На прошлой неделе по местному ТВ в Вашингтоне во время популярной программы The Daily Show with Jon Stewart вышел в эфир красноречивый рекламный ролик, направленный против охватившей город фастфуд-эпидемии. Женщина рыдает в морге над трупом полного мужчины средних лет, у которого в руке зажат недоеденный гамбургер. А в конце вокруг ступней трупа возникает эмблема «Макдоналдса» со слегка переделанным слоганом I was lovin`it («Как я любил его»). За кадром гробовым голосом призывают перейти на вегетарианскую пищу.

Продюсером ролика выступила американская некоммерческая организация Physicians Committee for Responsible Medicine («Врачи за ответственную медицину», PCRM), чьи исследования показывают, что возросшая в округе смертность от сердечно-сосудистых заболеваний напрямую связана с высокой плотностью заведений, специализирующихся на фастфуде. В ближайшие месяцы «ответственные врачи» собираются разместить ролик в эфире местных телекомпаний Чикаго, Детройта, Хьюстона и Лос-Анджелеса.

Пресс-служба «Макдоналдса» возмутилась: мол, реклама вводит в заблуждение потребителей. Да еще оскорбляет их: люди сами в состоянии выбирать, что им есть и какого стиля жизни придерживаться. А вообще дела у корпорации идут хорошо, и продажи только за август выросли на 4,9%. В том числе по причине повышенного внимания сети к принципам сбалансированного питания.

Похоже, затяжная война между сторонниками здорового образа жизни и производителями джанкфуда входит в новую активную стадию. Мне любопытно, кто же все-таки победит? Поединок-то общемировой и с глобальными последствиями. Пока он развивается согласно известной карикатуре из журнала The Economist.

Иллюстрация предоставлена автором
Иллюстрация предоставлена автором

Производители фастфуда чувствуют себя весьма уверенно. А некоторые ведут себя даже вызывающе, как владельцы ресторана быстрого питания в Аризоне с красноречивым названием Heart Attack («Сердечный приступ») и слоганом «Вкус, за который стоит умереть!».

Огромные, сочащиеся жиром тройные и четверные шунтбургеры подают в нем симпатичные официантки в форме медсестер. Посетителей весом более 150 килограммов кормят бесплатно, при условии что они взвешиваются после каждого съеденного бургера. В меню, кроме всего прочего, входят сигареты «Лаки страйк» без фильтра и джолт-кола с повышенным содержанием сахара и кофеина. Такая вот пощечина общественному вкусу.

«Макдоналдс» хотя и не отличается такой искренностью и предпочитает маскировку в виде спортивных девушек на главной странице сайта, но тоже иногда позволяет себе вольности. Вполне, например, может вывесить на сайте баннеры своих злейших врагов и критиков. Скажем, ссылку, по которой можно купить нашумевший в свое время фильм Моргана Спарлока Supersize Me (в названии игра слов: тогда в «Макдоналдсе» предлагали за какие-то копейки сделать заказ чуть больше и пользовались словом supersize — «суперразмер» — как глаголом, говоря: Supersize it?). Помните того бесстрашного парня, который чуть не довел себя до смерти, питаясь только в «Макдоналдсе» и не отказывая себе в суперпорциях? Кстати, Спарлок работал не зря: обеды суперсайз из меню исчезли. Он, правда, по-прежнему уверен, что «искать здоровую еду в “Макдоналдсе” — примерно то же, что идти в стрип-клуб, чтобы выпить чашку чая».

Понятно, что запущенный врачами антибургерский ролик на фоне гигантских рекламных бюджетов «Макдоналдса» — что слону груша. Но есть надежда, что это только начало, и в странах, которые действительно обеспокоены проблемой растущего ожирения граждан, будут приняты законодательные ограничения на ТВ-рекламу джанкфуда, как это уже сделано в Южной Корее и на Филиппинах.

Это было бы вполне оправданно, ведь рядом исследований доказано, что на такого рода еду можно «подсесть», как на наркотик. (Об одном из них мы писали в блоге «Наука», другое аналогичное исследование вышло в начале 2010 года в журнале Nature Neuroscience. — Прим. ред.) Так вот, у крыс, которых кормили жирной и сладкой пищей, довольно быстро происходили химические изменения в мозге. Они даже предпочитали голодать в предвкушении очередной дозы джанка, чем возвращаться к здоровой пище.  

Но лично я считаю, что рекламу фастфуда можно оставить на ТВ. Только ее надо показывать в замедленном темпе, как в знаменитом документальном фильме «Накойкацци» Годфри Реджио.