...Но, как всегда это бывает, вместе с хорошим появилось много плохого: бандитские разборки, новые русские, действия, связанные с приватизацией, тоже имеют негативный имидж в массовом сознании. Все это, увы, не добавляет любви к частному бизнесу. Я думаю, что и государство, и церковь должны сознательно идти на популяризацию добросовестного, законопослушного предпринимательства как вида деятельности. Нужно объяснять, что именно предпринимательство — источник процветания, а не чиновники. А у нас происходит все наоборот: тот, кто распределяет бюджет, главный благодетель. А ведь тот, кто, рискуя собственными деньгами, создает рабочие места, платит заработную плату, умеет организовать процесс, произвести то, что продается, и есть главный герой. Конечно, без запуска официальной машины, которая бы пропагандировала это, воспитать новое отношение к бизнесу невозможно.

Церковь тоже должна подключиться к этому процессу. Ведь она имеет заметное влияние на большую часть граждан. К церкви прислушиваются. Причем я имею в виду не только христианскую, я говорю про все конфессии. Церковь сама по себе — серьезнейший общественный институт, у которого есть способы, недоступные ни государству, ни школе. И она может использовать эти средства, чтобы создавать позитивный настрой в обществе по отношению к предпринимательству как к источнику благополучия.

Что касается государства, то тут важен не только пропагандистский путь, но и правоприменение, когда и на словах, и на деле, в том числе через судебные процессы, будут защищаться права предпринимателей, и крупных, и малых, которые особенно часто являются объектом нападок со стороны недобросовестных конкурентов, преступных групп и чиновников. Государство должно показывать, что оно реально защищает бизнес и считает предпринимателей  важным субъектом и гражданского общества, и экономики России.

Есть ли к этому подвижки сейчас? Не буду отрицать, есть. Увеличивается объем средств, которые идут на малое предпринимательство, делаются попытки улучшения судебной системы. Я бы особо обратил внимание на арбитражные процессы, решение гражданских споров, в них стало больше открытости, растет количество прецедентов, которыми стороны пользуются для доказательства своих прав. Но нельзя отрицать и того, что процессу не хватает последовательности, не хватает бизнес-ситуаций, после которых стало бы ясно: да, государство четко расставило приоритеты. К сожалению, антимонопольная политика, которая бурно развивается в последнее время, никогда не была нашей сильной стороной. Неконкурентная среда — главный враг малого предпринимателя. Когда у вас выигрывает не лучший, а близкий власти — это серьезная проблема, которая ломает все стимулы, и вы начинаете бороться не за то, чтобы производить лучше и дешевле, а за то, чтобы получить доступ к бюджетным деньгам, несправедливым образом распределяемым органами власти. Это приводит к закрытию рынков, к подавлению конкуренции неэкономическими методами.

Все это выливается в серьезный комплекс задач, которые нужно решать. Без здорового частного бизнеса нам будет труднее выбраться из кризиса и развиваться дальше.