Если бы в Нью-Йорке была альтернативная голливудской аллея славы, то звезду в ее честь открыли бы в первую очередь. Когда стало известно, что в субботу в галерее Robert Miller состоится прием в связи с выставкой Veil Патти Смит, я сразу поняла — это главное событие недели.

Смит показала свои рисунки и фотографии («Одну я сделала в Москве», — сказала художница), короткометражный фильм и инсталляцию Rimbauds Litter («Носилки Рембо»). «Носилки Рембо» — это и вправду носилки, воссозданные по рисунку Артюра Рембо. Художница обратилась к неизвестному факту из биографии поэта — в 1891 году в Абиссинии обессилевший от болезни Рембо нарисовал чертеж носилок, на которых его доставили к кораблю, отплывавшему во Францию. Я спросила у Патти, что для нее символизирует эта инсталляция. «Море, — ответила она, — я использовала настоящие рыболовные сети, которые доставили из Италии».

Фото: Катя Кибовская
Фото: Катя Кибовская

В галерее было много знакомых Патти Смит и ее поклонников. Ей принесли букет желтых маргариток, и она им ужасно радовалась.

Фото: Катя Кибовская
Фото: Катя Кибовская

На прощание кто-то спросил Патти, какой месседж она хотела бы передать миру, и она ответила: «People have the power» («У людей есть силы ») — таково название и ее культовой песни конца 80-х.

После лекции скульптора Леонида Лермана в The New York Studio of Drawing, Painting and Sculpture одна юная американка в заляпанной краской футболке рассказала подругам, что ужасно жалеет, что не видела работ художника раньше, — оказалось, он уже воплотил несколько ее идеей. Вообще-то, это была не совсем лекция — невероятно плодовитый Лерман, который рисует картины, придумывает инсталляции и создает скульптуры из всех подручных средств, просто рассказал о своем творческом пути.

Лерман использует совершенно неожиданные материалы для своих скульптур. Он рассказывал, что, когда в 80-м переехал из СССР в Нью-Йорк, первое время находил все необходимое для творчества на улице: выброшенные кем-то деревяшки, сломанные двери, мебель. Вот, например, скульптура Nightmare («Ночной кошмар»), была изготовлена из найденного дерева (части тела человека Лерман обозначил знаковыми местами того или иного города: нос — Эйфелева башня, ноги — Башни-близнецы).

Сейчас Лерман — признанный скульптор, один из ключевых художников видной McKeeGallery, он преподает в трех нью-йоркских арт-институтах. После лекции ему задали вопрос, считает ли он, что добился абсолютного мастерства. Леонид сказал, что не добился ничего:

На фестивале New York International Independent Film and Video Festival показали фильм Encounter («Встреча») по сценарию моего приятеля Романа Фрейда.

Вообще-то, фестиваль отличается крайне посредственным отбором — здесь показывают совсем малобюджетные проекты, среди которых попадается веселая дичь, как, например, короткометражка о говорящей змее Sneaky Snake: Lost in the Holy Land («Коварный змей, или Затерявшийся на Святой земле»). Вот, собственно, главный герой этой картины:

Фильм Encounter — десятиминутная история про встречу двух бывших возлюбленных — выглядел наиболее профессиональным из показанных в тот сеанс короткометражек.

Добрая четверть зала, состоявшая из друзей Фрейда и поклонников творчества режиссера Кати Баландиной, мученически выжидала, когда же дойдет очередь до Encounter . Была здесь, например, Богдана Смирнова, которая готовит дипломную режиссерскую работу в знаменитой Tisch School of the Arts в Университете Нью-Йорка (NYU), и Виктория Малев, театралка, что снабжает всю русскую интеллигентскую прослойку города билетами на лучшие спектакли. После просмотра Виктория так прокомментировала увиденное: «Ты спрашиваешь про фестиваль? Давай я тебе лучше расскажу про спектакль Impressionism с Джереми Айронсом в главной роли», — и пять минут про спектакль, как будто и не было никакого фестиваля.

Вечер продолжился в ресторане в Ист-Виллидже, и тема для разговора была продиктована самим событием. Лев Гржонко из Adotube.com и Богдана говорили, что отсутствие бюджета не оправдание плохим фильмам и вспоминали относительно недорогие (по голливудским меркам) шедевры: фильмы «Тупик» (Cul-de-sac) Полански, «Бешеные псы» Тарантино, «Ведьму из Блэр». Сошлись на том, что все держится на диалогах. В сценарии Фрейда как раз ничего не происходит — два главных героя обсуждают былую страсть. Все очень просто, и именно потому цепляет. «У меня в жизни была подобная встреча, и мне пришла в голову мысль сделать такой сюжет, — сказал Рома, — да и вообще, писать про человеческие отношения — наиболее дельное занятие». Действительно, чем еще заниматься человеку с фамилией Фрейд?

Еще на прошлой неделе в Нью-Йорке

В маленьком кафе в Ист-Виллидже собралась небольшая компания людей, чтобы послушать стихи Алексея Цветкова и Веры Павловой, которые давно живут в Америке. Цветков читал стихи со своего Blackberry.

А Вера Павлова призналась, что довольно неожиданно сама для себя сочинила за зиму цикл стихотворений, написанных будто бы ребенком. Вот она читает два из них:

В powerHouse Arena прошла примечательная встреча: в мирных условиях лицом к лицу встретились «завязавшие» уличные художники, которые в 80-е и 90-е разрисовывали поезда граффити, и их бывшие враги — полицейские из отдела по борьбе с вандализмом. Встреча была приурочена к выходу книги Vandal Squad: Inside the New York City Transit Police Department, 1984–2004 Джозефа Риверы, который и возглавлял это полицейское подразделение. В ходе дискуссии, в том числе, предполагалось разобраться, что же такое граффити — искусство или вандализм, однако, похоже, полицейские остались при своем мнении: всех участвующих в дискуссии снимали на камеру — «для протокола».

Фото: www.gothamist.com
Фото: www.gothamist.com

***

В Бруклинском музее (The Brooklyn Museum) открылась выставка Enfolding 280 Hours художницы Сан К. Куак (Sun K. Kwak). На выставке нет ничего, кроме оклеенных черным скотчем стен — художница вырезает из него разные кусочки, и результат напоминает абстрактную живопись. На создание объекта ушло приблизительно 5 километров скотча, а на работу в целом — 280 часов, что и зафиксировано в названии. Выставка продлится до 5 июля.

****

В ночь на вторник, 24 марта, по улицам Манхэттена водили слонов. 10 слонов под улюлюканье толпы проследовали по 34-й улице до Madison Square Garden, где они будут выступать в шапито Ringling Bros. and Barnum & Bailey. Марш был частью рекламной кампании цирка. За шествием, несмотря на поздний час и ветреную погоду, следовало огромное количество зевак. Организации, защищающие права животных, тут же обвинили цирк в плохом обращении со слонами.