Нобелевский лауреат, психолог Дэниел Канеман и экономист Ангус Дитон (оба из Стэнфорда), опираясь на ответы 450 тысяч человек, изучали вопрос о том, как деньги влияют на два вида счастья. Участникам самого большого ежегодного опроса общественного мнения, который проводит Институт Гэллапа, задавали вопросы об эмоциональном состоянии, например, спрашивали: «Как часто вы вчера улыбались?», а также просили оценить по десятибалльной шкале, насколько респонденты были довольны своей жизнью в целом. Результаты исследования опубликованы на этой неделе в Proceedings of National Academy of Sciences.

Итог: деньги мало влияют на повседневную радость, но отчетливо — на оценку качества жизни в целом. Некоторая связь между радостью и деньгами прослеживается при доходе до 75 тысяч долларов на семью в год: пока идет борьба за удовлетворение базовых потребностей. Но, во-первых, любое повышение дохода (и до, и после 75 тысяч) через несколько месяцев перестает играть психологическую роль (люди привыкают), и, во-вторых, после 75 тысяч связь между доходом и повседневной радостью затухает окончательно. Гораздо важнее, здоров ли человек, не страдает ли от одиночества, насколько тесно общается с близкими.

А вот другой вид счастья — который авторы назвали «общая удовлетворенность от жизни» — растет с доходом неуклонно (такое же влияние на удовлетворенность оказывает уровень образования). Люди с доходом в 20 тысяч в год на семью оценивали свою жизнь на 5 баллов, с доходом 160 тысяч — на 7,5 баллов.

«Наше основное впечатление от этого исследования: деньги по-разному влияют на эмоциональное состояние и оценку своей жизни в целом», — пишет Канеман в комментарии к статье.

[heroes]