/ Москва

Из первого класса выгнали — идем во второй

Вот опять 1 сентября, мои прошлогодние страхи оказались совершенно обоснованными: нас вытурили из первого класса, и мы пошли в новую школу — во второй

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Однажды поэт Лев Семенович Рубинштейн написал статью, которая начиналась с цитаты из выступления какого-то совкового директора: «Школы и другие исправительные учреждения…» Ничего не меняется. Я очень старательно выбирала школу, но всего не предусмотришь: в класс пришла новая учительница, и все пропало. Каждое утро дядя Федор сообщал, что у него смертельно болит живот, что он несчастлив и что ходить в школу, где не объясняют, как устроена жизнь, почему земля круглая и почему без деревьев не будет кислорода, совершенно бессмысленно. Мы не сдавались и пытались найти в этой школе хоть что-нибудь прекрасное. Однажды получили задание написать сказку, и тут у дяди Федора загорелись глаза. Он схватил лист ватмана, свернул его в трубу, вырезал героев сказки, насадил их на палочки для еды, взял свечку и сообщил, что теперь будет нескучный урок: он покажет театр теней. Сказка превратилась в пьесу. Весь вечер мы оберегали ватман, героев и палочки от Манюни (это Федина маленькая сестра), чудом донесли театр до школы. Учительница сказала, что в сказке мало слов, написано неаккуратно, а на представление нет времени.

Потом я столкнулась в коридоре с учительницей английского. Она сообщила, что мой сын совсем не говорит по-английски, да и по-русски он с ней не говорит тоже, и я должна что-то с этим сделать. Почему я должна с этим что-то делать, я не спросила, потому что Федя присутствовал при разговоре. Мы вышли из школы, перекинулись английскими фразами. Я говорю: а чего ж ты на уроке молчишь? Да ну, говорит Федя, я сначала разговаривал с ней, а потом понял, что ей неинтересно, и замолчал. 

Мы еще некоторое время не сдавались. А перед летними каникулами мне сообщили: «Ваш сын не справляется с русским и английским языками, и мы не можем выполнять условия договора: он не успевает по программе. Во второй класс его не берем». Пироговская школа — гори она огнем. Мы прошли собеседование в другую. 

На собеседовании, после того как Федька решил все примеры, написал диктант, прочитал на всех известных ему языках тексты, новая учительница спросила Федора, нравится ли ему учиться. Федя подумал и сказал: «Я очень люблю узнавать новое, и я могу сидеть спокойно, если интересно. Но, кажется, в школе так не бывает. Кажется, школу я не люблю». Учительница тяжело вздохнула и немедленно нас взяла.

На первое сентября мы пришли бодрые, но осторожные. На уличной сцене (дело было до дождя) шло клевое представление, родители снисходительно слушали, дети пританцовывали. Повеселились и пошли учиться. Федор весело помахал мне цветами и ушел в класс. Какое счастье, что мне туда не надо! Ну, посмотрим. 

А для вас 1 сентября — это праздник?

Комментировать Всего 70 комментариев
Школа

В моём тщедушном тельце было множество разнообразных чувств, в том числе и ненависть. Вся ненависть, которая у меня была, относилась к школе. Мне было невыносимо скучно в школе, хотя я мечтал учиться и познавать. Мечтал, что ситуация изменится в институте, но там было другое - непосильно много математики и почти полное отсутствие практики. Потом, когда сам стал преподавать, реализовал некоторые из своих мечтаний. Мне казалось, что студенты балдели от меня. Но ректор вдруг перестала платить. 1 сентября для меня - осень, опять Осень.

Осень - не то слово. Но все-таки, как так может быть что сменяются поколения и ничего не меняется. И не важно сколько платишь, куда идешь. Почему как только сталкиваешься с советской системой образования начинает скручивать от тоски, и знаешь наперед, что будет

Да, для меня 1 сентября все-таки скорее праздник, чем день траура))) Сама преподавала, поэтому с удовольствием поздравляю своих коллег и по сей день. Второй год подряд без ужаса (разве что слегка, ну совсем чуть-чуть) отправляю в школу сына. С первого по седьмой учился в английской спецшколе. Это не моя идея была. Но эту спецшколу вместе с 1 сентября и другими днями в году лично я ненавидела с первого до последнего дня пребывания моего сына там. Впрочем, у него были несколько другие чувства, разве что последний год (когда конгениальная англичанка навовсе задолбала двояками, поскольку очень она это дело любила и любит по сей день независимо от степени готовности ребенка к уроку) как-то его приташнивало. Словом, семь лет подряд я ненавидела 1 сентября заранее и вообще у меня живот начинал болеть при мысли о нашей бывшей английской гимназии (будь она неладна). Слава богу, уговорила сына перейти в другое заведение, где из детей не растят просоветских идиотов и ханжей, где к ним уважительно относятся и дают весьма и весьма качественное образование. И лично моя жизнь последние два года 1 сентября выглядит вполне празднично.

Маргарита!  А вас от чего коробила в той английской школе? И сдавайте явки - вы куда пошли?

Коробило? Там не было другого бога, кроме английского языка. Ему было отдано все: время, силы, интеллект. Задания домашние - на несколько часов (впрочем, у нас был "самый лучший педагог внеземной цивилизации"). Для самых суперспособных - часа на 1,5-2 по объему. Остальные предметы - не просто не в чести, а где-то в загоне. К концу седьмого класса итог: по-английски разговариваем как по-русски, ненавидим любое английское слово в печатном виде. Остаточные явления уже год спустя - категорически не интересуется переводом незнакомых слов, где-нибудь попадающихся. Отторжение на физиологическом уровне. Ну это было в гимназии не самое страшное, на самом деле. Куда страшнее - сама система выстраивания отношений заведения с родителями. В целом директор мне всегда напоминала зав. овощного магазина на "Инфинити".... Система коррумпированности заведения - просто чудовищная. ДА ладно, что об этом. Все прошло. МОгу сказать, что когда я забрала документы и вышла оттуда - я до машины шла, подпрыгивая, как ребенок, на чем себя и поймала минуту спустя. Мне до сих пор все друзья задают только один вопрос: "Как ты могла: почему сразу не забрала ребенка оттуда?" Да, и еще, Анна, к Вам вопрос: а вы не замечали в своей первой школе класс особо невменяемых мамаш, которые собираются все вместе и выпасают своих деток, гениальных, чудесных и распрекрасных. И любому (в первую очередь и чужому ребенку, и его родителям) готовы глотку перегрызть, если вы не считаете их чадо - пределом совершенства. Фу, как вспомню выводок этих мамулек. "Ярмарка тщеславия" - отдыхает по сравнению с этими женщинами, у которых два развлечения: сериалы и их лучшие в мире чада. Ну так как-то... А сейчас ушли в медико-технический лицей. Только не пугайтесь). К медицине все это мало лично у нас имеет отношение. КЛасс - бакалавриатский (IB) плюс физико-математический. ПРи чем на раскладе физмат мы остановились по совету директора, о чем совершенно не жалеем, хотя никаких сверхспособностей не имеет парень в этом смысле. По атмосфере заведения и по отношению между детьми и учителями - ничего равного этому лицею у нас лично в городе на сегодняшний день нет (я неплохо знаю эту сферу).  Главное, что мой сын, которому я язык в свое время сломала объяснять, что бывает все иначе в этой жизни, сказал, перейдя в лицей: "Мам, правда оказывается. Как здесь классно-то...." А вообще одной из причин задуматься всерьез и окончательно о переводе из английской спецшколы меня заставила однажды сказанная сыном фраза: "У нас самая лучшая школа, самые лучшие дети и все самое лучшее, ты, мам, просто не знаешь, как ужасно в других школах... фууу".  НА мой вопрос, с чего он это взял - выяснилось, что им этим мозг моют ежедневно. И это несмотря на то, что прямо за углом этой славной школы наркотиками почти легально торгуют. Да впрочем и это не самое страшное...

А меня очень радует, что у сына в школе 1 сентября нет линейки! Терпеть не могла это очковтирательство со знаменами и глупыми стихами. У сына в школе на 1 сентября молебен, а потом все идут учиться. И еще много чего радует в этой школе.... (Он учится в Классической Гимназии при Греко–Латинском кабинете Шичалина). Например, что в детях видят личность.... А его не радует, что 7 уроков, и две латыни в неделю )) Но в другую школу переходить все равно не хочет, хоть и ездить далеко. Наверное, все таки, нравится! И я этому, соответственно, рада! 

У нас сегодня был смешной спектакль, и вроде все симпатично, но вдруг стало совершенно непонятно как мерить школу. Моя ситуация еще усугубляется тем, что я много лет разбиралась с системой образования на верхах, а тут так села в лужу ) Почему учителя в большинстве своем какие-то фантастически совковые люди.  У вас в школе есть учителя, которые вам кажутся своими?

Да, это и послужило одной из причин перевода именно в медико-технический лицей: более чем вменяемый педагогический состав. Есть куча очень симпатичных и что называется "своих" лиц. При чем это не только мое мнение. Сын тоже о каждом педагоге рассказывает свои истории. Очень забавно, трогательно и первое время у меня было ощущение, что так не очень бывает. Как в хорошем фильме. Но в этом тоже есть своя опасность. Для детей))), Наш педагог по математике это называет: "Пытка демократией". Отношения между детьми и педагогами - очень теплые, дети не сразу догоняют, что это ни коим образом не скажется на экзаменах))))) А они у них каждый семестр. Вообще, дети живут в ощущении безопасности. Это по-моему, очень важно.

Маргарита, звучит очень здорово! а где находится этот лицей? 

Евгения, лицей находится в Самаре, недалеко от дома, где мы живем. Что, естественно, еще и удобно - не тратится время на дорогу)))

Жалко )) Я думала, в Москве – на случай, если мы латынь не потянем )) То, что рядом с домом, замечательно, дорога очень утомляет.

У нас была абсолютно потрясающая первая учительница... Вы знаете, Анна – глаза ее, как у учительниц в советских довоенных фильмах (еще ничего общего с совком). Открытый взгляд, лицо одухотворенное, милое – такой она и человек на самом деле. В каждом ребенке видела свое что–то особенное. Сейчас посмотрим – Марк только перешел в среднюю школу. Мне кажется, школа измеряется по чувствам – Вашим, и, в первую очередь, ребенка. К Вашему вопросу, Совок, вероятно, чувства и веру убил своей фальшью и сплошным притворством. Настоящих идей не осталось – хотя для педагога это не оправдание! Ваша учительница по описанию мне кажется душевной) 

1 сентября 1975 года я узнала, что в моей национальности есть что-то предосудительное: мне об этом по очереди сообщили несколько первоклассников пока мы четырьмя классами, в парадной форме, торжественно гуляли по вестибюлю новой "экспериментальной" школы, в которую родители устроили меня какими-то нешуточными усилиями. Экспериментальность заключалась в том, что мы пользовались новым букварем и новым учебником математики - тем самым, за который затравили великого академика Колмогорова (учебник вводил понятие конгруэнтности то ли во втором, то ли в третьем классе - это были явные происки буржуазии). Методы обучения при этом были традиционными. Мою первую учительницу звали Валентина Петровна. Она любила говорить о любви. О любви к учительнице, первой и на тот момент единственной. Я готова была эту любовь ей дать - возможно, даже в большей мере, чем многие из 42 других учеников 1"А". Она меня в ответ открыто ненавидела - так, как такие училки умеют ненавидеть шибко умных, у которых родители к тому же шибко умные. Зато после начальной школы учиться в череде других школ было все лучше и лучше. А со своей последней учительницей американской литературы я приятельствую до сих пор - ее нынешние ученики даже участвовали в создании одного материала для журнала Сноб.

Мои дети сегодня пошли в 3-й и 7-й класс. Вовка с линейки ускакал в обнимку со своим другом и еще два часа после уроков не мог с ним расстаться. А когда два дня назад позвонила учительница третьего класса сказать, какие нужны тетради, прощаясь, она сказала: "Целуйте Елочку от меня". В начале прошлого учебного года мы с ней здорово конфликтовали. А теперь, кажется, все примерно так, как должно быть.

Маша, мне перед походом в школу сменили фамилию на попроще, за свою я в результате кулаками сошла. Но совсем не хочется мерить современную иновационную модернизированную, чего там еще было, нановытаченную школу, той своей из 70-х, 80-х. Там было просто обыкновенное зло, теперь хочется правдами и неправдами светлого, интересного, сложного, но важного. А может быть и не надо мерить школу своими представлениями, воспринимать как зло бытовое неизбежное? Впрочем, на новую школу, позже я напишу обязательно впечатления, у меня другие надежды:)

О советском и российском

Мне не очень известно, оценивал ли кто-нибудь советское образование. А вот среднее образование нового российского формата оценивали. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Кому интересно, могут посмотреть результаты исследования PISA 2006. Очень не утешительные результаты, доложу я вам, дорогие участники дискуссии. Некоторые бывшие советские республики вырвались далеко вперед. Причем плетемся в хвосте мы не только в оценке навыков наших чад в части применения на практике полученных ими научных знаний, но читают и считают они тоже не бог весть как. 

Конечно, речь идет о среднем по стране показателе, и вряд ли в Москве, Питере и Новосибирске все так печально. Но все же, скажу честно, выбирая школу сыну, я предпочла старую московскую школу, которой 70 лет, и не жалею об этом совершенно. Можно до бесконечности рассуждать, любит ли моего дитятку злая училка... Абсолютный эмоциональный комфорт - это утопия. Вам самим всегда комфортно дома или на работе? Только в тандеме с родителями школа может привести ребенка к желаемому результату. Школа должна стимулировать в ребенке познавательную потребность вместе с родителями. И нашей московской "бурсе" №218 это удается. Дети в средней школе делятся на "страты" в зависимости от успеваемости, и желание попасть в "первую страту" очень хорошо подстегивает их. А вопрос национальности, слава Богу, ни детей, ни их учителей не волнует...

Пиза уже давно показывает, что лучше образование - это великий очередной миф. Но мое глубокое убеждение, что школа, в нынешнее время, поскольку все равно безнадежно отстает от того, что надо - должна быть комфортной.  Особенно начальная, когда как таковой мотивации к учебе еще нет. И уж точно она не должна вызывать отвращение к учебе, что в нашем случае произошло именно это.

А национальный вопрос мы вспомнили все-таки из своих школ - двадцатилетней давности. Хотя нельзя сказать, что в школах этот вопрос закрыт...

Знаете, Анна, в Москве есть, на мой взгляд, эмоционально комфортная школа - Вальдорфская. Прекрасная школа. Там учится дочка моей подруги. Я иногда думаю, что в идеале хорошая школа - это симбиоз Вальдорфской свободы творить с требовательностью старых хороших  школ. Но... Такого я не встречала...

А Вам я искренне желаю удачи.

С одной стороны, нашим детям сложнее, чем нам. Они умнее, свободнее, а от того не терпят неуважения к себе со стороны кого бы то ни было и очень близко к сердцу воспринимают любое проявление несправедливости. С другой стороны, по тем же самым причинам, их тяжелее сломить начальственным деспотическим хамством, поощрявшемся в родном отечестве многие годы. 

Ребята,отдавать детей в школу СТРАШНО.Чем способней ребенок,тем страшней!У нас в пединститут идут те,кого больше никуда не возьмут.Из всех поступивших:красивые выходят замуж,мужчины идут в чиновники,умные идут в науку-тот,кто остается ,идет в школу,учить наших детей.

Эту реплику поддерживают: Mix Tarshis

Наира, а какие варианты? Не отдавать и оставить на домашнем обучении?

Сейчас скажу,может быть,смешную вещь.Раньше,когда женщина с коляской подходила к подземному переходу,например,никто не удосуживался ей помочь.Про многодетных матерей говорили"наплодила",очень уважаемый врач,к которому меня направили на ведение третьей беременности,крутила пальцем у виска.Сейчас кардинально иная картина-матерям почет и уважуха!А почему?А потому,что сверху велели-ну не умеет наш народ без повеления сверху организовывать свои мыслительные процессы.

Ну вот матерей,кажись,зауважали,но детей по-прежнему не любим!И не скрываем!Мы недавно еле унесли ноги из Дарвиновского музея,потому что две парочки устроили нам скандал за то,что я комментировала фильм своему четырехлетнему сыну-мы де им мешали наслаждаться процессом просмотра.Детей не любят тотально-ни в школе,ни во дворе,ни в детских учреждениях,ни в семьях.Может настало время сверху приказать быть милосердными,понимать детей,любить в конце-концов...А?(((

Наира, мне нравится ход Вашей мысли. Только тут очевидно требуется уточнение, что значит "любить детей". Судя по примерам, речь идет о банальной терпимости? Если почитать новости, то можно подумать, что российская власть уже давно очень любит детей. Беспокоится об их физическом и духовном здоровье, например. Может, любви как раз никакой не надо, а достаточно толерантности?  

У меня есть отличный пример перед глазами: я сейчас нахожусь в Болгарии, где на моего сына совершенно неадекватно, по московским меркам, реагируют местные жители. Это укорененная в культуре любовь к детям, и никаких специальных мер принимать не надо. Но эту самую любовь никак не установишь сверху, даже если бы  Путин и Медведев вдруг сами начали любить детей.

 Встречаются в Москве замечательные учителя, но их так мало, считай погрешность, а в тех же Штатах начальные учителя обычно какой-то неземной кайф. Почему такая разница? 

Мне кажется разница даже не в преподавании в ВУЗах, а в сложившихся традициях. Молодые выпускники педагогических ВУЗов попадают в сложившиеся коллективы школ, а там годами принято: не кричать, сидеть за партами, выполнять задания, дисциплина, скучные занятия, и так далее.

Я говорила с одной нашей преподавательницей, которая после окончания Московского ВУЗа поступила на работу в New York Department of Education. Она рассказывает, что в теории все в России рассказывают правильно, но вот на практике все разбивается в пух и прах, то есть нет традиций того, что в Америке называют child-centric progressive approach, а учить как преподавать по книжкам не возможно, необходима практика.

Эта учительская культура, кстати говоря, напрямую поддерживается родителями. В массе своей они уверены, что если от ребенка требуют в первую очередь молчать и быть аккуратным, значит, школа хорошая, правильная. Моя дочь (до сих пор корю себя за то, что допустила такой опыт в ее жизни) ходила первые три класса в такую "правильную" школу. Мать ее одноклассника регулярно произносила фразу, под которой подписалась бы половина мам России: "моему балбесу нужна жесткая рука".

Абсолютно верно! Я даже здесь это слышу от русских родителей!

Знаете, Наталья, у меня со второго класса была весьма жесткая учительница английского - Татьяна Борисовна Юсупова. Правильнее даже сказать: требовательная, что подразумевает некоторую жесткость. Благодаря ей я научилась не валять дурака, если действительно хочу чего-то добиться в жизни.

Мне кажется, в нашем обсуждении мы путаем жесткость и требовательность с хамством. Хамство и унижение человеческого достоинства совершенно не допустимы. Такое по отношению к детям нередко случается, к сожалению.

В Москве точно встречаются. Мой ребенок сейчас в седьмом классе, и он с необыкновенной теплотой говорит о своей первой учительнице Юлии Сергеевне. Я закончила школу в 90м и многих учителей ценю до сих пор.

А вот в США - не знаю. Если оценивать результаты, то американская система начального и среднего образования, в отличие от высшего, далека от совершенства.

Оооо, нет Наира!

Кто остаётся - идёт в чиновники и методисты. А в школу идут те, кто вышел замуж. :)

Вот таким образом и происходит круговорот идиотизма в образовании.

Эту реплику поддерживают: Наира Хачатрян

Андрей, идиотский вопрос про идиотизм: а этот круговорот можно как-то пресечь? Это вопрос чьей-то воли или объективных исторических сдвигов?

Я выпускник пед вуза, МПГУ, который раньше был им. Ленина. Преподавал там же. Работал в лицее, правда, в очень хорошем лицее, поэтому школу знаю только по рассказам бывших сокурсников, которые пошли работать. Ужасаюсь.

Я не берусь сказать за каждого выпускника пед вуза, но то, что знаю и через что прошёл, уже давно вырисовалось в убеждение: пед вузы страны разогнать к чертовой бабушке!!! Помимо того, что они не готовят учителей отвечающих современным требованиям, так они не готовят и людей, которые могли бы работать по специальности вне школы.

Программы подготовки учителей не пересматривались лет 60! Ни по одному предмету по специальности, ни по методикам, ни по психологии. Все те отдельные, действительно хорошие молодые учителя - это фанаты школы, у них такое призвание и хорошие они сами по себе, так же, как и отдельные преподаватели пед вузов.

По идее, учитель должен быть на голову, а то и две, а лучше три выше специалиста не пед вуза по аналогичной дисциплине. Почему? Он должен уметь доходчиво объяснить - раз, заинтересовать - два, развиваться как ученый - три. Для этого, пед вуз должен быть аккумулятором всех достижений науки, туда должны поступать последние научные достижения, там должны быть наисовременнейшие технические средства, там должны быть неограниченные библиотеки, научные базы и т.п. Вся академическая и прикладная наука, должна докладываться пед вузам о проделанном. Только так мы сможем передавать знания из поколения в поколение.  Учитель - ребёнок - студент - ученый - учитель - ребёнок....

 У нас же всё абсолютно наоборот. Почему-то принято считать, что пед вуз - это притон, куда попали те, кого не взяли в У или в И без буквы П. В данный момент, наши пед вузы, это действительно притон из тех, кто не поступил в У и И, за редкостным исключением. Науки в пед вузах нет, на входе средний и ниже среднего уровня выпускники школ, на 80% немотивированные, на выходе у них старые знания и старые методики. В итоге, у нас именно та школа, которая есть: отсталая по всем пунктам с единичными удивительными учителями. Это не секрет, что самые нелюбимые  дисциплины в пед вузах - методика и психология. Как правило, их ведут те, кому далеко за 40-50-60. Те, кто очень далек от Интернета, интерактивных досок, мобильных лабораторий. Те, которые свято верят в Каменского. Те, кто не знает, что современное дитё может послать учителя матом, а родителей в школу вызывать нельзя. Вот эта методическая прослойка нуждается в коренном трансформировании. К сожалению, молодые методисты очень похожи на своих более старинных коллег. К сожалению, уровень пед образования очень низок, да и как ему быть высоким, когда пед вуз получает финансирование по остаточному принципу.

Но одно я могу сказать точно, плохие люди в школу не идут. Учителя могут быть занудными, строгими, злобными, но как люди, они не плохие, среди них нет сволочей, чего нельзя сказать о детях.

Эту реплику поддерживают: Наира Хачатрян

В защиту методистов всё же скажу.

Для нашей, классической системы образования, наша методика действительно способна творить чудеса. Если ты бездарный учитель, то следуя методике можно обучить кого угодно, чему угодно.

Наша методика знает как вдолбить знания в голову. Но в нашей методике, очень слабо развита мотивационная часть, которая понятна современным детям. Как пример, мотивации: подобрать стихи русских писателей, описывающих осень, это очень поспособствует мотивации школьников изучать климат России. Конечно-конечно, поспособствует! Но только в уже мотивированных учениках со 100% дисциплиной. Или же показать слайды (!!!) с фотографиями дальних стран. И это 21 век! )))

Мотивационную часть менять однозначно! И возрастную психологию тоже.

Тут были комментарии об ужасе современной школы, а 5 лет назад я был на семинаре по особенностям возрастной психологии современного школьника. Это был страшный семинар! После него, я не понимал, как на них (детей) смотреть. Спасало только то, что лицей был и остаётся очень хорошим. Но рассказы коллег из других школ действительно подтверждали всё то, что было услышано на семинаре. Родители, не верьте детям своим, они умнее вас!   

Про ужасы возрастной психологии верю.

Насчет методических "чудес" мне судить трудно. Но мне кажется, что их принципиальная отсталось (даже не техническая, а именно культурно-психологическая, о которой Вы говорите) аннулирует все плюсы.

Наталья Конрадова Комментарий удален

Андрей, кажется, я хорошо понимаю, о чем Вы говорите, потому что несколько лет преподавала в МПГУ, и до сих пор пребываю под впечатлением. Однако я не уверена, что педуниверситеты должны аккумулировать самые передовые научные достижения. Потому что я думаю, что педуниверситетов вообще не должно быть. Методики преподавания и возрастную психологию можно выучить в обычном университете, если добавить их к основным наукам. Для того, чтобы подготовить учителя по истории, совершенно не нужно 5 лет кряду забивать ему голову методиками - достаточно выпустить хорошего историка, который дополнительно возьмет еще пару необходимых курсов. Хорошо, три курса, если это так нужно. Но в любом случае, из тех педагогических университетов, которые существуют сегодня, никакого аккумулятора знаний, мне кажется, уже не получится.

Наверное, я с Вами не соглашусь. Университетский специалист он специалист узкой направленности, он двигатель науки. А учитель, как правило, у нас может вести несколько параллелей классов и должен знать и уметь объяснить практически всё по дисциплине. Особенность специалиста в том, что у него есть свой "конёк", своя узкая специальность, тогда как у учителя в образовании этого не заложено, зато заложена широта. Это и хорошо, и плохо.

Могу судить по учителям географии и по специалистам географам. Я изначально учитель-географии, но становление как географа было в Институте Географии РАН начиная со 2-ого курса. Широта комплексных географических знаний у учителя географии изначально больше, но он проигрывает в узких темах, тогда как специалист-географ отлично владеет узкой (ими) темами, но может поплыть когда надо тянуть и эконом географию, и климат, и демографию.

Система высшего пед образования - вот залог того, что дети будут адекватными. С другой стороны, нам люди с высшим образованием, в таком количестве не нужны. Значит, на выходе со школ, нам нужны те, кто наполнит ПТУ, где научат как качать нефть, валить лес  и собирать автохлам на ВАЗе. И не я это сказал, это сказал Пу, а теперь и Ме повторяет.   

Совершенно верно! Тут Вы как раз пришли к тем выводам, к которым приходит каждый вменяемый человек, рассуждая о высшем образовании. Университет должен давать широкий набор предметов и наук, а специализация - это дело второе. Хороший историк - это не тот, кто хорошо знает свою тему (скажем, историю Киевской Руси). А тот, кто знает, как работает историческая наука, и сможет, если понадобится, исследовать средневековую Русь. Так что проблема не в педвузах все-таки, а в университетах. Если бы они давали действительно качественное образование, то и учителям оставалось бы только овладеть методиками.

Знаете в чем проблема?... О том, как работает наука должны говорить в школе. Уже в школе ребенок должен понимать, что Киевская Русь - это частный случай, а физика, химия и биология - это родные сестры. В современном мире дети в 15 лет должны уметь рассуждать, анализировать полученные знания, задавать вопросы самим себе и учителям - ставить проблему и решать ее.. Эпоха чистых ЗУНов (знаний-умений-навыков) прошла. 

А если наши "великие руководители" говорят обратное, то становится очевидно, что весь кипеж про инновации - это так, ради красного словца и освоения бюджета. А может, и не нужны им люди, которые умеют рассуждать?...

Наша училка-прошу прощения за это слово,но по-другому ее назвать сложно,так вот наша училка по английскому возненавидела моего ребенка за то,что попавлял ее произношение-он пришел после летней школы в Англии,а она в последний раз учила язык в институте,в 60-десятых.Когда я училась у носителя языка-то он просил его все время перепроверять по толковому словарю.Наши думают,что они живые монументы,которым дети должны поклоняться-это что,бытовой сталинизм?

Отличный термин!

А школа какая, "хорошая"?

Был вариант введения возрастного ценза преподавания в школе и обязательной аттестации учителей каждые 5 лет, без которых они не допускались бы к работе.

Не прошло. С введением подобного (кстати, в советской школе почти так и было), у нас бы до 50% школ можно было бы закрыть.

)))))))))))))))))Тонко подмечено!

Ой, какие ужасные впечатления (у меня просто мороз по коже)...

Маша, я тут смотрю, что пишут и говорят друзья с маленькими детьми. Все как один впали 1 сентября в депрессию. Даже если ребенок пошел в детский сад, а не школу. Может быть, я что-то пропустила, но ощущение такое, что концентрация ужаса в этом году превысила все мыслимые нормы.

Я покривлю душой если скажу, что не встречалась с учителями, которые считали что текст должен быть написано чисто и правильно, творческому подходу в школе не место, а с ребенком что-то не то, потому что "он на уроке не разговаривает." Большинство из потенциальных преподавателей с "опытом" работы в России с которыми я встречаюсь думают именно так.

Юлия Десятникова как-то рассказывала, что в Москве среди чиновников от образования работают потрясающие, все понимающие люди. Я с такими тоже сталкивалась - они готовы часами рассказывать про отличие навыков от компетенций и об отсталости российской системы. Но ничего не могут сделать с этой системой.

я вот впала натурально. весь прошлый год мои дети привыкали к детскому саду, вроде и с воспитателями повезло, и рыбок в аквариумах полюбили, и занятия им стали нравиться, короче как-то все наладилось.

сегодня привела их в сад -- воспитатели поменялись, сами дети переехали в другую комнату (выросли же), все по-другому, шкафчики другие, кроватки другие. ну ладно, старшей -- шесть, но блин, зачем четырехлетнему-то ребенку так почву из под ног выбивать? прорыдала все утро.

А дети как отреагировали? Обстановка, может, и не так страшно - все-таки три месяца каникул прошло. А вот новых воспитателей, наверное, тяжело воспринимать, особенно, если они ждали старых.

Удивительно! А ведь так много обсуждений (на других ветках) о преимуществах советской (российской) системы образования. Какие же преимущества, если дети, в основном, школу ненавидят? Или за рубежом тоже так же?

Игорь, лично меня этот вопрос мучает уже седьмой год - с тех пор, как моя дочь пошла в школу. А Вы сами при этом как к школе относитесь?

К школе как общественному институту, очень хорошо отношусь. Я учился в очень хорошей школе, но когда можно было туда не ходить, я с удовольствием не ходил! Школа должна быть другая! Точнее, школы должны быть разные или, еще точнее, подходы к детям должны быть разными! Нет действительно глупых или ленивых детей (я не говорю о патологиях) есть неподходящее для данного типа личности обучение. Наши школы подходят для определенного социально-психологического типа детей. Ведь есть дети, которым в школе нравится, им повезло! А другим? Это, первое. А второе, насколько предметы, которые изучают дети им нужны? Третье, насколько эти предметы понятно и интересно даются? Я почитал недавно учебники своей дочери и ужаснулся. Непонятно и неинтересно! Мало того - непрофессионально! Это сборники фактов, не объединенные ни идеями, ни даже внятной классификацией.  

Учебники - это вообще отдельная история. Мне кажется, что глупые учебники не мешают хорошему учителю. Другой вопрос, что хорошие учителя - "товар" штучный, в отличие от учебников. И сами они учебников, как правило, не пишут.

Эту реплику поддерживают: Маргарита Горкина

Наталья, а Вы знаете про школьные учебники? :) Я немного знаю.

Это я вам скажу хороший бизнес. И больше ни-че-го! Распределение учебников по школам - отличнейший бизнес. Оптимизация учебников (сейчас много учебников представлены 2мя частями) это тоже бизнес. Никого не волнует сколько их и что в них написано.

Поэтому вполне закономерно, что хорошие учителя не пишут учебников. И я сама училась, и моя дочь сейчас учится без учебников. Так что я не очень много про них знаю - догадываюсь только.

Согласен. Хороший учебник и хорошему учителю поможет и плохому не даст сильно планку опустить. А про учителей...... На мой взгляд, кроме склонности к работе с детьми и к преподаванию, учителям прежде всего нужно быть хорошими или даже профессиональными психологами и во вторую очередь предметниками. 

Тут есть как раз два подхода. Выше, например, Андрей Пирогов - а у него есть опыт учителя - говорит, что, наоборот, нужно знать предмет лучше любого другого профессионала.

Была несколько другая идея. Делать 2 категории учителей:  хороших учителей предметников для сильных школ (лицеи, гимназии и т.п.) и делать хороших учителей-психологов-предметников для всех остальных.

Сейчас разница между школами хорошими и обычными очень и очень велика. И учителя нужны туда и туда - разные.

А у кого была такая идея? Прямо официально заявлялась?

Вчера сыну  выдали учебники и теперь в портфеле почти нет места  даже для тетрадей.  А еще нужно взять  форму для физкультуры, сменку, английский, и т.п..  Понимаете, я совсем не против учебников.  Второй год предлагаю иметь два комплекта учебников  и не перетаскивать их.  Несколько школ, в порядке эксперимента перешли на  букридеры.  Мне кажется, новое поколение  спокойно перейдет на электронный формат книги.   Я права?

Принципиально против-мы тоже пытались протолкнуть,но учительница сказала,что в классе нет места для учебников.Просто тупо отказала под самым глупым предлогом.

Наташе и Наире : И нам так же ответили. Я  своему сыну купила, а страницы не совпали. Так выяснилось, что нужно два комплекта  учебников брать  из одной партии.  Одно из двух:  либо наши  дети в одну школу ходят, либо учителя клоны.

Конечно, правы. Вот только предыдущее поколение вряд ли сможет это сделать - организовать этот переход. Хотя, думаю, в некоторых школах это сделают, там где есть энтузиасты учителя.

Про букридериры - отличная тема, один букридер - все учебники в нем поместятся. Хороший "инновационно-модернизационный" проект. Причем не только для министерства образования, но и для бизнеса тоже. Кто бы за него взялся?

Да, кстати, сегодня 3 сентября в пятничном приложении к Ведомостям есть интересная статься о школе Евгения Ямбурга.

Хорошая! Жалко только, что директор успешной школы - и тот не очень уверен в будущем.

А я сижу и готовлюсь. Завтра я встречу 52 семиклассника - ребят, которые в значительной степени будут определять фон моей жизни ближайшие пять лет... Волнуюсь и предвкушаю.

Вот сижу завтракаю, репетирую урок. Что, что им сказать, чтобы она скорее поняли, что тут все по-другому и включились.... что тут не будет отметок, что мы пять лет будем узнавать как работает все живое - и что я действительно считаю это невероятной привилегий для меня... Наверное, ничего не скажешь, а просто надо начать считать, какого диаметра нам были бы нужны уши, если бы мы дышали всей поверхностью тела как амеба - герой нашего урока. Они же математики, и числа - это то, что они однозначно уважают :)

"фурсенкО, а можно и фурсЕнко" :)

Глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко заявил, что в российских школах гораздо больше учителей, чем нужно. Их численность, по мнению министра, можно сократить примерно на 200 тысяч человек. Фурсенко подчеркнул, что его ведомство само увольнениями заниматься не будет, а может только рекомендовать школам, сколько педагогов и в какие сроки нужно уволить.«В Европе в среднем на одного учителя приходится 13-15 учеников. У нас … девять-десять учеников на одного учителя», — пояснил министр. К тому же из-за демографических проблем в ближайшее время число школьников существенно не вырастет, передает РИА Новости. «Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен сегодня 1 миллион учителей. Сейчас их около 1,2 миллиона. То есть потенциал для сокращения — 200 тысяч человек», — заявил Фурсенко. «Моя позиция до банальности проста: чтобы создавать хорошие школы, необходимо передавать их в руки хороших управленцев», — добавил глава Минобрнауки.