/ Москва

И азбука для взрослых, и комиксы не для детей

Считается, что дети уже давно ничего не читают. Но у издателей на этот счет иное мнение, свидетельством чему служат не только миллионные тиражи «Гарри Поттера», но и пугающее разнообразие книг «для самых маленьких», представленных на последней Московской международной книжной ярмарке. Наш профессиональный читатель Александр Гаврилов выбрал несколько любопытных изданий для детей разных возрастов

+T -
Поделиться:

Серия «Книга с историей», «Издательский дом Мещерякова»

Здесь есть все то, что делает книгу по-настоящему соблазнительным и совершенно непобедимым объектом. Текст можно и в электронный ридер закачать, а вот дыхание книги невозможно фальсифицировать, сочинить заново, можно только воспроизвести точно, бережно и смиренно.

Для меня «Книги с историей» — ответ на недавно задававшийся «Снобом» вопрос: «Нужен ли писателю издатель?». Ведь сегодня писатель может сам закинуть свой роман, например, в амазоновскую базу и продавать его, вообще не сообразуясь с тем, что там пришло в голову издателю. Так вот, книжки Мещерякова дают на этот вопрос позитивный, но довольно требовательный ответ: издатель нужен писателю тогда, когда он тоже вкладывается в книжку.

Если книжка является произведением издательского искусства, если издатель понимает, зачем у нее именно такая обложка, такой форзац, такой титул, такая бумага, такие иллюстрации, такая печать, если все это тоже является творчеством, то такой книге издатель нужен. Когда серия только появилась, было много сомнений, будут ли эти книги продаваться, читаться, не дорого ли читателю? Выяснилось: расходятся отлично. Российский читатель с блеском доказал, что покупает не дешевые книжки, а хорошие. То есть, если в книге ничего, кроме букв, нету, ее покупают по цене букв. А если вложились и постарались, то по цене стараний.

Татьяна Толстая, Ольга Прохорова, «Та самая азбука Буратино», издательство «Розовый жираф»

Написала эту азбуку внучка автора «Буратино» Татьяна Никитична Толстая вместе со своей родственницей и подружкой Олей Прохоровой. Они как бы вынули ее из такого коллективного бессознательного советского ребенка. Азбука на самом деле очень красивая. Или, скорее, соответствующая представлению о красивой детской книжке. Единственное, для чего она решительно непригодна: по ней нельзя учить детей азбуке. Неслучайно сами авторы называют ее той самой книгой Буратино для чтения взрослыми детьми. Если вы сами взрослый ребенок или ваш ребенок взрослый, смело ее читайте. Это азбука в стихах, и стихах довольно сложных.

Что касается стихов для детской книги, тут всегда есть вилка: либо придумывать стихи очень простые, которые можно использовать только для запоминания букв. «К — корова Катерина, кто пасет ее? Ирина!» — это реальный стишок из азбуки Владимира Степанова. Либо сочинять стихи сложные, которые не так исполняют дидактическую задачу, как приучают ребенка к приличным русским стихам. Мне кажется, эту вторую задачу «Азбука Буратино» исполняет гораздо точнее и лучше. Хотя самостоятельно овладеть ею, думаю, класса до четвертого вряд ли у какого-нибудь ребенка выйдет.

Графические романы

Комиксы, или рисованные романы, уже давно вдохновляют на создание больших фильмов, например Kick-Ass (в России он идет в прокате под совершенно дурацким названием «Пипец») или знаменитую картину Watchmen («Хранители»). При этом спор про комиксы не прекращается: детская это литература или не детская? С одной стороны, вроде бы эти картинки с малым количеством букв предполагают инфантильного читателя, который склонен увлекаться нарисованными мирами и легко отдает им свое сердце, чего взрослый читатель обычно делать не склонен. С другой стороны, возьмите, к примеру, хоть одного из главных героев комикса «Хранители» доктора Манхэттена — этот огромный, сияющий, синий человек повсюду, в том числе и в межпланетном пространстве, бродит обнаженным, и детальные анатомические изображения всего, что у него при себе имеется, отпугивают некоторых чересчур стеснительных родителей.

Честно признаюсь: к большинству графических романов я абсолютно холоден, но к одним испытываю огромную привязанность и даже страсть — это комиксы Нила Геймана «Сэндмэн». У Геймана вообще все получается замечательно: и романы, и киносценарии, и комиксы. «Сэндмэн» («Песочный человек») — это философский комикс, который начинался, как и другие, в журналах, потом вышел в небольших книгах, а сейчас появилось его совершенно роскошное канадское издание. Это огромный, фантастически красивый том, который уже не во всяком книжном шкафу станешь держать — просто потому, что для него хочется иметь и специальную подставку, и столик. Таким образом, эти романы в картинках, начинавшиеся как дешевый мусор, все-таки становятся настоящим явлением культуры. По-моему, абсолютно по заслугам.

Комментировать Всего 6 комментариев

Я думаю, что издатели все же часто в отрыве от того что детям хочется читать... На розовый жираф была вся надежда, но Азбука для взрослых - по-моему расходится с их первоначальным желанием издавать те книги, которые детям будет интересно читать.... ", а таких, к сожалению, в России издается совсем не много...

Эту реплику поддерживают: Юрий Петров

Да, это не самая типичная жирафья книжка. Но она одна такая!

С детскими книжками в США и Англии намного, намного лучше чем в России. Это оттого, наверное, что научиться читать по-английски сложнее чем по-русски, потому что в английском надо запоминать произношение целых слов тогда как в русском можно научиться читать по слогам. Я вообще удивляюсь как бедные российские дети учатся-таки читать. Сказки Афанасьева и сборники стихотворений с большим количеством взрослых и архаичных слов (а как же ещё, надо же в рифму придумать) - ну как с этим можно приближаться к четырёх - пятилетнему ребёнку? Нужны истории интересные самим детям, те которые они придумывают и рассказывают друг другу. И написаны они должны быть по частотному принципу. Начинать с совсем простых слов, и каждая новая книга из серии должна вводить всё более сложные слова и идиомы.

Да, Юрий, мы в школе постоянно говорим как этого не хватает.

Мне кажется, что огромное значение имеет окружение

дома такое огромное количество детских энциклопедий и книг про океаны, которые выбрала мой дочка или которые нам дарят, зная о ее увлечении.  наверно, почти все, что есть на прилавках)))) я заметила, что дети моих близких друзей тоже много читают и дочка в результате начинает интересоваться их пристрастиями в чтении, а они разделяют ее увлечения. 

многое из того, что читают они - это давно известные книги - например, рассказы о шерлоке холмсе.  

мы стараемся поддерживать детей.  

моя подруга с дочкой издали для друзей рассказы  дочки с ее иллюстрациями и устроили детскую вечеринку.  книга получилась замечательная))))   

Книга с иторией это прекрасная идея! Сразу в памяти всплывают зимние вечера, запах книги, свет настолной лампы, дача,вечерние лучи слонца, пробивающиеся через сосны. Вот только моей дочери уже 17. Мне кажется, эта идея, скорее всего ближе взрослым. И хотелось бы узнать у молодых родителей с маленькими детьми, такой формат интересен их детям? Я в детстве очень любила именно старые книги. И больше всего Фауста, со страшными картинками и переплетом, похожим на шкуру жирафа. А нынешние, мне кажется, любят все цветное и яркое.