Комар и Меламид в галерее Зандман, Майя Плисецкая в Академии художеств
Галерист Марина Зандман уже не раз выставляла произведения Пригова, Кабакова, Врубеля и других современных русских художников. Ей одной из немногих удалось завоевать доверие скептических немецких коллекционеров — несмотря на кризис, они продолжают покупать искусство советской эпохи, представленное в ее галерее.
Посетители подолгу задерживались у картины Сергея Волохова «Россия».
Она одновременно походит на словарь и на азбуку. Если внимательно присмотреться, то можно прочитать слова «страх», «государство», «закон», «история». Немцы обожают кириллицу. Для них это такая же экзотика, как иероглифы.
Виталий Комар был постоянно окружен девушками. Узнав, что им интересуются из проекта «Сноб», он немедленно объявил себя настоящим снобом. Комар считает, что Берлин и Россия связаны общим для них символом — медведем — и призвал всех истинных снобов есть медвежатину.
Здесь можно было встретить и других знаменитостей, от вида которых у молодых посетителей выставки дрожали коленки. Живой классик фотографии Борис Михайлов без устали направлял свою камеру на зазевавшихся зрителей и раздражался, когда его отвлекали разговорами. Впрочем, он довольно охотно делился подробностями о своем новом проекте, который готовит к публикации в солидном фотоиздательстве Steidl Verlag: «Проект довольно сложный. Состоит из четырех частей — портреты, съемка на улице. Дали объявление в газете, что ищем добровольцев. Откликнулось около пятисот человек».
А писатель Михаил Шишкин рассказал, что живет в Берлине на швейцарскую стипендию и пишет новый роман, о чем роман - он говорить отказывался.
Немецкие коллекционеры с восторгом отзывались о русском искусстве и говорили о том, что будущее зарождается в Москве.
А любимый ученик и друг Сальвадора Дали художник Женя Шеф, который уже давно живет в Германии, нисколько не сомневается в том, что Берлин скоро станет европейской столицей России. Если уже не стал.
Юлия Кисина
Во вторник в Берлинской академии художеств прошел вечер «Майя Плисецкая: Реверанс». Такого столпотворения академия не видела давно.
Русских было немного. Их можно было узнать по принесенным цветам. В Германии традицию дарить артистам цветы давно забыли.
Плисецкая приехала в Берлин вместе со своим мужем композитором Родионом Щедриным. Они решили передать часть своих архивов Академии художеств, которая является одним из крупнейших архивов Германии. Об этом мне рассказала Неле Хертлинг, президент Академии.
В залах Академии развесили фотографии Плисецкой с Морисом Бежаром и Пьером Карденом, а также костюмы, которые Карден сделал специально для балерины.