Работать в России

Андрей Шмаров: Увидев заголовок заметки журналиста и маркетолога Катерины Инноченте, я вспомнил, что статью на эту же тему и почти с таким же названием я написал в журнал «Эксперт» в 2001 году. Воспроизвожу ее сразу после материала коллеги Инноченте — сравните, что изменилось за десятилетие

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Для начала я попыталась представить, как отреагирует аудитория, если я выскажу все, что действительно думаю на тему «Как работают в России?», затем цинично выбрала более политкорректный сценарий №2 (я ведь хочу продолжать работать в этой странe?!).

Мой план прост: за три отведенных на подготовку к форуму дня, я изучу все, что думают по поводу работы в России иностранные топ-менеджеры c cерьезным (от 6 до 17 лет) cтажем работы и проживания здесь, и на этой основе подготовлю интересную русскому управленцу презентацию — это будет взгляд на него со стороны. Ради этого меня, собственно, и пригласили.

Собрать мнения не проблемa — не напрасно же я столько лет распивала в компании влиятельных экспатов крепкиe спиртные напитки в ирландских барах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, кормила домашними равиоли и танцевала на их свадьбах (женились они в основном на русских). По старой дружбе ребята расскажут мне всю правду, причем в такой форме, в какой вряд ли бы высказали ее, если бы выступали на Сочинском форуме сами. Бросаюсь составлять вопросник, обзванивать народ и стучаться на «Фейсбуке» к тем, кого не удается поймать по телефону.

На вопрос «Сформировался ли в России за 20 лет рыночной экономики свой стиль менеджмента?» англичанин Стивен Огден, директор Volga Gas PLC, ранее — финансовый директор компании Bravo International, придумавшей пиво «Бочкарев», и бывший владелец всеми любимого в конце 90-х питерского кафе «Идиот», отвечает быстро и лаконично: «Я бы описал русский стиль управления такой формулировкой, как command and control. Это можно перевести как «управление по-армейски». Еще через пару часов от Стивенa приходит подробный имэйл с характeристиками «русского стиля». На следующий день я получаю не менее интересные имэйлы oт бывшего директора DHL по Северо-Западу России, англичанина Дэна Кирвеллa и генерального директора и владельца компании Jensen Group, американцa Стивенa Уэйнa.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
Круглый стол «Как работать в России?» Слева направо: журналист и маркетолог Катерина Инноченте, президент компании «Дикая Орхидея» Aлександр Федоров и председатель совета директоров строительной корпорации «Баркли» Леонид Казинец

Большая часть перечисленных в их письмах характеристик совпадаeт: «харизма» русского менеджмента, оказывается, заключается в «отсутствии терпимости к критике начальства», «нежелании назначать талантливых людей на должности замов», «тенденции говорить, а не слушать», «требованиях, чтобы указания выполнялись без дополнительных вопросов», «чтении нотаций подчиненным, которые к тому же вынуждены терпеливо дожидаться начала совещаний», а также в «использовании «грязных» методов (типа прослушивания телефонных разговоров, чтения чужих имэйлов и т. п.)», «показухе» (дорогие машины, телефоны, одежда) и «отсутствии чувства юмора». М-да…

Комментируя этот список за cочинским круглым столом, добавляю, что c последним пунктом категорически не согласна — русские управленцы тоже периодически шутят, но для того, чтобы понимать их юмор, нужно досконально владеть русским языком и разбираться в истории страны. Меня поддерживает Леонид Казинец, председатель совета директоров строительной корпорации «Баркли», проявивший себя в Сочи как человек с чувством юмора, прекрасно понимающий процессы, происходящие сегодня в России.

A вот Георгий Абдушелишвили, старший партнер Ward Howell International, явно не в восторге от нарисованной моими друзьями-экспатами картины. Кажется, он видит в ней явный штамп. Бледностью, аристократическим профилем и негромким голосом Абдушелишвили напоминает князя Болконского-младшего. Последний выглядел бы именно так, если бы дожил до средних лет и переоделся в костюм Brioni.

Казинец поднимает тему историзмa: «У нас русский герой был какой? Лежал все время на печи, ничего не делал, не тренировался, не осваивал никакие профессиональные процедуры, а потом встал и пошел совершать подвиги. Такое поведение в управлении предприятием неприемлемo. Неуважение к процедурам не приносит профессиональных результатов, а подвиги вообще нужны только в крайнем случае, когда что-то выходит из-под контроля».

Казинец чем-то похож на Путина, правда, намного выше. Чуть позже до меня доходит, что его cходство c российским премьером прежде всего в манере говорить: Леонид произносит cлова отчетливо и размерeнно, c хорошо продуманными паузами и ударениями, в голосе проскальзывают металлические нотки. Мысли о замеченном сходстве, и оcобенно о том, сознательное оно или интуитивное, назойливо лезут в голову, отвлекая от происходящего.

«Мы не уважаем процедуру, не уважаем законы, — подводит итог Леонид. — Читаем инструкцию уже после того, как у нас что-то происходит с кухонным прибором. Этa черта мешает нам создавать технологичные производства и управлять согласно законам менеджмента».

Запись совещания у начальника цеха полимерных покрытий Череповецкого металлургического комбината, входящего в состав ОАО «Северсталь», Андрея Геннадиевича Барабанцева.

«Cловесная агрессия (повышенный голос, выкрикивание команд) — одна из главных характеристик русского стиля управления», — считают иностранцы, работающие в России.

Cвою презентацию я заканчиваю слайдом с примиряющим советом Дэна Кирвеллa: «В России следуйте своему собственному стилю. Однако, после того как вы приняли какое-либо решение, придерживайтесь выбранной позиции — любая неуверенность или непостоянство настроят русских подчиненных против вас. (Это напоминает мне вывод, к которому пришла Екатерина I в конце своего царствования: «В России возможно любое правительство, кроме слабого». — К.И.) Зато, если вы готовы поддерживать своих работников и поощрять их, русские будут одними из лучших подчиненных в мире, таков их интеллектуальный уровень».

Лично я тоже за кнут и пряник. По-моему, иностранный менеджер может добиться успеха в управлении местным коллективом, если максимально четко объяснит всем правила игры. Затем — уже не с профессиональной, а с человеческой точки зрения — расскажет, что такое хорошо и что такое плохо. И после того, как убедится, что его поняли правильно, он должен показать: отступление от его идеологии карается расстрелом через повешение c последующим четвертованием, в то время как следование ей поощряется сладкими пряниками.

А еще я надеюсь, что кнута со временем будет все меньше, а пряников — все больше. Ведь все мы очень хотим успешно работать в этой стране.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
Реклама форума в городе — на каждом углу

Как вести дела в России

Василий Аузан, Андрей Шмаров

Пока лучшие пропагандисты Отечества думают, как бы им улучшить имидж страны в мире, за них эту проблему уже решили иностранные предприниматели. Прямо сейчас они заняты в России крупным, эффективным и цивилизованным бизнесом

«Держи иностранного консультанта!» Иван Бездомный, сумасшедший поэт

На прошлой неделе консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers опубликовала материалы исследования, по результатам которого выяснилось, что Россия — самая коррумпированная страна на свете. Специальные фирмы, выставляющие кредитные рейтинги странам и корпорациям, квалифицируют Россию как страну с чрезвычайно высокими рисками и неблагоприятным инвестиционным климатом. Вся западная пресса — как таблоиды, так и вполне респектабельные издания, — сходится во мнении: жить и работать в России нормальному человеку невозможно. Русские непредсказуемы и чреваты дефолтом. В стране зверствуют мафия, бюрократия, пьянство и морозы.

Тем временем те же ведущие мировые консалтинговые компании, что стращают своих клиентов мракобесием нашей далекой северной страны, давно содержат здесь огромные штаты сотрудников, арендуют шикарные офисы. В российских промышленных центрах один за другим открываются первоклассные отели мировых гостиничных сетей по 250 долларов за ночевку. Европейские и американские компании командируют в Россию своих лучших специалистов. Зачем? С ума, что ли, посходили? Горя хотят натерпеться?

Ответ на эти вопросы короток и ясен: басни про ужасных русских не имеют к действительности ровно никакого отношения. Придумывают их и распространяют вполне профессиональные и расчетливые люди, специалисты по PR (точнее, IR, investors relations), движимые циничными интересами. Они исходят из соображений, что, чем труднее страна, тем больше за нее дают денег. Напуганный клиент лучше платит опытному консультанту. Кошмар выгоден и профессиональным инвестиционным институтам — можно покупать подешевле. Хорошо банкам: страшно — значит, большие кредитные ставки и залоги.

Россия, действительно, не альпийские луга, не райские кущи. Тут бюрократы и взятки. Но вот что удивительно. Проведенное нами исследование, социологический опрос топ-менеджеров ведущих мировых корпораций, действующих сегодня в нашей стране, доказывает: Россия — это уникальный шанс сделать большой бизнес.

В исследовании мы пользовались методикой углубленных интервью. Такие интервью похожи на обыкновенные журналистские, но более формализованы. Изучаемая проблема раскладывается на серии вопросов (так называемый гайд, guide), определенным образом отбираются респонденты (в нашем случае это только топ-менеджеры), они квотируются по отраслям (промышленность, торговля, консалтинг, hi-tech) и культурам (североевропейская, южноевропейская, американская, восточная). Собранные интервью стенографируются, обрабатываются (контент-анализ) и используются для выводов об объекте исследования.

В нашем случае мы опросили представителей:

  • трех топливно-энергетических компаний;
  • автомобильного концерна;
  • электронно-электротехнического концерна;
  • компании по производству бытовой техники;
  • двух консалтинговых фирм;
  • химического концерна;
  • строительной фирмы;
  • новой экономики (в сфере интернета);
  • банка;
  • а также директора Европейского бизнес-клуба в России.

Вот какие выводы мы сделали.

Подробнее

Россия — редкий шанс

Выяснилось, что наша страна для западного топ-менеджера вовсе не ссылка в медвежий угол или в банановую республику, а реальный шанс сделать крупный бизнес, создать себе имя и получить наилучшую перспективу для карьеры в материнской компании. Общая идея такова: если ты сумел проявить себя здесь, то справишься с чем угодно и где угодно.

Вовсе неправильно думать, что иностранцы приезжают сюда досидеть до пенсии на большой зарплате (в России им платят много). Такое, конечно, иной раз случается, особенно в больших корпорациях, где есть специальный корпус менеджеров, специализирующихся на «тяжелых» странах. Однако сам этот институт уже отмирает, а на смену ему идет новое поколение менеджеров-глобалистов, молодых политкорректных ребят, не расстающихся с интернетом и подчеркнуто не видящих различий между работой у нас, в Германии или в Сингапуре. Так что ни о каком отстойнике для неудачников и речи быть не может. Это и понятно: наши респонденты всячески подчеркивали, что Россия — это еще далеко не поделенный рынок, это богатые и разнообразные возможности. Тут существенно сильнее факторы неопределенности, ближе горизонты планирования, больше риски. Здесь надо уметь считать и играть, быть азартным, разумно рисковать. Россия по-прежнему раздолье для антрепренеров и aventuriers — в хорошем смысле слова.

Однако из широких возможностей для бизнеса вовсе не следует, что к нам едут одни авантюристы и флибустьеры — взять страну на абордаж, нахватать и отчалить. Таких действительно было много в первые годы реформ, но потом они либо нашли свою нишу, затеяли бизнес и остепенились, либо перешли на работу в крупные корпорации, либо быстро свернули здесь свои дела (иногда и с летальным исходом). Сгинули как явление и «белые» русские — потомки эмигрантов, не отличавшиеся ничем, кроме знания языка и ностальгии по исторической родине. Наконец, вырождается корпус «старых крокодилов», менеджеров-гастролеров, специализирующихся на «тяжелых» странах (Африка, Индия, Россия).

Обстановка стабилизируется

Интервью показали: в России вовсе не нужно иметь связи с бандитами, укрываться от налогов и подкупать чиновников. Здесь нормализуется законодательство, правовая система, формируется инфраструктура бизнеса, налаживается быт. Конечно, бюрократия заедает, чиновники свирепствуют, нормативная база чрезвычайно сложна. Однако уже действуют консультанты, юристы, заработали ассоциации, объединения предпринимателей и их землячества. Действует Европейский бизнес-клуб — его активисты в регулярном режиме работают с российскими министрами и вице-премьерами, решая вполне конкретные задачи по улучшению делового климата (адекватный таможенный режим, переход на мировые стандарты отчетности, налогообложение, регистрация компаний и др.).

Этот процесс резко усиливает конкурентные позиции западных компаний — ведь они, будучи прозрачными и законопослушными, давно научились безропотно выполнять безумные российские правила, платить налоги и при этом не загибаться, пока наши изобретают схемы — «офшорные», «депозитные», «страховые», «зачетные». Теперь, когда такие схемы котируются все меньше, русским приходится догонять иностранцев в таких скучных материях, как экономия издержек, увеличение продаж, расширение ассортимента. А это трудно.

Иностранцы говорят, что Россия — страна с полноценной экономикой. Здесь сформировались целые масштабные рынки, где нет никаких преград для свободного предпринимательства и конкуренции. Это, скажем, рынки потребительских товаров, производства бытовой техники. Очень существенно то, что в России все больше налаживаются корпоративные отношения (corporate governance), предусматривающие эффективное взаимодействие менеджмента с собственниками, соблюдение интересов акционеров, защиту прав миноритарных акционеров. Это — основа для притока в страну иностранного капитала.

Обычные русские люди

Практически все наши собеседники настаивали на том, что для русского сотрудника нет никаких преград в карьерном росте. Просто он должен быть хорошим менеджером или специалистом, и тогда он способен добиться любых руководящих должностей как в российском представительстве, так и в головной компании. Наиболее верный путь наверх — не по вертикали, а наискосок, зигзагом: начальник департамента в России — вице-президент в Чили — руководитель отдела в материнской компании — директор представительства в России.

Особого западного образования не требуется, но язык, конечно, необходим. Крайне важно проникнуться корпоративным духом, понимать цели компании, ее стратегию, идеологию — тогда ты становишься своим, тебе доверяют. Нужно уметь работать в команде, брать ответственность и — внимание, опять важно! — обсуждать, обсуждать в позитивном ключе все: свои рабочие планы, планы своего отдела, всей компании, проблемы своего подразделения, критику. Не следует демонстрировать своего цинизма, тянуть на себя одеяло, шкурничать — выгонят.

После кризиса 1998 года «нормальность» русских заметно повысилась — они стали реалистами, научились считать деньги, экономить. В стране активно действуют ведущие западные хед-хантинговые агентства, не делая особых скидок на то, русский ты или иностранец.

Впрочем, старший менеджер по стратегии российского «Самсунга» Сынг Сик Чой сказал нам, что русские — не совсем обычные. Они — корейцы. Почему? Потому что у них души корейские. Кроме того, как показали интервью, у наших бизнесменов, менеджеров и специалистов есть еще целый ряд специфических национальных черт. Мы разделили их на преимущества и недостатки.

Преимущества. Русские лучше, чем в других областях, чувствуют себя в производстве, сбыте, технике, инженерии и особенно в IT, высоких технологиях. Несколько хуже обстоит дело с финансами, но это скорее советское наследие, а не национальное.

Сильное преимущество наших бизнесменов и менеджеров — склонность к инновациям, вкус к риску, игре, новым подходам, выраженная предпринимательская жилка. Русские амбициозны, азартны, не боятся рисковать. Они критичны, не склонны к чинопочитанию — в оценке партнера или начальника ориентируются на конкретные заслуги, а не на регалии и должность.

Русские бизнесмены интуитивны, они психологи, мастера нащупать у своего контрагента слабое место и давить на него. Не привыкшие к этому иностранцы не всегда даже понимают это и проигрывают. Но вместе с тем русские способны к совершенно бескорыстной помощи — даже малознакомым партнерам и контрагентам. Это моментально подкупает иностранцев, создает атмосферу доверия.

Наши сотрудники — специалисты и менеджеры — очень любят учиться и продвигаться по служебной лестнице. Лучший способ заинтересовать русских — нарисовать им их образовательную и карьерную программу.

Недостатки. Русские — мастера уничижительного отношения к себе и своей стране. Это глупо, да к тому же провоцирует иностранцев (тех, которые потупее) на жульничество — всегда ж приятно обвести вокруг пальца недоумков.

Самодержавность — другой порок русского стиля менеджмента, особенно в крупных компаниях с сильным государственным влиянием или наследием. Руководитель чрезмерно концентрирует на себе решения, не склонен делегировать ответственность, нередко впадает в волюнтаризм. Топ-менеджеры здесь — стратеги и производственники, а не рыночники и финансисты. Впрочем, в компаниях, действующих в конкурентной среде, этого уже нет.

Наша манера ведения дел в большей степени подчинена задаче достижения конечной цели, а не выстраиванию системы, созданию технологии ведения бизнеса. В этом смысле русский стиль менеджмента больше похож на американский, а не на европейский.

Русский менеджмент чрезмерно политизирован, слишком большую роль играют личные связи, неформальные отношения, гешефты. С одной стороны, это понятно, общественные институты и механизмы еще недостаточно эффективны. С другой стороны, не все относят это к недостаткам, скажем, итальянцы на этот счет совершенно спокойны, да и другие хоть и корчат из себя недотрог, но, бывает, пользуются нашим гибким правосознанием.

Транжирство, расточительство — этого после кризиса стало меньше, однако такой ресурс, как время, ценится по-прежнему недостаточно, мы еще не усвоили жесткую связь «время — деньги».

Серьезный недостаток — эгоцентризм и алчность. Русский бизнес сильно ориентирован на сиюминутный успех, на удачу за счет партнера. Отсюда недоучет перспективы, проблемы с корпоративной культурой, конфликты между менеджерами и акционерами. Впрочем, некоторые западные топ-менеджеры считают, что русские, напротив, склонны работать в команде, и всячески это поощряют.

Русские менеджеры среднего звена, особенно в провинции, нередко слишком привязаны к своей должности. Его пытаются перевести на другую позицию, даже лучшую, более подходящую, а он воспринимает это как личную трагедию…

Русские разбрасываются: для энергичных и неглупых людей в стране слишком много возможностей — бизнес такой, сякой, политика. Это нередко ведет к тому, что поставленные цели не достигаются.

Как действовать в России

Прежде всего надо помнить, что Россия — страна динамичная, рынки здесь еще не поделены, поэтому особенно успешны люди с предпринимательской жилкой, антрепренеры. Здесь нельзя не рисковать и не следует бояться. Здесь придется проявлять инициативу, преодолевать размеренность и неспешность крупных корпораций в принятии решений, брать ответственность — иначе не успеешь, тебя опередят. Но, поскольку ситуация стабилизируется, на повестку дня выходит базовый регулярный менеджмент.

Иностранному менеджеру в России следует отказаться от высокомерия, от мысли, что, если он босс, значит, все тут будут ходить перед ним на цыпочках. Ничего подобного: чтобы приобрести авторитет среди русского персонала или партнеров, необходимо зарекомендовать себя делом.

Далее. Россия — не дикая страна, люди здесь образованные, знающие и довольно ушлые. Поэтому откровенно мошенничать, скупать «на грош пятаков» не следует — вышвырнут. Не резон и слишком уж доверяться — жулья тоже хватает.

В стране пока неважно работают правила и регламенты, недостаточно развита рыночная инфраструктура, плохо с информацией. Поэтому следует налаживать сеть контактов, связей, информационных источников, друзей, которые помогут, когда система даст сбой. Отсюда — желательно знать русский язык, хотя почти все молодые русские специалисты и менеджеры говорят по-английски.

Информация — прежде всего. Любой потенциальный партнер, сотрудник должен проверяться с использованием всех возможных каналов, на информацию не следует жалеть ни времени, ни денег. Из-за недостатка информации весьма важны реклама и особенно PR.

Надо идти в провинцию. Там много проблем — народ попроще, логистику наладить трудно, но главные перспективы именно на периферии.

Как можно шире следует использовать бонусы и карьерные перспективы для персонала. Это лучший способ заинтересовать русских сотрудников, особенно менеджеров. Следует поощрять здоровое собственничество — лучше заплатить сотруднику премию для покупки собственной машины, чем давать ему служебную.

Удачи вам в России.

Комментировать Всего 99 комментариев
А я вот пытаюсь ответить на вопрос - "а кроме денег, что еще мотивирует работать в России?"

100% тех иностранцев, которых я лично знал в Росии (я работал с OTIS, Cudberry, Clorox, Reynolds И куча иностранцев из экспатской тусовки...) у себяя на родине имели минимум в два раза меньше денег за свой труд. Некоторые вообще не могли работу найти дома.

Мало того, а налогичная история с русскими - практически 100% (одиночки-таланты не в счет, хотя они были, но практически все уехали в конце концов)  русских хорошо зарабатывающих в России имели бы в развитой стране (я не сравниваю с Сомали и Бирмой...) меньше денег. Сильно меньше, если вообще смогли бы найти себе работу...

Причем в большой мере это относится и к препринимателям тоже, хотя у них корреляция слабее. Я знаю несколько русских, которые в штатах преуспевают точно также, если не лучше, чем в России - но это чистые предприниматели и они не смогут работать управляющими по найму.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

По поводу з/п согласен. У меня смешная история, пройдя пяд собеседований в большом медийной компании, встречался с ее акционерами. Одна из тем, которую мы обсуждали - предстоящая поездка на собрание финансистов группы из разных стран. Собрание должно было быть на Корсике. Меня ОЧЕНЬ просили не обсуждать свою з/п, она была выше чем у коллег в Европе:)

Катерина Инноченте Комментарий удален

From Russia with Love

Дмитрий, мне кажется, у меня есть ответ на поставленный Вами вопрос: кроме денег иностранных специалистов мотивирует еще и то, что через некоторое время работы в России ты, плюнув на длинный список серьезных "но", и сам не очень понимая, как это случилось, в один прекрасный день просто просыпаешься влюбленным в эту страну, и все оставшуюся жизнь ты ее одновременно и любишь, и ненавидишь - с той же силой, что и законные российские граждане. А разве есть что-то, что мотивирует человека больше чем прибыль и любовь, взятые вместе?  

1%? - согласен...

Я даже их многих знаю - они отлично говорят на русском, понимают русский юмор и умеют пить водку. Это действительно интересные люди - но как и везде интересных людей в любой выборке - очень мало.

А остальные 99% - мечтают свалить обратно.

Ой, отнюдь не всегда. Я знаю массу людей, которые находясь в Москве вовсю старались найти себе работу дома, и уехав назад были счастливы.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Катерина Инноченте

Мария, Вы совершенно правы - конечно не всегда. Но с чисто исследовательской точки зрения эта категория меня интересует гораздо меньше, чем те, кто задержался на более долгий срок - ведь наша тема все-таки "Работать в России", и заданный Дмитрием вопрос звучал как "Что еще кроме денег мотивирует иностранцев работать в России?" Мне показалось, что высоким уровнем прибыли и появлением романтической влюбленности в страну можно объяснить мотивацию именно тех экспатов, которые в России "застряли" и с русскими сработались.   

или на русских женщин запали (сегодня мне как раз такую версию озвучивали - засылали канадцев, те через некоторое время разводились, женились на русских, пускали корни)

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

В моей колонке я это тоже упомянула :) Между строк, когда описывала свадьбы: "женились в основном на русских".

русские женщины правда при этом мечтают обычно выехать из страны:))

и большинство в конце концов выезжает...

Катерина, а нельзя ли считать дополнительной мотивацией возможность найти себе русскую жену?

Конечно можно! :) 

Правда для того, чтобы найти себе русскую жену не обязательно приезжать в Россию на работу -- это ведь, в принципе, можно сделать и по Интернету :) 

поверхностное суждение... странно вдруг именно от Вас (такая замечательная и толковая) такое услушать. Какой интернет? Здесь, в России, многие могут сбросить с себя (излишне давящие) путы цивилизованности, get in touch with your emotional self, а ведь этого выплеска и некоторой wildness очень не хватает в более "развитых" странах. Но они необходимы для полноценной жизни и становятся определенным "внутренним наркотиком", на который "подсаживаются" Западные мужики (и не только). Именно контакт с русскими женщинами и является завершающим и стимулирующе–подтверждающим аккордом этого "гормонального самоотравления".

Дорогой Сергей! Вторая часть моего коммента -- чистейшая ирония. Иронию бывает трудно передать на бумаге. Но это -- не excuse, я все-таки профессиональный журналист и должна (даже в коротких комментариях) суметь донести до читателя свои мысли и чувства. Так что my bad, sorry.  

Вы ОЧЕНЬ правы в том, что на Россию подсаживаются как на наркотик. Именно это и произошло со мной и со многими моими друзьями. Я тут назвала это романтической влюбленностью в страну, но, конечно, Ваш термин гораздо сильнее и правильнее. 

А знаете, что смешнее всего? (это к вопросу о контакте с противоположным полом) Когда жила в России, у меня никогда не было русских бойфрендов. А теперь, когда живу в Америке -- встречаюсь с русским. То есть нехватка России компенсируется и таким образом :) 

не волнуйтесь, я тоже из тех, что иронию на бумаге порой просто никак не воспринимают. все-таки любая не-прямая речь -- каверзный медиум.  

А как в тему Сноб добавил материальчик?:)) http://www.deidredare.com/Expat.html

Мнения менеджеров подобных подборок, тенденциозны изначально. Психологически, когда их просят проанализировать ситуацию, они становятся НАД ней, даже не с боку.  И это даёт ощущение патронажа, а зря. Это притом, что тут описана только небольшая часть фактов, и всем нам они известны, а иногда вызывают некое мазахистско - изощренное чувство гордости. Живя и работая в трёх странах, очень чётко видишь разницу. И если иногда, не успеваешь переключиться и продолжаешь общаться в Киеве так же как в Израиле - сразу ощущаешь "отмороз". Это как дети и подростки, приходя домой автоматически перестают ругаться матом, хотя во дворе - через слово. Быстрый "свич" – залог успеха J

 

 

невероятно точные характеристики российских управленцев. причина одна. как выразился один мой знакомый бельгиец, имеющий бизнес в Болгарии - производство фуа-гра для поставки в Москву. "русские бизнесмены несколько агрессивны, но нет проблем - демократия!" он вообще очень толерантный человек, этот бельгиец.

Максим, спасибо. Мне приведенные характеристики тоже показались довольно точными. Тут что интересно: те опрошенные экспаты, которые привели список этих негативных характеристик, единодушно добавили, что многие из упомянутых характеристик авторитарного стиля управления только помогают в России добиться лучших результатов, чем если менеджер (как выразился за нашим круглым столом в Сочи Степан Солженицын) решит быть исключительно "белым и пушистым". 

Степан тоже работает в этой сфере? в какой компании? мне довелось пообщаться с Ермолаем (прайсуотерхаузкуперз) на другом форуме (пост с фото есть в моем блоге).

все-таки хочется верить, что Степан не прав. не в эффективности дело, а в низкой культуре и безнаказанности. эффект "из грязи в князи" или армейской "дедовщины". человека топтали, теперь он поднялся и также топчет вчерашних товарищей по несчастью.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

пардон, на счет Ермолая я перепутал, он тоже в МакКинзи - управляющий партнер по России

Кстати говоря, мне совсем не показалось, что Степан и Ермолай Солженицыны (да и все остальные опрошенные мною коллеги) - из тех, у кого были проблемы с трудоустройством в родных странах. Скорее наоборот. Все опрошенные мною экспаты - из категории globally literate. Это специалисты с серьезным стажем работы за рубежом, до прихода на российский рынок. 

Эту реплику поддерживают: Максим Терский

поэтому мэром Москвы нужно назначить человека с опытом работы в аналогичной должности в Европе, что немедленно отразиться на количестве окурков на обочине и чистоте автомобилей

Неплохо было бы начать хотя бы с того, чтобы снова сделать должность мэра выборной... Это тоже IMHO имеет прямое отношение к качеству менеджмента. 

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Вячеслав Орешков

Максим, только большая просьба - не обижаться!..

Вы часто, корректно и интересно пишете комментарии на СНОБе. Но, черт возьми, неужели сложно запомнить одно из основных правил грамматики (по-моему, из учебника 3 класса начальной школы) - в глаголах (если есть сомнения - употреблять мягкий знак или нет) проверочное правило - вопрос "что делать" или "что сделать".  Ну, НЕТ МЯГКОГО ЗНАКА в глаголе "отразится" - проверочный вопрос - "что сделает", НЕТУ!

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Катерина Инноченте Комментарий удален

Пожалуйста, Катерина. 

Если отталкиваться от классического определения рынка, данного одним из отцов-основателей маркетинга Ф.Котлером, рынок характеризуется, как минимум, следующими функциями:

- продуктово-производственная функция;

- сбытовая функция;

- функция управления, планирования, коммуникаций и контроля.

И, если понимать под высокоразвитым рынком однобокую и  искореженную функцию "впаривания" по несуразным ценам российским потребителям европейских (в лучшем случае) стоков или концептуальных (по мнению самих авторов) образцов высокой моды, то у нас с Вами разные представления о ЦИВИЛИЗОВАННОМ рынке.

Игорь, спасибо за наблюдательность, могу лишь добавить, что вряд ли это единственная ошибка в моих "корректных и интересных комментариях"

Катерина Инноченте Комментарий удален

Самореклама - инструмент размножения сущностей с высокоразвитой ЦНС

Касательно текста Катерины Инноченте. Меня нескромно поразило и обрадовало то, что выводы, которые автору удалось собрать благодаря исключительно долгой подготовительной работе с первоисточниками, мне ранее удалось сложить в эту упрощенную схему, объем пояснений к которой даже чуть меньше текста Катерины.

Кстати, вот справка о коллеге Инноченте

Катерина Инноченте приехала в Россию из Италии "на пару месяцев" в 1993 году и застряла на 13 лет. За это время она успела поработать агентом известных домов моды (с 1993 по 2001 год представляла на территории РФ и бывших советских республик дизайнеров Thierry MuglerJean Paul GaultierAlberta FerrettiNarciso Rodriguez, Iceberg, Roberto Cavalli, Giuliana Teso, Canali, Kiton, et al.), журналистом (писала в российские и иностранные издания AD, Vogue, GQ, Time Out, в Афишу, Weekend Knack и др.), сняться в кинофильме Александра Рогожкина "Перегон" и начать работать над книгой об интерьерах Санкт-Петербурга. С 2007 года живет в США, занимается маркетингом и консалтинговой деятельностью, продолжает работать над книгой и писать в международные издания на самые разные темы -- от эффекта Даннинга-Крюгера до моды на трусы-корсеты.  

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Гуля Хошмухамедова

Кэт, список впечатляет! А книга об интерьерах на какой стадии и каких именно?

Спасибо! Отрывки из книги в виде статей публиковались в русском, итальянском и американском AD, Vogue и в бельгийском Weekend Knack). Состояние уже не зачаточное, а, скорее, то, на котором "ребенок" шевелится. Но до "родов" еще далеко :) Интерьеры описываются и исторические государственные, и недавно созданные частные - дома, квартиры, клубы (не ночные) и т.д.  Книга задумывалась как путеводитель в форме coffee table book для французского издательства Flammarion, с большим количеством иллюстраций. В этой серии книг рассказывается не только об интерьерах, но и об общем колорите города, местной кухне, обычаях, людях. И я потихоньку над всем этим работаю. 

"живет в США с 2007 года" - любовь прошла?

Ну почему же? Просто от трудностей тоже нужно иногда отдыхать - перезаряжать батарейки. Кстати, когда мне "серьезные люди" в Москве пару раз угрожали "снять мою прелестную головку с не менее прелестных плеч", я не уехала. Даже на неделю не захотела исчезать. А вот когда у самой появилась необходимость перезарядить батарейки, то тут уже деваться было некуда. 

Я сейчас заплачу:))))

Катерина, "серьезные люди" никогда не будут "пару раз угрожать". Сначала они просто скажут что нужно перестать или наоборот начать делать, потом просто "снимут головку". Ваш рассказ говорит только о том, что никакой угрозы и не было, так... мелкие аферисты...

Первого экспата я увидел в России в 1994 году, в следующем году он меня нанял на работу... - Вы что делали в 1994 году? просто ради любопытства...

ps, кокетство Вам сильно не идет к имиджу....

Я сейчас заплачу:))))

Только не плачьте, Дмитрий - терпеть не могу мужские слезы. Если Вы считаете Умара Джабраилова несерьезным человеком - ради Бога, это Ваше право. То, что инцидент произошел дней через 10 после убийства Пола Тэйтума, и дало мне повод назвать господина Джабраилова "серьезным человеком". Что касается кокетства, надеюсь у меня еще будет возможность убедить Вас в том, что я чрезвычайно редко кокетничаю, а если уж когда и кокетничаю, то не с читателями раздела Бизнес. 

А в 1994 году я представляла на территории РФ и бывших советских республик интересы итальянских, французских и американских дизайнеров одежды. Начинала строить рынок. 

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Рынок?:)) - т.е. ВЫ знаете всех этих десятерых покупателей?:))

Катериня, Вы сейчас несете такую чепуху, что хочется обнять Вас истерически хохоча:))

Чтобы Умар Джабраилов лично Вам угрожал, должно... я не знаю что произойти - Вы наверно должны были всячески публично оскорбить всю его родню:)) Потому что Умар гораздо умнее, чтобы так подставляться...

По поводу рынка дорогой одежды наверно стоит Ва услышать такую историю. Захожу я как-то на Третьяковский в Армани и вижу там джинсы за 450 долларов (сейсчас наверно еще дороже - дело было лет 7 назад...), и в растерянности подзываю продавщицу и говорю - А чего ж так дорого то??

Продавщица, с пренебрежением оглядывая меня натыкается на то, что я в ТОЧНО таких джинсах - и выпаливает - "ТАК ВЫ ЖЕ В ТАКИХ ЖЕ!!" - я говорю - точно, купил в Сан Франциско в фирменном магазине за 29.99. Правда потом тихо выяснилось, что Армани все-таки exchange, а не сам Жорж:)) - т.е. либо тихо продавцы продают свой товар, либо товар этот продается раз в три месяца (когда я купил себе джинсы, вместе со мной еще было продано пар 15, а за день наверно пар 200 - т.е. выручка в магазине была отличная...) либо и то, и другое и третье.... В общем нет еще в России рынка, не стоит тешить себя иллюзиями... А то что есть - это еще не рынок.

Рынок это прежде всего свобода, а ее в торговле пока нет, как собственно и еще во многих-многих областях...

Родню Умара я, само собой, не оскорбляла.

Насчет рынка скажу только, что Вы почему-то сильно недооцениваете российский рынок высокой моды. Я, поверьте, не тешила себя иллюзиями. Тешусь я исключительно прибылью: 

"The Russian luxury goods market includes fashion, cosmetics, cars and yachts, jewellery and watches, food and wine, furniture and accessories, and many other products of exceptional quality and considerable price. There are no official statistics about the volume of this market, but some say that in 2005 it was worth between 7 and 9 billion USD with an annual growth of 20%-25%. The last estimate made by the Strategic Investment Group in 2006 was 9.2 billion USD for local turnover and 12.5 billion USD for off-shore purchasing by Russians. By 2010, overall sales volumes for luxury items are expected to exceed 100 billion USD." -  from OSEC's overview of Russia's luxury market: 

http://www.osec.ch/internet/osec/de/home/export/publications/free.-ContentSlot-0548-ItemList-44322-File.File.pdf/BB_BerichtRussianluxurygoodsmarket.pdf

"I really like the Russian mentality. They madly love spending money. The fair is also staged in Amsterdam, Shanghai and Cannes, but Russians are the biggest buyers of luxury goods."

Слова господина Yves Gijrath, основателя the Millionaire Faire, современной ярмарки тщеславия, одного из самых известных салонов luxury goods в мире.

http://www.nytimes.com/2003/03/03/news/03iht-rrussia_ed3_.html

http://www.nytimes.com/2007/11/29/business/worldbusiness/29iht-lux.3.8531222.html

etc., etc. 

ну давайте попробуем посчитать:))

Возьмем Финляндию (5 миллионов чевлоке примерно) - в 30 раз меньше населения, в 10 раз больше GDP per capita, расслоение принципиально меньше - т.е. в России дополнительно ограничен круг потребтелей luxury goods.

и о каком рынке идет речь?? просто стоит сравнить площади магазинов luxury goods с количеством населения и будет понятно, что Россия недалеко ушла в своем рынке от Лихтенштейна. Место, которое и страной то не удобно называть...

А еще стоит вспомнить как я набрал в Милане одежды в подвалефабрики Черутти постояв с утра в очереди вместе с очень богатыми итальянками. Т.е. если русский в России потратил 100 долларов на Luxury goods это значит, что его итальянский коллега потратил 10 евро. А рентабельность конечно у этого бизнеса в России велика:)) кто ж откажется торговать сбросом с 1000% наценкой

Такое впечатление, что мы с Вами, Дмитрий, говорим на разных языках. Я Вам постом выше в ответ на заданный Вами вопрос ("Рынок? :)) - то есть ВЫ знаете всех этих десятерых покупателей? :))") попыталась объяснить размеры и значение рынка luxury goods в России для мировых производителей этих самых luxury goods, интересы которых я представляла с 1993 по 2002 год. Список русских миллиардеров нам всем известен:

http://bogatieludi.ru/publ/5-1-0-126

Вы хотели бы что-то добавить о финских миллиардерах? Нет? Я cейчас с Вами обсуждаю очень конкретный, очень узкий сегмент рынка, которым я много лет  занималась, и который Вам ошибочно показался смехотворным. Простите, но при чем здесь GDP??? 

Вы начало темы помните?:))

Мы говорили совсем не о рынке Luxury. Я высказал мнение, что экспаты в России исключительно малоквалифицированный персонал, если сравнивать с аналогичными должностями на развитых рынках. Очень-Очень странно это отрицать. Неужели кто-то за ту же самую зарплату из Москвы поедет работать в Сенегал?? А поездка на работу из Лондона в МОскву именно так и выглядит. Это логика.

А практика в том. что я уже написал - личное знакомство с большим количеством экспатов в России мне только подтверждает логический вывод. Это люди, которые не в состоянии найти себе аналогичную оплату труда там, где их друзья-близкие-родственники-родной язык. Вот они и тянутся в заснеженную, "суверено-демократическую" Россию, чтобы просто тупо получать hardship - Вы вроде совсем не маленькая, чтобы этого не понимать, и очень странно что продолжаете упорствовать...

Исключения бывают? - конечно бывают. Только они только подтверждают правило.

Да, и пожалуйста, не обижайте Лихтенштейн! На этом я, пожалуй, поставлю точку. 

Катерина, я, некоторым образом, тоже "в теме". Солидарен с мнением Дмитрия - рынка высокой моды в России - нет. Рынок - это не потребители, рынок - это индустрия.

"They madly love spending money." - это не комплимент! 

То есть Вы, Игорь, считаете, что рынок -- это не потребители, а исключительно производители (индустрия)? :))) Спасибо, повеселили.

P.S. Я вообще-то нигде не говорила, что madly love spending money -- это комплимент. 

А для чего тогда приводить цитату "господина Yves Gijrath"?

Я процитировала эксперта рынка luxury goods как одно из доказательств наличия потребителя luxury goods в России. Как дополнение ко всем остальным материалам, предоставленным мною Дмитрию в том ответе. Очень советую почитать те статьи. Думаю, после прочтения у Вас создастся более реалистичное представление о потребительском рынке luxury goods, в том числе и высокой моды.  

И еще вопрос: "в теме" -- это как? Вы -- хорошо разбирающийся (уверенность может быть и ничем не подкрепленной) потребитель? Дизайнер? Или, часом, производитель? 

ОК.

По мнению одного из основателей современного маркетинга Ф.Котлера рынок характеризуется, как минимум, следующими функциями:

- продуктово-производственная функция

- сбытовая функция

- функция планирования, управления коммуникациями и контроля.

Если говорить только об искореженной части сбытовой функции, которая находится в диапозоне от слива в Россию европейских (в лучшем случае) стоков до попыток реализации доморощенных концептуальных (по мнению самих авторов) образцов "высокой моды", то у нас с Вами разные представления о ЦИВИЛИЗОВАННОМ рынке.

Я пожалуй, начну со "слива". Как человек, который в течение 10 лет представлял на русском рынке такие имена как Thierry Mugler, Jean Paul Gaultier, Alberta Ferretti, Roberto Cavalli, Donna Karan, Canali, Kiton, Giuliana Teso, и многих других, уверяю Вас, что в Москве, Петербурге и еще целом ряде крупных городов России существуют прекрасные магазины не просто с товарами текущего сезона, но и с удивительно профессиональным, интересным, и прекрасно представляющим каждого дизайнера выбором этих товаров. Русские байеры -- одни из самых талантливых, кого я встречала в этой области. Когда в наши шоу-румы приезжают делать заказы русские клиенты, то мои американские коллеги ноют с утра до вечера: "Ну почему тебе так везет с байерами?"  

Если Вас не устраивают цены в упомянутых мною магазинах, то это отдельный вопрос. Меня они тоже не устраивают. Но Вы и сами прекрасно понимаете, что пока 80% от заказанных коллекций распродается по существующим ценам, цены никто менять не будет. Пока что российский рынок позволяет держать цены на таком сумасшедшем уровне. Как только перестанет позволять, цены пойдут вниз -- саморегуляция. 

О стоках: я не говорю, что на русском рынке нет стоков. Они есть, как и на любом другом рынке, и это нормально. Но есть и Третьяковский проезд, и Столешниковый переулок, если Вы не в курсе. 

Наконец, об ABC цивилизованного рынка. В маркетинге обычно под рынком понимается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность, и имеющих возможность ее удовлетворить товарами определенной отрасли, в данное случает luxury goods. Экономические отношения между субъектами рынка основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Субъектами рынка выступают продавец, покупатель и возможные посредники. Я -- продавец, российский рынок -- рынок с огромным покупательским потенциалом, и хотя на данный момент этот потенциал используется далеко не в полную силу, Россия по потреблению дизайнерской одежды в 2007 году опережала многие крупные страны, в которых этот рынок создавался веками и никогда не разрушался. Надеюсь, теперь Вам более ясна ситуация. 

Катерина, не буду спорить - СНОБ - это замечательная площадка для обмена мнениями, и нет обязательной цели достичь какого-то единого мнения.

P.S. Офис моей компании находится по адресу: Москва, СТОЛЕШНИКОВ пер., д.7 )))

Мнения и факты

Все-таки есть мнения, и есть факты. То, что я высказала Вам по поводу того, что в Москве продаются и вещи данного сезона, и прекрасно отобранные коллекции -- это факт. Это не столько мое частное мнение, сколько мнение экспертов, дизайнеров, производителей и начальников отделов маркетинга этих самых дизайнеров и производителей. Но если Вы хотите оставаться при своем мнении, то ради Бога :) У нас же демократия :) 

Кирилл Славин Комментарий удален

А вот фото коллеги Инноченте. А?!

Коллеге Инноченте не маркетологией маяться, а парады принимать!

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Коллега Шмаров, спасибо за презентацию! Вот уж представил так представил - по-русски, от всей души :)  

Коллега Инноченте слишком великодушна в оценке моих, мизерабля, презентационных способностей. Сражен, низвержен и покорен расположенностью коллеги Инноченте

Андрей Шмаров Комментарий удален

Не побоюсь добавить, что в свое время в России я тоже в некотором смысле грешила авторитарным стилем управления - Катьками просто так не величают ;) 

«Мы не уважаем процедуру, не уважаем законы, — подводит итог Леонид. — Читаем инструкцию уже после того, как у нас что-то происходит с кухонным прибором. Этa черта мешает нам создавать технологичные п

Все дело в том, как написаны эти инструкции, на каком языке)) На кошмарном, убогом языке.

А мне кажется, что беда нашего управления в двойных стандартах. Речь Барабанцева конечно впечатляет, но ведь те эмоции, которые он вызвал у своих подчиненных подобным спичем, можно вызвать и говоря вполне на литературном русском языке. Тотальное неуважение, коррупция внутри компаний, и так сейчас модное понятие  мотивация - не работает. Потому что большинству по прежнему не хватает зарплат. А руководство заставляя работать по двойному графику, и запрещая брать выходные в субботу и воскресенье, даже не представляет, чем может заняться сотрудник в субботу.

Что изменилось?

Интересно, что никто не откликнулся на призыв Андрея Шмарова сравнить два отчета и посмотреть, что изменилось за десятилетие. Результат такого сравнения получается несколько шокирующим. Десять лет назад: «Басни про ужасных русских не имеют к действительности ровно никакого отношения. Придумывают их и распространяют вполне профессиональные и расчетливые люди <...> в России вовсе не нужно иметь связи с бандитами, укрываться от налогов и подкупать чиновников. Здесь нормализуется законодательство, правовая система, формируется инфраструктура бизнеса, налаживается быт». Сегодня: «отсутствие терпимости к критике начальства», «нежелание назначать талантливых людей на должности замов», «тенденция говорить, а не слушать», «требования, чтобы указания выполнялись без дополнительных вопросов», «чтение нотаций подчиненным, которые к тому же вынуждены терпеливо дожидаться начала совещаний», «использование "грязных" методов (типа прослушивания телефонных разговоров, чтения чужих имэйлов и т. п.)», «показуха» (дорогие машины, телефоны, одежда) и «отсутствие чувства юмора». Объяснения может быть два. Либо ситуация резко ухудшилась, либо в 2001 году Василий Аузан и Андрей Шмаров все еще находились в состоянии перестроечной эйфории.

Интересно, что никто не откликнулся на призыв Андрея Шмарова сравнить два отчета и посмотреть, что изменилось за десятилетие.

Да, я тоже очень ждала этих сравнений. 

A мне, Владимир, кажется, что коллеги Шмаров и Аузан в 2001 году не столько находились в состоянии перестроечной эйфории, сколько просто высказывали бытующее в те годы официальное (правительственное) мнение о том, что России не нужны иностранные специалисты (помню как 99% экспатов было уволено "за ненадобностью" как раз с 2000 по 2002 год). Тогда было модно кричать, что мы прекрасно обойдемся и без иностранных управленцев, вдобавок еще и распространяющих басни о том, что в России коррупция, взятки и вообще трудно работать. Типа, мы и сами с усами.

А изменилось за 10 лет то, что изменилась прежде всего официальная позиция правительства РФ. Новую государственную позицию очень конкретно сформулировал российский премьер, выступая на форуме в Сочи, где он намеренно подчеркнул важность привлечения в Россию иностранных специалистов. Путин отметил, что одним из важнейших достижений последнего времени является возможность получения иностранцами разрешения на работу в России сроком сразу на 3 года.

Короче говоря, в итоге оказалось, что иностранные специалисты России нужны больше, чем хотелось в этом признаться в 2001 году.  

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

А мне не показалось, что здесь есть противоречие. Это два взгляда на одну историю.

В первом случае (у Шмарова и Аузана) говорили о том, можно ли вообще работать в России. По всей видимости, тогда этот вопрос стоял остро перед иностранцами.

А во втором (у Катерины Инноченте) говорится о том, как работать в России. То есть вопросы сформулированы по-разному.

Ну, да, тогда - завлекали, а сейчас спрашивают: "Ну, и как вам?" :)

Я просто надеялась, что коллеги Шмаров и Инноченте дадут нам небольшой вывод в одном параграфе и не заставят нас сравнивать отчеты. Вам спасибо.

Формально логически есть и третье объяснение -- кривят душой респонденты коллеги Инноченте (по указанным нами в начале статьи причинам). Возможно оно и есть правильное

Aндрей, то есть если я все правильно понимаю, Вы отказываетесь верить, что мои респонденты говорили правду. То есть на Ваш взгляд они на самом деле вовсе не считают российский стиль управления авторитарным? Странно... Вот только российский стиль управления охарактеризовали как авторитарный не только мои респонденты, но и большинство участников "моего" круглого стола в Сочи! Об этом пространно говорили Леонид Казинец, Александр Федоров, Николай Коварский (не-иностранцы). Есть видеозаписи всего этого, да и Паперный не даст соврать - он там тоже присутствовал, в первом ряду сидел. Не говоря уже о публике, которая тоже голосовала, и результаты опросов были зафиксированы. Неужели вы всерьез думаете, что русские руководители такого уровня как Леонид Казинец будут кривить душой, описывая российский стиль управления? Зачем? 

Зачем? Не знаю... Для прикола, например...

И потом, Катерина, давайте точно цитировать. Я не "отказываюсь верить" как нафантазировали вы, я сказал "возможно оно и есть правильное". Дьявол в деталях.

1) Я не "фантазирую". Я всего лишь позволила себе интерпретацию Вашей позиции, и то с вопросительным знаком. 

2) "Ответ на эти вопросы короток и ясен: басни про ужасных русских не имеют к действительности ровно никакого отношения. Придумывают их и распространяют вполне профессиональные и расчетливые люди, специалисты по PR (точнее, IR, investors relations), движимые циничными интересами. Они исходят из соображений, что, чем труднее страна, тем больше за нее дают денег. Напуганный клиент лучше платит опытному консультанту. Кошмар выгоден и профессиональным инвестиционным институтам — можно покупать подешевле." -- Ваши слова. Цитата из Вашей статьи. И, насколько я понимаю, Вы по-прежнему такого мнения. Иначе бы Вы не предполагали, что мои респонденты кривят душой, не так ли? 

Катерина Инноченте Комментарий удален

Гипотеза содержит достаточно изощренную теорию заговора. Расчетливые специалисты по IR врали для денег. В личных письмах Катерине они продолжали врать уже бесплатно, зачем? Возможно Катерина была в доле? Или, наоборот, она им платила? Не проще ли, воспользовавшись "бритвой Оккама", предположить, что они написали то, что думают? Тем более, что, как оказалось, так думало подавляющее большинство российских участников круглого стола в Сочи.

"Подавляющее большинство" на подобных дискуссиях, как правило, обусловливается конформными реакциями, так что это не аргумент. А IRщики все делают ради денег, это их нормальное состояние, работа такая 

Эту реплику поддерживают: Игорь Уткин

Андрей, на этом конкретном круглом столе люди на сцене и в зале голосовали поднятием красной или зеленой карточки. Никто заранее не мог знать, какую карточку поднимет сосед. Так что "конформные реакции" в данном случае не работают. Nice try though :)))

Для таких выводов "люди в зале с карточками" -- ненадлежащий ни метод, ни объект исследования

Гораздо более "надлежащий", чем исследование типа "есть масса других людей из больших компаний с иным мнением"

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

В таком случае я не удержусь и тоже позволю себе гипотезу (уж раз пошла такая пьянка, зачем себя сдерживать?! :)) Все вокруг врут (и экспаты, и русские), и на форуме, и за его пределами... Почему? Да потому что если предположить, что все они отвечали на вопросы искренне, то получается, что в своей статье десятилетней давности Андрей Шмаров все-таки ошибся с выводами, а этого просто не может быть. Поэтому все вокруг и врут сегодня -- для того, чтобы коллега Шмаров продолжал быть прав. 

Господа, простите, но я откланиваюсь -- здесь у нас уже 3 часа ночи. Успешного вам всем дня! 

Ну почему же "врут"

Сочи, море, солнце, вино рекой, карточки какие-то... можно и повеселиться...

Спокойной ночи, коллега!

"Зачем? Не знаю... Для прикола, например..."

Детский сад, право... Пока мы здесь тешимся гипотезами, упомянутые мною люди управляют огромными корпорациями. Мне кажется, их деятельность все-таки заслуживает определенного уважения. Без всяких приколов. 

Шутить изволите?

Вы ссылаетесь на Коварского... полюбопытствую, это какой-же огромной корпорацией он управляет? Назовите, плз.

И далее, есть масса других людей из больших компаний с иным мнением

Когда я написала "упомянутые мною люди управляют огромными корпорациями" , то имела в виду перечисленных в моей статье респондентов. Коварский здесь ни при чем. Sorry for confusion. 

Я хотел было это написать, но побоялся, что Андрей меня убьет за такое сравнение :) 

Меня поразила запись Барабанцева особенно потому, что я знаю нескольких людей в прошлом работающих на Мордашова на довольно крупных позициях и ни один из них бы себе этого не позволил. Видимо здесь все же производственная специфика (хотя один из моих знакомых в свое время начинал как раз на заводе и очень даже вменяемый и западный человек).

Я просто не поверил, что это подлинная запись и решил, что это просто такая плоская шутка. Комикс называется. 

Согласно www.wikiznanie.ru, "Газета "Smart Money" 28 (69) от 30 июля 2007 года подтвердила, что это действительно запись совещания в одном из подразделений холдинга “Северсталь”. Она есть у многих белых воротничков холдинга, они ее слушают с удовольствием, хотя и не особенно удивляются: источник сообщил, что обсценная лексика на важных совещаниях — норма. Главный герой, правда, уже уволился — по причинам, не связанным с записью." 

А того, кто это записал уже убили? Или он под защитой закона об охране свидетелей? :)

Знаете, я чуть ли не каждый день, когда речь заходит о стиле управления в России, узнаю какие-то интересные факты, подтверждающие разные пункты мнения моих респондентов. Вот, например, только что прочитала на slon.ru интервью с Дмитрием Степановым (бывшим коллегой по Афише). В 2010 году, после объединения Афиши и Rambler'a, Степанов стал зам. ген. директора этой компании. Одно из первых наблюдений Дмитрия о работе в русской корпорации:

Это общая проблема.

За 20 лет работы в разных компаниях США (включая SGI на пике расцвета этой компании) я встречался с этой проблемой и сейчас ее вижу вокруг. Критиковать руководителя, спорить с ним, возражать ему - редкое умение. Особенно, если это жесткий руководитель. Это очень трудно и по пальцам могу перечесть людей, которые умеют это делать. К счастью, мои дети это умеют (но они этому научились не у меня :()

Кстати, умные руководители таких терпят и берегут, как зеницу ока, даже если они приводят их в бешенство. 

Этим летом был в Москве, взял у брата велосипед и поехал покататься в лес. Там рядом старая дача Ворошилова: парк красивый и пруды. После Ворошилова её какой-то другой партийный бонза пользовал, потом случилась перестройка, ворота в глухом заборе в один прекрасный день оказались открытыми, и дача долго стояла ничья. Я там последний раз был лет десять назад. Ну вот, покатался по лесу и по-дороге заехал на "дачу" через какую-то дыру в заборе. Теперь там конюшня, детский лагерь, и ещё какие-то левые теремки с бассейнами построены. Московский люд вовсю отдыхал, гулял, в прудах купался. Ну и я покатался и поехал к тем воротам, которые после перестройки открылись. А там будка и охранник в ней сидит. Он меня осмотрел и говорит: "выезжай где въехал". Тех кто въезжает на машинах покататься на лошадях или ещё зачем он впускает и выпускает. А я на велосипеде, голь перекатная и такого, значит, можно опустить в качестве развлечения. Может быть он мзду хотел, или просто ворота ленился приоткрыть? Короче, пришлось выезжать через дырку - другую, их там много. Вот в этом эпизоде для меня квинтэссенция современной Мосыкэ. Бизнес там делать или просто жить - это уже не важно.

Все хорошо или все плохо?

Если посмотреть на эту дискуссию со стороны, может показаться, что спор идет между теми, кто считает, что в России все хорошо, и теми, для кого в России все плохо. Это не так, просто в пылу полемики позиции стали более радикальными. Василий Аузан и Андрей Шмаров признают, что «Россия, действительно, не альпийские луга, не райские кущи. Тут бюрократы и взятки <…> бюрократия заедает, чиновники свирепствуют, нормативная база чрезвычайно сложна». Катерина Инноченте пишет о «романтической влюбленности в страну». Любопытно, что романтическая влюбленность не мешает ей трезво видеть реальные дефекты российского стиля управления, в то время как трезвый аналитик Андрей Шмаров старается защищать «своих».

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Я вообще противник черного и белого. Все хорошо или все плохо -- такого просто быть не может (и не бывает) ни в одной сфере. Но для того, чтобы что-то улучшить -- а экспатам, как бы это не показалось диким русским людям, очень хочется улучшить Россию -- нужно прежде всего осознать и четко увидеть где и в чем есть проблемы на данный момент. Так же как в психотерапии. И только потом пытаться что-то поправлять. 

Дискуссия удалась.

Задача решена.

при чем тут "плохо" или "хорошо"?:)))

моя позиция была - "нормально". Это совершенно нормально, если человек в Москве не в состоянии найти себе работу за 1000 долларов в месяц и едет получать свою тысячу в Конго или Сенегал. Но человек, который зарабатывает свою тысячу в Лондоне или Париже - никогда ни под каким соусом не поедет в Москву на эту тысячу. И это ни плохо, ни хорошо.

Плохо, когда кто-то с очень уверенным видом начинает рассуждать об особом пути России и что туда едут работать просто потому что "влюблены в страну". Плохо, потому что:

 - сильно снижает доверие вообще к источнику -  в частности к СНОБу

- потому что отнимает время, которое вляется единственным невосполняемым ресурсом в жизни человека, и опять же - начинаешь думать - наверно стоит почитать что-то заслуживающее большего доверия чем СНОБ

- потому что создает искаженное восприятие действительности у некоторых и с ними потом почти невозможно вести реалистичную беседу.

Владимир, романтическая влюбленность ВСЕГДА мешает трезво видеть объект влюбленности:)) - это еще подросток усваивает:))

Дмитрий, в Вашей реплике есть одна бесспорная фраза: "Плохо, когда кто-то с очень уверенным видом начинает рассуждать". Давайте согласимся на этом и не будем друг у друга «отнимать время, которое вляется единственным невосполняемым ресурсом в жизни человека».

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Виктория Варшавская

почему одна?:)))

А Вы все-таки продолжаете считать что влюбленность увеличивает а не уменьшает объективность взгляда на предмет влюбленности?:)))

Разговор начинает напоминать пьесу Ионеско. «Влюбленность увеличивает а не уменьшает объективность взгляда на предмет влюбленности» — где же Вы у меня такое нашли? Вы приписали мне суждение и теперь его опровергаете — боксеры называют это «боем с тенью». Успехов Вам, Дмитрий.

Вы конечно такого не писали...

Вы написали "одна бесспорная фраза" - т.е. все остальные спорные. Эта фраза про влюбленность была последней, мне захотелось проверить, действительно ли Вы считаете спорным утверждение "романтическая влюбленность мешает трезво увидеть предмет влюбленности"

Вы правда пока уходите от ответа:))  В принципе ничего страшного:)) читатели то все видет. Они в нас не влюблены, и с моей точки зрения видят нашу дискуссию вполне объективно:))

Мне бы тоже хотелось подвести небольшие итоги нашей дискуссии.

Прежде всего, я согласна с коллегой Шмаровым гораздо больше, чем это может показаться из моих комментариев. Иностранные консультанты, безусловно, несколько сгущали краски трудностей работы в России (хотя про морозы не врали, это уж точно!), им действительно нужно было отстаивать свое право на существование. Мне трудно предъявлять им претензии -- разговор, в конце концов, идет о бизнесе. И все-таки без консультантов, разбирающихся на тот момент в российской действительности, иностранным инвесторам, желающим вкладывать деньги в русский рынок, с 1993 по 2001/2 год, пришлось бы гораздо хуже! Я считаю, что консультанты той поры сделали свое дело -- они безусловно облегчили жизнь инвесторам. 

Затем пришла другая пора -- русские захотели командовать парадом сами. Это совершенно естественное желание, и было бы, наоборот, плохо, если бы оно в определенный момент не появилось. Россия принадлежит русским. После нескольких лет перенимания опыта у иностранных коллег русским управленцам захотелось расправить крылья. Просто совершить СВОИ ошибки, наконец! Те иностранные консультанты, которые им позволили это сделать, разумно отступили в тень и дали русским возможность совершить свои ошибки, те и сегодня успешно работают на русском рынке. А консультанты, заинтересованные исключительно в быстрой наживе, тогда ушли. Рынок очистился. 

Прошло еще 7 лет, и русские снова готовы набираться опыта и учиться у своих иностранных коллег. Новая политика правительства РФ по упрощению процедур привлечения в Россию иностранных специалистов это подтверждает. Познание и учеба -- процесс скорее циклический, чем линеарный: всегда ведь хочется чему-то научиться и начать эти знания применять, не дожидаясь того момента, когда наконец станешь the ultimate expert. Серьезные консультанты всегда знают когда можно и нужно натянуть вожжи, и когда наступает момент их отпустить. 

На сочинском форуме я встретила кучу интересных, супер-образованных, интеллигентных и умных российских руководителей, и уехала из России в полном восторге, ТАК КАК Я БЫ ТОЖЕ ХОТЕЛА МНОГОМУ НАУЧИТЬСЯ У ЭТИХ СПЕЦИАЛИСТОВ И ЭТИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Ведь самое интересное, наверное, это именно учиться друг у друга. 

Спасибо всем за дискуссию. Я пошла готовить пасту. 

Кэт, спасибо за эту дискуссию. Я писал диссертацию (кандидатскую всего лишь) как раз по корпоративной культуре и могу заствиделеьствовать, что Вы поразительно точно описали в нескольких фразах русскую модель)))))

Буду давать Ваш текст своим студентам....

Спасибо, Виктор! Я даже покраснела, честное слово. Но приятно :)  

И, конечно, нам нужно будет обязательно познакомиться когда я в следующий раз буду в Москве! (когда точно еще пока не знаю, но буду!)