В рекламе российского мороженого использован образ Барака Обамы. США сочли ее расистской

+T -
Поделиться:

Реклама мороженого из Екатеринбурга получила мировую известность благодаря использованному в ней карикатурному образу Барака Обамы. Международное рекламное сообщество сочло рекламу расистской, возмущение профессионалов подхватили СМИ. В России же неполиткорректный креатив считают удачным пиаром и остроумной шуткой.

Подробнее
Реклама мороженого «Дуэт»

Постер шоколадно-ванильного мороженого «Дуэт» по заказу екатеринбургского хладокомбината № 3 изготовило уральское агентство «Восход». На нем изображена мультяшная фигура президента США на фоне Капитолия, который авторы рекламы, очевидно, приняли за Белый дом. Рекламный слоган звучит так: «У всех на устах — темное в белом».

Реклама бананово-клубничного мороженого той же фирмы изображает девушку с бананом в руках: «Смотришь на банан — думаешь о клубничке?»

Креативный директор агентства Андрей Губайдуллин в интервью газете «Известия»  заявил: «Мы не хотели никого задеть. Думаю, что и сам Обама не обиделся бы на нашу рекламу. Я выслушал мнения знакомых афроамериканцев по поводу возможного расистского подтекста. Все они отреагировали позитивно. Газета Wall Street Journal провела на своем сайте опрос среди посетителей, и лишь 20% респондентов усмотрели расистскую подоплеку. Остальные отнеслись к нашей затее с юмором».

На сайте Wall Street Journal (wsj.com) ничего похожего на такой опрос не обнаруживается.

Реакция

Американский портал Advertising Age, специализирующийся на новостях рекламного рынка, заметил, что в рекламе присутствуют расистский подтекст и явная насмешка над Обамой, а радуга на заднем плане в непростые для США времена выглядит издевательством. Реклама вызвала множество негативных отзывов посетителей сайта.

Британский SkyNews приводит и другие примеры использования образа Обамы в российской рекламе, например, на флайерах московской сети студий загара. По мнению правозащитника Александра Верховского из центра «Сова», которого цитирует SkyNews, некорректная реклама усиливает национальную рознь, но никого в России не смущает.

Большинство комментаторов популярного российского блога о рекламе Advertka, напротив, считают рекламу вполне удачной, отмечают запоминающийся слоган и хороший пиар, который получили фирма-заказчик и агентство после запуска кампании.

Генеральный директор хладокомбината №3 Сергей Пирогов также считает работу «Восхода» остроумной шуткой: «Никакой негативной двусмысленности, признаков дискриминации, политической подоплеки или, тем более, попыток разжечь национальную рознь в этом изображении очевидно нет. Понятие "расизм" уже давно перешло из категории "проблемного" в категорию "модного"».

Обама и реклама

Как отмечают американские эксперты по рекламе, с таким масштабным использованием своего образа не сталкивался за последние десятилетия ни один действующий политик. В феврале 2009 года адвокаты Белого дома начали готовить проект закона, который запретит коммерческое использование любых намеков на Обаму без его разрешения.

Предвыборный девиз Обамы «Yes We Can» («Да, мы можем») превращался в «Yes You Can» в рекламе авиакомпании Southwest Airlines и в «Yes Pecan» в рекламе мороженого с орехом пекан в магазинах сети Ben & Jerry's. IKEA предлагала посетителям своего сайта обустроить по своему вкусу Овальный кабинет (акция проходила под лозунгом Embrace Change). Самым скандальным случаем использования лозунга Change! является ролик японского мобильного оператора EMobile, пародирующий избирательную компанию Обамы. В ролике речь о переменах произносит обезьяна.

Героем рекламных кампаний в самых разных странах много раз становился и сам Обама. В марте 2009 года в Германии появилось замороженное куриное филе «Пальчики Обамы», а компании-производителю пришлось отвечать на обвинения в расизме. Слово «пальчики» в названии, по словам производителей, указывает на фаст-фуд, который едят руками: «Это как хот-доги. Никто же никогда не думал всерьез, что их делают из собак».

На Филиппинах двойник Обамы рекламировал средство против расстройства желудка.

Единственный продукт, с которым устойчиво ассоциируется Обама, — это коммуникатор Blackberry. С этим прибором президент не захотел расстаться и после вступления в должность. Полученный таким образом компанией-производителем рекламный эффект эксперты оценивают в 25-50 миллионов долларов.

 

Комментировать Всего 8 комментариев

Я только что прилетел из Нью-Йорка — и там тоже что-то такое видел, как-то эта тема и там уже в рекламе используется. Так что, мне кажется, ничего расистского здесь нет. Ну, если, конечно, это все в шутку и реклама смешная. Другой вопрос — лично я не очень люблю, когда подобный креатив используется в рекламе. Что-то в этом есть странное, нехорошее.

Рекламе имманентно не присуще понятие «этика». Этика в рекламе регулируется двумя вещами: с одной стороны, действующими законами и нормами, а с другой стороны, внутренним ощущением создателя этой рекламы, его собственными барьерами нравственности. Поэтому вопрос об этике сразу снимается, если руководствоваться этими двумя ограничителями. Остается вопрос — выгодно это или не выгодно. Здесь несколько соображений. Пункт первый — реклама всегда предпочитает работать с некими контекстно ориентированными вещами. То есть с тем, что вызывает интерес у максимального количества людей из целевой аудитории. Это естественно, потому что реклама — это такая социальная и короткоживущая культурная форма. Соответственно, чем эффективнее, чем интереснее та тема, на которую она «присела», тем больше у нее целевая аудитория.

С моей точки зрения, популярность Обамы и интерес к нему несколько преувеличиваются для российской целевой аудитории. Поэтому использование его образа в рекламе мороженого… Ну, может, это чуть лучше, чем использование Шимона Переса, потому что Обама известен большему количеству людей. Но не думаю, что это гиперэффективный ход. К тому же - в данном конкретном примере - слишком много деталей, слишком много негра, одновременно - слишком мало Обамы (теряется шутка) и слишком мало продукта (теряется смысл).

Максим Котин Комментарий удален

Игорь Ганжа Комментарий удален

Максим Котин Комментарий удален

Игорь Ганжа Комментарий удален

Максим Котин Комментарий удален

Это хороший тест для политика. То есть самое важное, как сам Обама к этому относится. Если с юмором, то с моей точки зрения, он абсолютно здоровый человек и находится на своем месте. Если же он обижается, то людям, которые сделали такую рекламу, стоит извиниться. На мой взгляд, мороженое вызывает только положительные эмоции.

Я считаю, подобная реклама абсолютно недопустима. Вообще, присущее нам хамство в эпоху всеобщей политкорректности свидетельствует только о неглубокой культуре и большом отсутствии мозгов. Никогда не говори про других того, чего бы ты сам не хотел услышать в свой адрес. Я не думаю, что мороженое под названием «хохлы», «кацапы» или «жидовская морда» было бы приятно есть русским, украинцам или евреям. Да и варенье «Черножопый друг» не очень-то понравилось бы людям, которые торгуют у нас на базаре. Поэтому я считаю, что надо быть крайне внимательным ко всем словам, которые могут обидеть нашего друга, знакомого или просто прохожего на улице.

Мне кажется, что это хорошая вирусная реклама. И сам факт того, что мы это обсуждаем - это только подтверждает.

Думаю, что ни законы, ни границы этики здесь не нарушены.

Это хороший разовый рекламный ход и не более того. Хотя выполнен непрофессионально. Лого и брэнда не видно, и поэтому он не запоминается

Плох не образ (да, он вызывает ассоциации с расистским лубком 19 и начала 20 века у американцев, но в России нет традиции подобного китча), а девиз "темное в белом". Любое принижение человека до его цвета заведомо омерзительно. Странно, что об этом даже приходится говорить.  

При этом, заметим, я не приветствую автоматическое, поверхностное подражание чужим языковым или поведенческим нормам: например, считаю, что слово "негр" в русском совершенно приемлемо, поскольку оно семантически нейтрально и в нем нет отзвука ругательства "ниггер" - я использовал его, кстати, в очерке про Обаму в "Большом городе", за что получил пару возмущенных писем. Но здесь речь идет не о форме, а о содержании - два понятия, которые российское понимание т.н. политкорректности (давно отпавший, кстати, термин) постоянно путает.

Реклама дурацкая, но

почему отсыл к цвету кожи - это всегда понижение? это довольно спорное утверждение , которое, насколько я понимаю, при этом является важной составляющей мировоззренческой парадигмы типичного представителя современного американского общества.  Хотя  такой остыл может нести совсем иную смысловую нагрузку. Например, это ж можно вполне оценивать просто как одну из характеристик.  это не "понижение" и не "повышение". лишь констатация. 

Мне на самом деле любопытно разобраться в некоторых особенностях социокультурного контекста. потому как мнение "они там все на политкорректности помешались" - мне совсем не симпатично. И, кстати, почему это отпавший термин?

Во-первых, поддержу Ганжу : реклама, как и весь бизнес, а-этичен, вне морали. Моральным или аморальным может быть бизнесмен - но не бизнес. Так мы договоримся до того, что производство ножей аморально, а пинцетов -высокоморально...

Во-вторых, любая паразитарная реклама ущербна по определению, в том числе и обсуждаемая. И этим она плоха! Впрочем, как и вся наша реклама - вторичная и эпигонская по сути. Одно сплошное "сникерсни".

И в-третьих, почему карикатура на Магомета в датских газетах - это выражение свободы слова, а карикатурный образ Обамы - проявление расизма? И почему указание на черный цвет кожи принижение? Тогда - по этой логике - указание на белый цвет это что - возвышение? Мне кажется, важнее контекст и подтекст, которых нет и не могло быть у простых ребят из хладокомбината №3. Зачем искать черную уральскую кошку в темном екатеринбургском офисе, если ее там никогда не было??!!