Мария Генкина: Как и весь Нью-Йорк, я встала к балетному станку
Жители Нью-Йорка, по крайней мере те, кто следит за фигурой, часто меняют свои пристрастия в фитнесе. Еще не улеглись разговоры по поводу открытия фитнес-центра Tracy Anderson («Вы слышали? Это тренер Мадонны и Гвинет! Но так дорого!»), как появилась мода на групповые велогонки на тренажерах (студия SoulCycle). Но для меня вот уже год с небольшим не существует ничего, кроме метода Лотты Берк.
Услышала я о нем из нескольких источников сразу, а это всегда хороший признак. В первый раз попала на тренировку в Ашраме — это что-то вроде спортивного лагеря в горах Санта-Моники, куда я езжу каждый год. Калифорния, как известно, инкубатор wellness-тенденций: то, что сейчас делают там, через несколько лет докатится до Нью-Йорка. Урок мне показался сложным и интересным, но преподаватель был не из лучших, и я не делала особенных попыток найти тренера, владеющего методом Лотты Берк, в Нью-Йорке. Когда же сразу несколько подруг стали рассказывать мне, как это здорово, я решилась. К тому же одна из специализированных студий — Exhale — оказалась буквально в квартале от моего дома. Уже через несколько месяцев я почти перестала ходить на йогу и совсем отказалась от занятий с персональным тренером в тренажерном зале: классы Лотты Берк, во-первых, гораздо дешевле, а во-вторых, эффект ощущается с первых же занятий.
Можно сказать, что у этой фитнес-методики есть русские корни. Отец Лотты Берк, урожденной Лизелотты Хеймансон, был евреем из России, семья жила в Германии, где у отца была сеть магазинов мужской одежды. Лотта выбрала профессию балерины, причем предпочитала танец модерн, на что в 1930-е годы в Германии многие смотрели косо. При нацистском режиме Лотта с мужем и дочерью были вынуждены уехать из страны. Они осели в Лондоне, где балерина некоторое время подрабатывала в Ковент-Гардене, но из-за травмы спины была вынуждена оставить сцену. В 1950-х годах вместе со знакомым остеопатом Лотта взялась разрабатывать комплекс упражнений, который помог бы ей сохранить форму. Получилась этакая смесь из балетного класса (работы у станка), йоги и пилатеса. Методика приобрела известность: в скором времени Берк открыла студию в Вест-Энде — Manchester Street studio, куда допускались только женщины. Некоторые упражнения имели пикантные названия: «Проститутка» (Prostitute), «Писающая собака» (Peeing Dog) и «Французская уборная» (French Lavatory). Лотта Берк умерла в 2003 году в возрасте 90 лет. Одна из ее учениц выкупила право на использование известного имени в США и еще в 70-х годах открыла первую студию на Манхэттене. Очень скоро она стала чрезвычайно популярной, чему невольно способствовали посещавшие ее знаменитости, в том числе Барбара Стрейзанд и Джоан Коллинз.
В последние несколько лет Нью-Йорк снова встал к балетному станку — но теперь по методу Лотты Берк занимаются не только женщины, но и мужчины, эти уроки больше известны как Core Fusion. Дело в том, что несколько преподавателей той самой первой нью-йоркской студии решили открыть собственный бизнес, но не захотели покупать лицензию у дочери Лотты Берк — и вуаля, теперь мы знаем кучу разновидностей этого фитнес-направления. Самая популярная — Core Fusion, есть еще Bar Method, Body, Physique 57. Между ними существуют определенные различия, но в целом все они придерживаются системы Лотты Берк. Начинаются занятия с разминки — стоишь на месте и высоко поднимаешь коленки, дальше — силовая часть, где есть что-то и от пилатеса, и от обычного урока физкультуры в советской школе, вплоть до отжиманий и упражнений с легкими гантелями. Вроде и не надрываешься, но упражнение повторяется по многу раз, так что нагрузка серьезная. Есть довольно много упражнений на пресс со скручиванием корпуса. Мой знакомый физиотерапевт считает их опасными: по его словам, когда их делаешь, спина находится в противоестественном положении. Так что в этой части занятий я особо не усердствую — у меня со спиной были проблемы. Зато потом начинается мое любимое: занятия у балетного станка. Вот несколько типичных упражнений, которые выполняются на занятиях:
<object width="640" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/Djf35c8JCf8?fs=1&hl=en_US"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/Djf35c8JCf8?fs=1&hl=en_US" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="640" height="385"></embed></object>
Американские последователи Лотты Берк как заведенные твердят, что эти занятия феерически быстро и навсегда изменят ваше тело. Популистский месседж, спору нет, но я вынуждена признать, что до определенной степени это действительно так. Я, конечно, не могу сказать, что мое тело за год волшебным образом преобразилось и что я могу хоть сейчас идти на кастинг в New York City Ballet. Все-таки сказывается то, что в детстве мои родители считали, что лучший спорт — шахматы. Но определенный прогресс я замечаю: появилось что-то вроде балетной осанки, укрепился пресс. Мне стало гораздо легче подниматься в гору во время моих летних походов (это обязательная часть программы в спортивном лагере The Ashram), а во время уроков йоги — куда я теперь попадаю все реже — Чатуранга Дандасана стала веселым и любимым упражнением, а не пыткой, как раньше.
Но особенно сильно я переживаю «синдром отмены», когда пропускаю несколько недель занятий. Так что надо признаться: да, я подсела на метод Лотты Берк.