Екатерина Петровская /

Танцы в Новом музее и «Сопротивление Материала» в Еврейском музее

Фото: AFP/EastNews
Фото: AFP/EastNews
+T -
Поделиться:

Таким музей был еще совсем недавно.

Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская

Разрушенный и разбомбленный в годы войны, он простоял в руинах почти 60 лет. А потом за его реконструкцию взялся британский архитектор Дэвид Чипперфильд — у него ушло 10 лет на то, чтобы восстановить музей. Кое-где следы войны, впрочем, можно найти до сих пор.

Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская

Это не упущение реставраторов. После многочисленных споров о том, как именно восстанавливать музей, Чипперфильд решил частично законсервировать разрушения войны.

Античная и египетские коллекции переедут в музей осенью, а пока в пустующие залы решено было запустить танцоров — идея принадлежит знаменитому немецкому хореографу с «танцевальной» фамилией Вальц. Спектакль назывался «Диалог-09». И хотя было запланировано целых 10 представлений (билет стоил 35 евро), билетов было не достать.

Из спектакля всеми силами пытались сделать эксклюзив — снимать и фотографировать во время действия запретили даже прессе. Правда, я об этом узнала не сразу, поэтому мне удалось сделать несколько фотографий.

Саша Вальц задумала свою постановку как своеобразную историческую прогулку по старым и новым мирам удивительного музея. Танцоры, больше похожие на ожившие статуи, осваивали необжитое пространство музея при помощи хореографии.

Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская

Саша Вальц — одна из самых неожиданных хореографов современной Германии. Тринадцать лет назад вместе с мужем Йоханом Зальдигом она основала труппу «Саша Вальц и гости». В качестве «гостей» в проектах участвовали архитекторы, сценографы, режиссеры, музыканты и танцоры из 25 стран мира. Не так давно Вальц призналась, что открыла для себя новое направление — «освящение» зданий. Ее танцевальные постановки прошли в Берлинском еврейском музее и в старой насосной станции. О представлении в Новом музее Вальц сказала: «Это вернисаж, прогулка по музею, а сам спектакль — полноценная временная экспозиция».

Экспонаты — актеры, одетые в костюмы разных эпох — прекрасно гармонировали с архитектурными элементами здания: лестницами, залами, нишами и окнами Нового музея.

Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская

Мизансцены, начатые в одном зале, продолжались в другом. Публика — «часть драматургии спектакля», по словам Вальц, — свободно перемещалась за актерами по всему зданию.

Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская

Все попавшие на представление были потрясены тем, что увидели, и долго выражали благодарность и архитектору, и хореографу.

Хочется верить, что, когда музей начнет показ своей регулярной экспозиции, количество желающих попасть в него не уменьшится.

В Берлине любят актуальную музыку. Особенно в начале весны. Поэтому на ежегодный фестиваль современной музыки MaerzMusik пришли не только старенькие интеллектуалы, но и толпы молодежи. Концерты проходили одновременно на нескольких площадках по всему городу.

Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская

Каждый год MaerzMusik проходит с разными национальными акцентами. В этом году официальную основу фестиваля составили русские и американцы. А неофициальный слоган, широко обсуждавшийся слушателями, звучал так: «Молодые русские против старых американцев». Я решила пропустить американский авангард и сконцентрироваться на современной русской музыке.

Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская

Открыл нынешний MaerzMusik замечательный ударник, художник и скульптор Владимир Тарасов, зачастивший в последнее время в Берлин — то с концертами, то с выставками. При большом стечении народа в Sonic Arts Lounge он исполнил на ударных посвящение Велимиру Хлебникову. Русским помоложе — музыкантам из группы «СоМа», то есть «Сопротивление Материала» — предоставили для выступления концертный зал в одном из самых известных берлинских зданий последнего десятилетия — в Еврейском музее. Пользуясь случаем, я попыталась узнать у композитора Сергея Невского о происхождении названия группы. Сергей был строг и ограничился фразой: «Каждый сопротивляется чему-то своему».

Вообще-то Невский — москвич. Пока он учился в Берлине и Лейпциге, его произведения исполняли в Московской консерватории. Позже он сотрудничал с Кириллом Серебренниковым — писал музыку для его театральных постановок. Созданная при его участии «СоМа» объединяет композиторов разных направлений, которые собрались вместе для того, чтобы выступать с концертами, разъезжая по миру. Сам Невский живет сейчас между Москвой и Берлином. Так что, вместо того чтобы говорить о музыке, он рассказал мне о разнице между двумя городами.

Чтобы послушать представителей музыкального поколения, родившихся в семидесятые, набился полный зал. Среди собравшихся были и Татьяна Фрумкис — замечательный музыковед, много лет живущая в Берлине, и художник Евгений Дубский, и казахский композитор Джамиля Джазылбекова, и просто молодые музыканты. В перерыве между выступлениями я поговорила с Ларисой Лисюткиной, известным берлинским социологом.

Затем выступал Борис Филановский со своими «Бздмн» — вокализами на тексты петербургских бездомных вперемешку с искаженными советскими песнями, бранью, кашлем и простой звуковой невнятицей.

Целыми днями один за другим в стеклянном зале Еврейского музея шли концерты. В перерывах слушатели фланировали по залу вдоль растянутых по стенам транспарантов «Смертельная медицина», рассказывающих о медицинских экспериментах Третьего рейха.

Фото: Екатерина Петровская
Фото: Екатерина Петровская

Вечером, перед последним ночным концертом классика киевского авангарда Валентина Сильвестрова, все забились в кафе Еврейского музея и набросились на кошерные пирожки. Здесь был и Владимир Тарасов, недавно открывавший фестиваль. Я решила спросить, что он думает по поводу музыкальной молодежи и вообще о том, как жить дальше. «Новое поколение совершенно точно не будет жить при коммунизме, — сказал Тарасов. — Скоро будет очередной потоп, так что никто при коммунизме не будет жить».

Еще на прошлой неделе в Берлине

Школьники берлинской гимназии имени Джона Леннона отказались приходить в школу к 8 часам утра и устроили по этому поводу референдум, о котором написали все берлинские газеты. Хотя уже давно научно доказано, что 8 часов — слишком рано для ребенка, все занятия в берлинских школах начинаются именно в это время. Гимназисты предложили начинать занятия на час позже — в строгом соответствии с биоритмом. Кроме того, они выстроили прямую зависимость между политической активностью человека и длительностью его лежания в постели. Школьники сослались на знаменитую акцию Bed Peace — недельное лежание Джона Леннона и Йоко Оно в кровати, поданное журналистам как протест против Вьетнамской войны.

*** 

На фоне общего спада в индустрии рекламы в Германии была предпринята попытка освоения новых рекламных площадей. На прошлой неделе некто Томас Танриверди на интернет-аукционе hood.de предложил под рекламу собственную лысину. Томас согласен покрыть ее татуировкой с логотипом или рекламой той фирмы, которая заплатит требуемую сумму. В своем блоге Томас написал: «Уже начиная с 18 001 евро моя лысина до самой моей смерти поступает в распоряжение заказчика». Томас надеется, что торги за его лысину будут бойкими, но в интервью газете Süddeutsche Zeitung признался, что толкнула его на такой шаг вовсе не любовь к рекламе: «У меня долги. Около 20 тысяч».

Фото: www.sueddeutsche.de
Фото: www.sueddeutsche.de
Тату

***

По сообщению немецкого Федерального союза энергетического и водного хозяйства (BDEW), переход на летнее время никак не влияет на экономию энергии. В надежде сократить потребление энергии часы в Германии переводят с 1980 года. Однако только спустя 29 лет после начала эксперимента BDEW, на основе данных Берлина, доказало, что несмотря на то, что вечером действительно тратится меньше электричества, вся экономия пожирается возросшим утренним потреблением.

***

25 марта ровно в полночь на Александерплац открыли магазин сети Saturn — одной из крупнейших по продажам электроники и бытовой техники в Германии. Толпа в 1500 человек рвалась в уродливый куб посредине площади, чтобы купить технику по бросовой цене первого дня, и это было одно из самых страшных берлинских столпотворений последнего времени.

Фото: DPI/Photas
Фото: DPI/Photas
магазин сатурн

***

Около 20 тысяч человек собрались на демонстрацию протеста против антикризисной политики немецкого правительства. Транспаранты гласили: «Мы не будем платить за ваш кризис!» и «Человек — прежде всего!». Демонстранты выступили против сохранения колоссальных бонусов и зарплат менеджерского звена, государственной помощи банкам, а также против других антидемократических мер по борьбе с кризисом. Демонстрация, в которой участвовали антиглобалистская организация Attac, партия Die Linke, неправительственные организации и частные граждане, была инсценирована как похороны капитализма: под лозунгом «Не все было плохо при капитализме» манифестанты пронесли по Берлину черный гроб, украшенный розами. На всякий случай демонстрацию охраняли ровно 1000 полицейских, в конце концов арестовавшие 25 радикалов.

Фото: REUTERS
Фото: REUTERS
Антикризисный митинг

*** 

В Берлине кроме «длинной ночи музеев», «длинной ночи оперы» и «длинной ночи наук» придумали «длинную ночь шопинга». В субботу все магазины на Курфюрстердамм и прилегающих улицах работали до полуночи, и, по предварительным подсчетам, этой ночью туда отправились около 500 тысяч человек. Акция под названием «Весна в Берлине» стала самым крупным торговым мероприятием города. О кризисе устроители не сказали ни слова.