Реклама мороженого из Екатеринбурга получила мировую известность благодаря использованному в ней карикатурному образу Барака Обамы. Международное рекламное сообщество сочло рекламу расистской, возмущение профессионалов подхватили СМИ. В России же неполиткорректный креатив считают удачным пиаром и остроумной шуткой.

Постер шоколадно-ванильного мороженого «Дуэт» по заказу екатеринбургского хладокомбината № 3 изготовило уральское агентство «Восход». На нем изображена мультяшная фигура президента США на фоне Капитолия, который авторы рекламы, очевидно, приняли за Белый дом. Рекламный слоган звучит так: «У всех на устах — темное в белом».

Реклама бананово-клубничного мороженого той же фирмы изображает девушку с бананом в руках: «Смотришь на банан — думаешь о клубничке?»

Креативный директор агентства Андрей Губайдуллин в интервью газете «Известия»  заявил: «Мы не хотели никого задеть. Думаю, что и сам Обама не обиделся бы на нашу рекламу. Я выслушал мнения знакомых афроамериканцев по поводу возможного расистского подтекста. Все они отреагировали позитивно. Газета Wall Street Journal провела на своем сайте опрос среди посетителей, и лишь 20% респондентов усмотрели расистскую подоплеку. Остальные отнеслись к нашей затее с юмором».

На сайте Wall Street Journal (wsj.com) ничего похожего на такой опрос не обнаруживается.

Реакция

Американский портал Advertising Age, специализирующийся на новостях рекламного рынка, заметил, что в рекламе присутствуют расистский подтекст и явная насмешка над Обамой, а радуга на заднем плане в непростые для США времена выглядит издевательством. Реклама вызвала множество негативных отзывов посетителей сайта.

Британский SkyNews приводит и другие примеры использования образа Обамы в российской рекламе, например, на флайерах московской сети студий загара. По мнению правозащитника Александра Верховского из центра «Сова», которого цитирует SkyNews, некорректная реклама усиливает национальную рознь, но никого в России не смущает.

Большинство комментаторов популярного российского блога о рекламе Advertka, напротив, считают рекламу вполне удачной, отмечают запоминающийся слоган и хороший пиар, который получили фирма-заказчик и агентство после запуска кампании.

Генеральный директор хладокомбината №3 Сергей Пирогов также считает работу «Восхода» остроумной шуткой: «Никакой негативной двусмысленности, признаков дискриминации, политической подоплеки или, тем более, попыток разжечь национальную рознь в этом изображении очевидно нет. Понятие "расизм" уже давно перешло из категории "проблемного" в категорию "модного"».

Обама и реклама

Как отмечают американские эксперты по рекламе, с таким масштабным использованием своего образа не сталкивался за последние десятилетия ни один действующий политик. В феврале 2009 года адвокаты Белого дома начали готовить проект закона, который запретит коммерческое использование любых намеков на Обаму без его разрешения.

Предвыборный девиз Обамы «Yes We Can» («Да, мы можем») превращался в «Yes You Can» в рекламе авиакомпании Southwest Airlines и в «Yes Pecan» в рекламе мороженого с орехом пекан в магазинах сети Ben & Jerry's. IKEA предлагала посетителям своего сайта обустроить по своему вкусу Овальный кабинет (акция проходила под лозунгом Embrace Change). Самым скандальным случаем использования лозунга Change! является ролик японского мобильного оператора EMobile, пародирующий избирательную компанию Обамы. В ролике речь о переменах произносит обезьяна.

<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/si-lSLv9b4E&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/si-lSLv9b4E&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>

Героем рекламных кампаний в самых разных странах много раз становился и сам Обама. В марте 2009 года в Германии появилось замороженное куриное филе «Пальчики Обамы», а компании-производителю пришлось отвечать на обвинения в расизме. Слово «пальчики» в названии, по словам производителей, указывает на фаст-фуд, который едят руками: «Это как хот-доги. Никто же никогда не думал всерьез, что их делают из собак».

На Филиппинах двойник Обамы рекламировал средство против расстройства желудка.

<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/s--_zRBBmSw&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/s--_zRBBmSw&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>

Единственный продукт, с которым устойчиво ассоциируется Обама, — это коммуникатор Blackberry. С этим прибором президент не захотел расстаться и после вступления в должность. Полученный таким образом компанией-производителем рекламный эффект эксперты оценивают в 25-50 миллионов долларов.