Прочитав в последнем Science статью Каролин ван дер Богерт про молодые складки на Луне, я написал автору: «Но, если по-честному, вы же понимаете, что дело ни в каком не в остывании ядра Луны? Нет сомнений, что Луну сжал Грю, герой мультфильма Despicable me — мы же знаем, что у него был сжимающий луч!»

Ответ был: «Первый раз слышу об этом мультфильме! Теперь понятно, почему все так заинтересовались нашей статьей… А вы, кстати, заметку вашу покажите перед публикацией — я с удовольствием проверю факты». Словом, занервничала.

Факты в статье из Science такие — проверяйте, доктор ван дер Богерт.

Анализ новых сверхчетких снимков лунной поверхности показал: спутник нашей планеты покрыт особыми молодыми складками, которые образовались, когда его поверхность стремительно сжималась. Ранее считалось, что эти процессы закончились 3,5 миллиарда лет назад, но складкам всего 1 миллиард или даже меньше, и усыхание было резким, на 100 метров в диаметре. Причина — в остывании Луны. По мнению авторов статьи, Луна и по сей день может быть геологически активна.

Надо заметить, что некоторые складки было видно на снимках, сделанных при высадке на Луну миссии «Аполлон». Но то были снимки только узкой полосы на экваторе спутника; новые сделаны по всей поверхности, что подчеркивает глобальный характер процесса сжатия. У меня нет никаких сомнений, что эти складки появились недавно, из-за вмешательства суперзлодея Грю, так что этот вопрос требует дальнейшего исследования.

Молодые складки на поверхности Луны — признак недавней геологической активности
Молодые складки на поверхности Луны — признак недавней геологической активности

Если новость о Луне недостаточно крышесносительна, последний выпуск Science несет нам еще как минимум два поразительных сообщения.

Во-первых, как показала группа исследователей из Йеля, кетамин оказался суперантидепрессантом. Уже одна доза имеет ярко выраженный эффект, который наступает в течение нескольких часов и длится 10 дней (обычные таблетки набирают силу неделями). Мои веселые однокурсники по МГУ в 90-е, кажется, это интуитивно понимали, но четкое научное знание получено только в 2010-м, когда в США наконец разрешили экспериментальные исследования психоактивных веществ на людях. Авторы работы изучили конкретный механизм действия кетамина на молекулярном уровне и обещают в будущем целое новое направление борьбы с депрессией — сегодня 40% больных депрессией не поддаются медикаментозному лечению.

Еще один путь, которым мои однокурсники одолевали хандру, — беспорядочные половые связи. Биологи привыкли считать, что это полезно только самцам: оставить больше потомства. Австралийская крашеная (это важно, см. ниже) блондинка бурского происхождения Сара Прайк доказала, что самки амадин Гульда способны собирать сперму от разных самцов, от каких удастся, но отдают предпочтение «продукту» от подходящих партнеров. Дело в том, что амадины Гульда бывают красноголовые и черноголовые, и между формами существует частичная генетическая несовместимость. Это невероятно удачный механизм в дарвиновской гонке: самки тем самым многократно повышают эффективность затрат на откладывание яйца и выкармливание птенцов, ведь лучше вкладываться в будущих чемпионов.

Амадины Гульда, яркоокрашенные птички с логотипа мониторов Viewsonic, — мистические существа, своего рода метафора женского всемогущества. Полтора года назад Сара рассказывала мне и читателям блога «Наука» о том, как она красит головы амадинам Гульда (а не только себе), обманывая их для хитрого эксперимента. Тогда — тоже в статье в Science (напомню: одна публикация такого уровня может быть достаточна, чтобы карьера ученого состоялась) — Прайк доказала, что самки амадин загадочным образом способны выбирать пол потомства. Цель — чтобы выжило побольше птенцов (если партнер имеет иной цвет шапочки, от такого брака лучше выживают самцы, поэтому выгодно рожать самцов).

Два вида окраски амадин Гульда из восточной Австралии: с красной шапочкой и с черной шапочкой
Два вида окраски амадин Гульда из восточной Австралии: с красной шапочкой и с черной шапочкой

Сегодня же оказалось, что самки анализируют, чью сперму — собранную за сезон размножения от разных партнеров — пустить в ход. Самкам нужен самец своего цвета: только от таких браков получается на 100% здоровое потомство. Но такого можно и не найти, поэтому лучше синица в руке, точнее, сперма от имеющегося в наличии самца — в клоаке. Самка образует пару с имеющимся самцом, но изменяет ему при любой возможности.

Исследователи разлучали пару и подсаживали к самкам самцов с «родным» (в одном случае) и «чужим» (в другом эксперименте) цветом шапочки. Самки немедленно с ними спаривались. Если любовник и муж различались по цвету шапочки, среди птенцов, которые потом появлялись, большинство составляли потомки от партнера «своей масти», если же любовник был того же цвета, что и муж, то их потомков было поровну.