкам работы может хватить надолго — поскольку и в Тверской области, и в Нижегородской, и на Урале пока что полыхает вовсю, а синоптики за это лето уже не раз ошибались в оптимистических прогнозах. А даже если на этот раз они и правы и «уникальный антициклон», висящий с конца июня над европейской частью России, во вторник начнет разрушаться, жара и огнеопасность пойдут на убыль, то это еще не означает полного окончания российских бедствий. Поскольку, заметил в четверг глава Гидрометцентра Роман Вильфанд, именно резкое разрушение антициклона может вызвать к жизни новую беду — ураганы и смерчи.
Так что маленьким розовым и желтым машинкам, не исключено, предстоит попросту сменить мотопомпы и пожарные рукава на другие, более актуальные грузы.