Я буду вести курс режиссуры в Высшей школе экономики. Там уже несколько лет существует программа режиссуры игрового фильма — это курс постдипломного образования. Занимается ей Анна Фенченко, и в этом году она пригласила меня к ней присоединиться. Я уже проводил множество мастер-классов и понял, что преподавание мне интересно — это такой энергообмен, в котором ты не только даешь, но и питаешься от студентов, пробуешь их руками что-то новое, экспериментируешь. Поэтому я сразу согласился.

В прошлом году я проводил мастер-класс на этом курсе. Мне понравилось, что там собираются очень разные по возрасту и по профессии люди. Так же было у нас на Высших режиссерских курсах, и в этом был их большой плюс. Люди из одной тусовки одного возраста мало чему могут научить друг друга. А разные студенты друг друга развивают, молодые подтягиваются за старшими, а старшие воспринимают что-то более энергичное и бесшабашное у молодых — идет очень полезный взаимообмен.

На этот курс можно поступить и после школы, но чаще туда приходят люди, которые уже успели чему-то поучиться. Больше половины студентов во ВГИКе — совсем молодые люди, которым и сказать-то еще нечего. А кино они занимаются из-за внешнего лоска этой профессии, тусовки. Чтобы стать режиссером, хорошо сначала поработать в другой профессии, не в кино. Я, например, закончил экономический институт, пожил в Голландии, работал бухгалтером на «Кока-Коле», создал фирму, которая привозила чистящие средства из Бельгии в Россию, — в общем, успел набраться разного опыта. Для режиссера это принципиально важно. Так что, была бы моя воля, я бы установил возрастной ценз для поступления на режиссуру — хотя бы с 23 лет. Я считаю, что после школы можно брать только в исключительных случаях, когда человек явно какой-то самородок.

Мы с Аней вместе учились в мастерской, где преподавали ее отец Владимир Фенченко, Владимир Хотиненко и Павел Финн. Поэтому наша программа будет отчасти базироваться на тех заданиях, которые были у нас во время нашей учебы, но что-то я добавлю из своего французского опыта (я закончил киношколу во Франции).

Например, есть такая вещь, которой очень тяжело научить, — работа с актером. В России студенты ставят мини-спектакли. Репетируют сами, без преподавателей, а показывают им , когда уже все готово. Так учили и нас с Аней. Но я не думаю, что это полезно. Во Франции мы звали студентов из театрального училища, придумывали с ними какой-нибудь один эпизод и снимали. На следующем занятии показывали его преподавателям и подробно разбирали. Что-то подобное мы будем делать на нашем курсе. К сожалению, многие российские режиссеры просто не различают, где артист хорошо сыграл, а где сфальшивил. Мы попробуем научить наших студентов слышать фальшь.

Расскажу подробнее, как все будет устроено. Это годовой курс, на неделе студенты будут ходить на разные дополнительные занятия — история отечественного кино, операторское мастерство, актерское мастерство, драматургия и еще несколько предметов. А в воскресенье они будут весь день проводить с нами. Каждую неделю студенты будут получать практические мини-задания на обучение киноязыку: событие на общем плане, приемы сокращенного времени, растянутого времени и прочее — все, что используется в кинематографе, чтобы рассказывать истории. Мы будем регулярно смотреть фильмы, показывать отрывки, в которых используются конкретные приемы из наших заданий, и анализировать их.

Если у студента что-то не получилось, будет переснимать, пока не получится. Очень важно, чтобы каждый овладел профессиональными навыками, потому что именно в этом состоит смысл нашего обучения — мы будем учить технологии кино, а не искусству. Сделать человека режиссером невозможно, это все равно, что научить жизни. У нас такой задачи не стоит, и в этом, наверное, наше главное отличие от многих вгиковских мастерских. Классические режиссеры старого поколения любят рассказывать, как они снимали, и навязывать свой вкус студентам. Я не собираюсь учить студентов снимать, как я, моя задача — передать им некий инструментарий. Во Франции именно такой подход: тебя учат камеру держать и монтировать, а мировоззрение, философия, вкусы — это личное дело каждого.

В конце года студенты будут снимать дипломные фильмы. Здесь у них уже будет полная свобода в том, какие методы использовать. Ведь только овладев всеми правилами монтажа и драматургии, человек может послать их ко всем чертям. Но он уже будет это делать осознанно.

Все подробности и условия поступления на курс тут. Документы принимаются до 6 сентября 2010 года.

 

Подготовила Ася Чачко