Большая выставка работ современных российских художников в парижском Лувре оказалась под угрозой срыва. Минкульт и Росохранкультура запретили к вывозу несколько работ Авдея Тер-Оганьяна, а вслед за этим от участия в выставке отказались еще несколько художников, среди которых Юрий Альберт, Андрей Монастырский, Игорь Макаревич, Виталий Комар, Вадим Захаров, Юрий Лейдерман.

«Эта работа разжигает национальную рознь», — гласит надпись на вызывающе абстрактной картине Авдея Тер-Оганьяна; другая работа признается в том, что оскорбляет религиозные чувства. И Минкульт, и Росохранкультура согласились: разжигают и оскорбляют, и в Лувр не поедут. О решении властей в своем блоге написал участник проекта «Сноб» Марат Гельман. Там же он воспроизвел открытое письмо Тер-Оганьяна коллегам-художникам и парижскому куратору выставки «Русский контрапункт» Мари-Лор Бернадак.

Выставка «Русский контрапункт» должна была состояться в Лувре в рамках Года Франции в России с 14 октября 2010 года по 15 января 2011-го. Учредителем выступали Государственный центр современного искусства и Stella Art Foundation.

Но Министерство культуры и Росохранкультуры решили изъять из экспозиции работы Тер-Оганьяна — и по договоренности с президентом Лувра. По словам генерального директора ГЦСИ Михаила Миндлина, «Минкульт и Росохранкультура не пропустили эти работы в связи с их содержанием. Президент Лувра воспринял это абсолютно правильно. Это сделано с его согласия».

Эту информацию опровергает Марат Гельман, который утверждает, что сам поставил в известность кураторов с парижской стороны. Куратор выставки Мари-Лор Бернадак заявила проекту «Сноб», что пока не готова делать резких заявлений в связи со сложившейся ситуацией, поскольку есть надежда, что в Лувре будут показаны все заявленные работы русских художников. Мари-Лор призналась, что решение изъять из экспозиции картины Тер-Оганьяна стало для нее сюрпризом: «Мы, конечно, были в курсе прежних ситуаций и именно поэтому выбрали для выставки не новые работы, а те, которые неоднократно выставлялись в России безо всяких проблем».

По словам Марата Гельмана и самого Авдея Тер-Оганьяна, в принципе запрет властей можно было бы обойти, отпечатав авторизованные копии картин для экспозиции в Париже. Но Тер-Оганьян отказался от этой возможности, потребовав провезти свои работы через границу официальным путем — и более того, решить судьбу оказавшегося в аналогичной ситуации художника Мавромати, которому также грозил срок за его творчество в России и который также уехал за границу. В отличие от Тер-Оганьяна, получившего статус беженца в Праге, у уехавшего в Болгарию Мавромати истекает срок загранпаспорта, и если бы его работы оказались в аналогичной ситуации, он не смог бы приехать в Париж. Поэтому Авдей Тер-Оганьян потребовал также продлить паспорт Мавромати.

Илья Кухаренко