Художественный фильм Павла Бардина про русских неонацистов «Россия-88», с успехом показанный на Берлинском кинофестивале, оказался в центре скандала. По сообщениям некоторых СМИ фильм подвергся в России информационному бойкоту: на фестивале в Ханты-Мансийске городские власти упросили представительное международное жюри не давать ему главную премию, сославшись на распоряжение из Москвы. Некоторые склонны расценивать сообщения о бойкоте как пиар-ход создателей фильма.

Снял «Россию-88» 33-летний режиссер Павел Бардин, сын мультипликатора Гарри Бардина. Это его дебютный фильм. До этого он был известен как режиссер и креативный продюсер подросткового сериала «Клуб», идущего на канале MTV. В одной из главных ролей звезда сериала Петр Федоров, недавно снявшийся у Бондарчука в «Обитаемом острове». Псевдодокументальная социальная драма повествует о буднях банды скинхедов «Россия 88». «Картина снята на деньги создателей, а вся съемочная группа работала практически бесплатно», сообщает Openspace. «Сюжет фильма — авторский вымысел, основанный на фактах сегодняшней российской жизни», — написано на официальном сайте картины. По мнению кинокритика «Афиши» Романа Волобуева фильм «совершенно спокойно может работать и как антифашистское высказывание». «”Россия-88” Павла Бардина — пример того, какое кино нужно снять в России, чтобы попасть в Берлин», — считает кинокритик Юрий Гладильщиков.

Премьера состоялась на берлинском кинофестивале в феврале. Фильм получил высокие оценки критиков и был приглашен в международный конкурс фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Там картина получила спецприз и награду гильдии критиков, но, согласно неофициальной информации, жюри фестиваля собиралось дать Бардину главную награду, однако изменило решение после звонка из Москвы. Возглавлял жюри режиссер Хью Хадсон, оскаровский лауреат, также туда входили Мориц де Хадельн (в прошлом директор Берлинале и Венецианского фестиваля) актриса и режиссер Гука Омарова и кинокритик Валерий Кичин.

По словам Кичина, жюри не колеблясь дало этому фильму главный приз. «После этого к нам пришла целая делегация фестивальной администрации, куда входили крайне уважаемые нами всеми, известные, в достаточной степени отважные люди, и попыталась объяснить нам ситуацию. Они говорили, что в результате звонка из Москвы есть угроза, что будет закрыт сам фестиваль, что может серьезно пострадать администрация города, который оказал и оказывает фестивалю очень большую помощь. И, наконец, последней каплей было, что может очень серьезно пострадать молодой режиссер», — рассказал Кичин.

В данный момент создатели фильма ждут прокатного удостоверения, чтобы фильм пошел в кинотеатрах. Павел Бардин считает, что у Министерства культуры нет ни одного формального повода не дать фильму выйти в прокат. Если начнутся какие-то бюрократические проволочки, тогда, по словам Бардина, можно говорить о том, что на картину и ее создателей оказывают давление сверху.

Четкого ответа на вопрос, что могло не устроить власть в антифашистском фильме, нет. Как считает Валерий Кичин, отдельные кадры этого фильма при желании можно трактовать как угодно; в фильме есть «кадры, когда представитель официальных кругов приходит в этот подвал, пытается установить деловые контакты с этими ребятишками, которым он явно симпатизирует и явно разделяет их идеи, но только хочет направить в нужное русло. То есть вполне возможно, там это все связано с некоторой реальной политикой некоторых властных кругов России. И возможно, они это приняли на свой счет, их возмутило», — предположил Кичин в интервью радио «Свобода».

«В день закрытия фестиваля "Дух огня" — и это факт! — некоторые аккредитованные журналисты получили от своих работодателей строгое предписание "неонацистский фильм Бардина" в итоговых репортажах не упоминать вовсе. Какой бы приз он ни получил — нет такого фильма», — пишет «Коммерсантъ Weekend».

«Ходят слухи, что якобы звонил Сурков и запретил давать первый приз. А наша творческая интеллигенция согнула выи и подчинилась. И даже убедила иностранного председателя жюри уже после принятого решения, что так надо. <...> Но правду мы не любим. В любом случае снимаю шляпу перед Павлом Бардиным. Сейчас быть запрещенным в России — высшая награда», — цитирует «Эхо Москвы» запись в блоге экономиста Ирины Ясиной.

История о том, как главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев под надуманным предлогом в последний момент снял из номера интервью Евгении Лавут с Бардиным, подробно описана на Openspace. Кроме того, по сведениям портала, НТВ и Первый канал отказались ставить в выпуски новостей уже готовые сюжеты о фильме, а фотограф Геннадий Авраменко собственноручно изъял из журнала «МК-Бульвар» сделанные им фотографии Бардина.

Существует мнение, что скандал вокруг фильма – спланированная пиар-кампания, направленная на его популяризацию. На это мнение ссылалась журналистка Светлана Рейтер в интервью «Радио Свобода» и кинокритик Дмитрий Савельев в «Коммерсант Weekend».

Рейтер: «Версия, которую я слышала, она совершенно смешная, — это версия о том, что таким образом делается пиар фильму, который в принципе будут прокатывать в двух-трех кинотеатрах и, соответственно, поэтому таким образом нагнетается ажиотаж. Я не верю в третью версию, я не думаю, что это пиар».

Савельев: «Антифашистская драма Павла Бардина "Россия-88" еще не вышла на экраны, но уже успела вызвать скандал, который одни считают намеренным пиар-ходом, а другие — сигналом о возвращении старых времен и методов идеологической борьбы». Кроме того, эта версия о спланированной пиар-кампании высказывалась в блогах (например, здесь и здесь).