«Нам говорили, что это не пойдет. Русский мюзикл, еще и на историческую тему. Зритель такое смотреть не будет. Но я была уверена в обратном» — так комментирует свой новый спектакль, мюзикл «Екатерина Великая», режиссер Нина Чусова.

Спектакль, поставленный в Екатеринбурге и стоивший продюсерам 700 тысяч долларов, начинает собирать дивиденды: в середине апреля он приезжает на «Золотую маску». «Екатерина Великая» претендует на премию в семи номинациях, среди которых все основные — за лучший спектакль в оперетте/мюзикле, за лучшую работу режиссера, композитора, художника по костюмам, за мужскую и женскую роль. «На “Золотой маске” мы играем “Екатерину” целых четыре раза, — говорит режиссер мюзикла Нина Чусова. – Обычно дают сыграть только один. Так что нам очень приятно».

«Изначально Москве этот мюзикл не был интересен», — рассказывает композитор мюзикла и автор всей идеи Сергей Дрезнин. Спонсоры, согласившиеся было финансировать дорогостоящий проект, испарились ровно к тому моменту, когда надо было начинать работу. В результате поставить мюзикл согласился директор Свердловского Государственного академического театра музыкальной комедии Михаил Сафронов, случайно встретивший в Париже Сергея Дрезнина. В мае прошлого года Екатеринбурге с успехом прошла премьера.

«Может быть, это и к лучшему, — говорит Нина Чусова. — Теперь у меня есть полное право сказать, что не все хорошее делается в Москве. И мне очень хочется, чтобы зритель увидел этот мюзикл. Не потому, что я его поставила, а потому, что меня гордость берет за нашу провинцию».

Размаху постановщиков «Екатерины» могли бы позавидовать и московские театры. Кроме Дрезнина и Чусовой в работе над мюзиклом приняли участие Михаил Рощин, написавший либретто, лауреат премии «Золотая маска» хореограф Татьяна Баганова. Павел Каплевич создал  для спектакля 650 костюмов в стиле екатерининской эпохи, и все они шились из ворсистой ткани, изготовленной по спецзаказу ограниченным тиражом. Одно из платьев для главной героини даже было выставлено на конференции «Moscow 2007: Supreme Luxury». На сцене была выстроена трехэтажная мобильная декорация в стиле барокко. Монтировать ее приходится 25 часов. Специально для спектакля была изготовлена парадная карета императрицы, очень напоминающая оригинал из Эрмитажа.

О сюжете рассказал Сергей Дрезнин: «Мюзикл охватывает весь период правления Екатерины, а главный вопрос постановки — как из наивной и доброй романтической девушки получился русский монстр, сильный и властный. Ответ напрашивается сам собой, в России по-другому управлять нельзя».

Еще на стадии работы над спектаклем постановщики понимали, что этот мюзикл может и должен стать «товаром на экспорт». «За границей ждут подлинно русских мюзиклов, которые можно показать западному зрителю. У нас есть предложения от немецких продюсеров, которые очень заинтересовались проектом, да и либретто на немецком языке уже написано», — сказал Сергей Дрезнин.

Пока же «Екатерина Великая» собирает отзывы в России. Нина Чусова признается: «По-моему, это первая работа, за которую меня почти единогласно хвалят. До этого отзывы обычно делились на очень хорошие или очень плохие. А тут стали писать, что Чусова молодец и поставила хороший мюзикл».

Полный список номинаций «Екатерины Великой» на премию «Золотая маска»:

«Лучший спектакль в оперетте/мюзикле»

«Лучшая работа режиссера в оперетте/мюзикле» — Нина Чусова

«Лучшая работа дирижера в оперетте/мюзикле» — Борис Нодельман

«Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре» — Павел Каплевич

«Лучшая женская роль в оперетте/мюзикле» — Мария Виненкова (Принцесса Фике)

«Лучшая мужская роль в оперетте/мюзикле» — Владимир Фомин (Петр III, Павел)

«Лучшая работа композитора в музыкальном театре» — Сергей Дрезнин