Андрей Кончаловский: Я бы не смог жить в России, если бы из нее нельзя было уехать

11 октября режиссер Андрей Кончаловский ответил на наши вопросы

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
+T -
Поделиться:

У Андрея Кончаловского только что вышла новая опера «Борис Годунов». Он изучает влияние культуры на менталитет и ищет пути реформирования национального сознания. Кроме того, он разработал свою систему здорового образа жизни и готов рассказать о ней.

 

Комментировать Всего 79 комментариев

В XIX веке многие ратовали за особый путь России, который отличался от того, что происходило в Западной Европе. Был некий, скажем так, дух Достоевского. Если я правильно понимаю, это не тот лагерь, в котором вы чувствуете себя комфортно. Но сейчас все чаще можно слышать в России, что она нашла себе, опять-таки, особый путь. Которого не видно ни в Европе, ни в Америке, ни в Азии. Этот путь заключается в уникальном сочетании авторитарной власти и свободного общества. В России, конечно, граждане свободны, а власть тоталитарна. Это не западноевропейский демократический порядок. В то же время, это не азиатский деспотизм. Так разве это не тот особый путь, о котором говорили еще с XIX века? Интересно было бы узнать, как вы относитесь к этому тезису.

На этот вопрос очень сложно категорически отвечать, просто в силу того, что мне трудно утверждать, что люди в России свободны. Свобода, в философском смысле слова, — это способность себя ограничивать. Если же человек не способен себя ограничивать, то его вынуждено ограничивать государство. Потому что свобода от чего? Просто свободы не существует. Недаром в России слово «свобода» ассоциируется со словом «воля».

Древнерусское слово — это воля, а воля — это что хочу, то и ворочу. Тогда это не свобода уже, а анархия. В России государство для народа трансцендентно. Они существуют в разных плоскостях. Подобные вещи ярче всего проявляются в Африке. Государство само по себе, а его граждане — сами по себе. В Западной Европе граждане являются частью этого государства, и поэтому у них осознанный, ярко очерченный круг обязанностей граждан, которые они выполняют. Запад не может без этого существовать, в то время как Россия существует без этого, как у нас это называется, гражданского общества. Ибо правосознание и гражданское общество — это связанные между собой явления, которые появились в Западной Европе в средние века с появлением буржуазии. Поэтому, пока мы говорим об «особом пути», мы говорим, что самобытность России, «особый путь» России связан с тем, что в России не было буржуазии и до сих пор нет. И как сказал Плеханов: «Российская история не смолола той муки, из которой можно выпечь пирог социализма». Но он, собственно, имел в виду демократию. В Европе в этом смысле жизнь более стабильна и более организованная.

Что особенного вы знаете о простой воде?

Я не могу сказать, что я большой специалист по воде, но уже в 1960-е годы я заинтересовался причинами хорошего здоровья. В журнале «Знание — сила» был очерк про хунзакутов — это такое небольшое племя, которое живет на Памире в Иране. Они пьют воду из ледников. И история ледниковой воды меня в эти годы заинтересовала. Когда я стал это изучать, то выяснилось, что ледниковой водой серьезно занимаются, ибо она имеет другую структуру, молекулярную. Когда лед тает, то эта вода «более мокрая», более жидкая, и она легче проникает в клетки живого организма, ибо ее молекулы абсолютно овальны, без заострений. И, очевидно, вот эта «мокрость» ледниковой воды способствует более активному, легкому метаболизму. Есть такой врач-иранец Ферейдон, который написал замечательную книгу «Вы не больны, у вас жажда». Это очень интересная идея, что у человека возникает желание воды намного позже, чем ее уже не хватает в человеческом организме. Практически у любого нормального цивилизованного человека хроническая нехватка воды, которая ведет ко многим заболеваниям, расстройствам. Очень важно научиться понимать, что организму нужно больше воды, чем человеку кажется. Естественно, об этом можно говорить гораздо больше, но это основа.

Андрей Сергеевич, в какой момент жизни Вы серьезно занялись своим здоровьем? Что стало толчком? Сколько времени у Вас заняла перестройка на другой образ жизни?

Я просто был очень толстым в 22 года, стал толстеть очень быстро и решил, что надо заниматься своим весом, а отсюда — стал заниматься проблемами здоровья, диетами, бегом. Просто стал интересоваться, что мы едим и что мы пьем. Потому что человек без еды может жить 40 дней, без воды — 5-7 дней, а без воздуха он может жить 4 минуты. Вот сами считайте, что самое важное для человеческого организма. Кроме всего прочего, безусловно, если тело не работает, то оно засыхает, умирает.

Что надо и что не надо есть, чтобы хорошо себя чувствовать?

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Я не буду говорить, что надо и не надо есть. Я просто не могу давать таких советов. Существует очень много разных теорий. Лучше почитать книги по этой теме.

Вы часто путешествуете. Трудно ли переносите джет-лэг? Есть какой-то набор действий, чтобы избежать мучительных ощущений при перестройке на другой часовой пояс?

Что касается джет-лега, я переношу очень тяжело. Мне тяжело всегда, и надо просто терпеливо ждать, когда организм перестроится. До ХХ века люди путешествовали на корабле по многу часов и спокойно потом перестраивались. Два дня — это довольно сложно, но голод помогает точно.

Андрей Сергеевич, по тому, как Вы замечательно выглядите, у Вас действенная  система здорового образа жизни. Поделитесь, пожалуйста.

Как заставить музу все время быть рядом? Есть ли у Вас свой маленький секрет того, как постоянно творить и при этом  все везде успевать?

Во-первых, она не всегда рядом. И кто сказал, что нужно везде успевать? Если будешь везде успевать, то муза за тобой точно не успеет. В каждом возрасте есть свои приоритеты.

Чем с Вашей точки зрения постановка оперы отличается от постановки спектакля?

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova

Опера — самая фальшивая имитация жизни. Спектакль, в принципе, пытается имитировать жизнь в большой степени приближенно. Но опера — абсолютно фальшивая имитация жизни. Но это не значит, что она не вызывает настоящих чувств. Это то самое, про что Пикассо говорил: «Искусство есть большая ложь, которая иногда помогает понять правду жизни». В опере правда чувств — это большая ложь, которая помогает нам понять правду чувств. Люди, слушая оперу, могут плакать и переживать, хотя все, что происходит на сцене, — это абсолютно условное действие с абсолютно условным поведением людей, которые широко раскрывают рот и очень громко кричат. А чувства настоящие.

Что для Вас дети, Андрей Сергеевич?

Эту реплику поддерживают: Игорь Подлевских

Я довольно поздно понял, что дети, наверное, самое главное, что мы можем сотворить в жизни. Но для того, чтобы сотворить, недостаточно их родить. Их нужно вырастить и воспитать. Так же как дерево: если кинул семя — это еще не значит, что дерево вырастет. Чтобы оно выросло, нужно солнце, чтобы вокруг было питание и так далее. Красивое дерево так просто не вырастет — должны быть обстоятельства. То же самое и с детьми: должны быть обстоятельства, которые помогают стать лучше нас, желательно. В конце концов, это единственное, что после нас остается.

А не кажется ли вам, что "изучение влияния культуры на менталитет"  и "реформирование национального сознания" не совсем актуально в 21 веке? Высокая культура космополитична (и не только высокая, а попса так и вообще вся). Какое сознание реформировали Барышников, Бродский, или сейчас Нетребко,например? Никогда эти люди не позиционировали себя как русских, диссидентов и т.п. Наоборот, они глубоко космополитичны. Да и вы сам, как человек работающий успешно в разных культурах - яркий тому пример.

Что понимать под «культурой» и что понимать под «национальным сознанием»? Тем не менее вопрос о русском национальном сознании чрезвычайно актуален в XXI веке, потому что он имеет ценности XVI века. Что касается того, что «культура космополитична» — очевидно, имеется в виду искусство, а мы говорим о своде этических правил, которые ежедневно определяют поведение как индивидуума, так и коллектива. Поэтому, с этой точки зрения, культура совсем не космополитичная, а исключительно национальная. Это первое. Потом Барышников, Бродский, Нетребко... Можно сюда привести и Пушкина, и Чехова, и Толстого, а тем не менее буржуазии у нас как не было, так и нет. Я имею в виду Россию. Что касается выдающихся умов, то в России, конечно, есть выдающиеся таланты, но, как сказал Алексей Максимович Горький, это огромная масса ни на что не годных людей.

Как Вам удалось "отхватить" такую классную супругу?:-)

Эту реплику поддерживают: Михаил Авилов

Андрей Сергеевич, есть ли вещи в жизни которые вы еще не поняли, но очень бы хотели понять? О чем вы больше всего размышляете в последнее время?

Если бы я сказал, что все понял, то меня надо было бы сажать в сумасшедший дом.

Я бы хотел иметь как можно больше времени в своей жизни, чтобы стараться понять смысл старости и смерти.

Как Вы относитесь к идее официального возрождения в России монархизма, феодализма и крепостного права?

Эту реплику поддерживают: Николай Пантелеев

Мне трудно представить себе, что в России официально будет крепостное право. Что касается феодализма, то в России он как существовал, так и существует, в силу того что народ не принимает участия в управлении государством. И не потому, что ему его кто-то не дает, а потому что у него нет никакого желания его взять. Что касается монархизма, то, конечно, это смешновато. Авторитарная власть — необязательно монархизм, на мой взгляд.

Эту реплику поддерживают: Евгений Нерсесов

Чем можно объяснить феномен отсутствия в России настоящей "жёлтой" журналистики?

Ваш иконостас режиссеров? чем они Вас взяли как зрителя и как профессионала?

Куросава, Бергман, Бунюэль, Феллини. На вторую часть вопроса ответить сложно, смотрите картины.

смотрел. только мое восприятие вряд ли кого заинтересует.

"изучение влияния культуры на менталитет" и "реформирование национального сознания" не совсем актуально в 21 веке

Уважаемый Андрей Сергеевич.

Я прекрасно помню Ваш замечательный фильм «Дядя Ваня», с дивным Смоктуновским, Бондарчуком. Мне было 14 лет, и смотрела я его в трудовом летнем лагере, точнее нас было всего 2 человека, (как выяснилось спустя 30 лет, остальные одноклассники целовались  в вишне, но я нисколько не жалею)). С тех пор, началась Любовь к Чехову и его пьесам.

Я не хочу верить в то, что культура не влияет на менталитет (у итальянцев она в крови), но нынешние 14 –летние дети, они, к сожалению, вяло реагируют и на Дядю Ваню и на Дымова. Скажите, мне, пожалуйста, это разрыв поколения с национальной культурой, иное мировосприятие? И видите - ли Вы в этом тенденцию  нового развития нынешнего  поколения.

Эту реплику поддерживают: Евгений Нерсесов

Наверное, этот грустный феномен связан с переизбытком информации. Чем больше информации, тем короче память. Интернет чрезвычайно способствует развитию у нового поколения фрагментарного сознания. Интернет также способствует потере желания что-то узнать и запомнить. Все находится рядом, только кнопку нажал — и все дали. А отсюда, безусловно, теряется интерес к тому, что требует созерцания и размышления. Еще много сделано и для того, чтобы постараться забыть мировые русские традиции, просто в силу того, что постмодернизм старается тщательно разрубить и оборвать все связи между настоящим и прошлым. К сожалению, в России у людей время стало деньги, а поэтому никто не хочет брать время на спокойное размышление, без которого невозможно читать великую русскую литературу.

Андрей Сергеевич, как прошла премьера "Бориса Годунова" в Турине? Как итальянская публика приняла оперу в постановке русского режиссера?

Она прошла очень хорошо. Я очень доволен. Холодная публика премьеры говорила мне, что такого не видели много лет, что люди стояли с овацией — а это очень сложно увидеть в оперных театрах на премьерах. Так что они все были удивлены именно этим, а я был очень доволен главным исполнителем роли. Замечательный Борис — Орлин Анастасов. Я думаю, что это большая восходящая звезда оперной сцены. В следующий раз мы должны ставить «Бориса» в Валенсии в будущем году в ноябре.

Вопрос

Было ли в Вашей жизни событие, которое наиболее радикально изменило Вашу жизнь? Хотели бы Вы что бы его не было? Если да, то почему?   

Я был музыкантом. Стал режиссером, потому что посмотрел картину «Летят журавли» Калатозова и понял, что я должен заниматься именно этим.

Считаете ли Вы, что всему свое время и не стоит наверстывать упущенное ( в профессии, личной жизни)?  И часто ли Вы прибегали к фразе "...да поздно уже",  оставляя невоплощенными желания и мечты?

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova

Я думаю, что действительно всему свое время, но никто не знает, поздно или нет. Очень может быть, что когда вы думаете, что давно поздно, то это как раз то самое время, когда нужно делать то, что вы хотели. Вообще, невозможно сделать все возможные ошибки, потому что жизнь очень коротка.

Ася Чачко Комментарий удален

Андрей Сергеевич, здравствуйте!

В своей статье «Русская ментальность и мировой цивилизационный процесс» Вы говорите о том, что специфика российской культуры тормозит и мешает процессу экономического и социального развития страны.  Как сказано в статье, для благополучного развития России, необходима «реформа национального сознания».

Но возможно ли осуществить эту реформу, если, как вы сами пишете, национальное сознание “формируется под воздействием множества факторов – географии, пространства, религии, истории, размера популяции, климата и т.д. Процесс формирования любой национальной культуры так же органичен и нетороплив, как процесс формирования экологической системы...»? Что для этого необходимо, на Ваш взгляд? Есть ли в истории примеры удачного препарирования национального сознания?

Спасибо!

 

Для того чтобы реформировать национальное сознание, прежде всего нужно осознать необходимость этой реформы. Для того чтобы осознать необходимость этой реформы, нужен интеллектуальный потенциал. После этого нужна политическая воля правительства и большое количество денег. Примеры очень удачной реформации можно привести, например, в Сингапуре, когда там правил авторитарный президент Ли Куан Ю.

Эту реплику поддерживают: Евгений Нерсесов

Андрей Сергеевич, обсуждаете ли Вы в семейном кругу результаты своей работы? Насколько глубоко влияет на Вас мнение близких о том, что Вы делаете? Общаетесь ли Вы с Никитой Сергеевичем на тему своего или его творчества?

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova

Георгий Абдушелишвили Комментарий удален

Да, мы обсуждаем работы в семейном кругу, и мнение близких, безусловно, влияет на то, что я делаю. Мне очень важно мнение близких мне людей. А с Никитой, поскольку мы оба режиссеры, мы старательно избегаем говорить о тех работах, которые еще не закончены. Мы говорим только о тех работах, которые закончены.

Насколько было важно для вас «переплюнуть» творческие успехи предков? И как объяснить из поколения в поколение передающуюся креативность семьи Кончаловских-Михалковых? Ведь стоит посмотреть по соседям с Николиной горы, чтобы понять, что, как правило, гении не повторяются в каждом поколении.

Георгий Абдушелишвили Комментарий удален

Мной никогда не двигало желание переплюнуть кого-то в своей семье. Слава Богу, что я не художник и не поэт. В моей семье не было режиссеров — наверное, поэтому. Что касается моих художественных отношений с Никитой, то у нас, безусловно, есть определенное внутреннее противопоставление, которое естественно между двумя братьями, один из которых младше. Не берусь обсуждать моих соседей по Николиной Горе — там слишком много высоких заборов стало.

Андрей Сергеевич, от чего Вы получаете наибольшее удовольствие в последнее время?

От общения со своими детьми и от еды, которую готовит моя жена.

Уважаемый Андрей Сергеевич! Вы долгое время жили и работали в США. Поделитесь мнением - что Вы думаете об этой стране? Что Вам нравится и что не нравится в Америке? Как Вы считаете, следует ли России в чем-то ориентироваться на Америку и, если да, то в чем (и в чем не следует)? Спасибо заранее.

Эту реплику поддерживают: Irina Abarinova

Трудно говорить про Америку — что мне нравится, что не нравится. Это другая цивилизация, я там многому научился, в частности, не перебивать человека, с которым разговариваешь, а также признавать свою вину, когда что-то не получилось, а не искать виноватых. Я думаю, что Америка заставит, к сожалению, на себя ориентироваться в области потребления. Но, к сожалению, как сказал Александр Солженицын, «материальный рост намного обогнал духовный в сегодняшней цивилизации». Удовлетворение материальных потребностей стало важней, чем размышление о собственной ценности.

Расскажите пожалуйста про туринского "Бориса". Почему, как Вам, кажется, эта опера так привлекает кинорежиссеров: Тарковский, Сокуров... и теперь Вы?

Я думаю, это чистое совпадение. И потом, я не кинорежиссер, я режиссер вообще, я ставлю театр, цирк, кино — все что угодно. Я начинал как кинорежиссер, но сегодня не считаю себя кинорежиссером. Я, скорее, ставлю оперу как человек, который проучился музыке 15 лет и учился в Консерватории.

Ваше отношение к книге Марка Рудинштейна (человека-парахода) "Убить звезду" о фестивале Кинотавр?

Я не читал книгу, наверное, будет интересно прочитать ее. Но Марк человек очень, я бы сказал, живой и деятельный. Эта энергия всегда приятна, но с ним иметь дело нелегко.

И вообще,Андрей Сергеевич,как жизнь,в целом?

Лучше и быть не может. Не надо лучше, пусть будет так, только бы не хуже.

Вы огромный молодец,Андрей Сергеевич!

Уважаемый Андрей Сергеевич! Как Вы думаете , что для большинства зрителей США "Бесславные ублюдки " Тарантино - 100%  кич , или пусть гротескная , но в целом, вполне правдаподобная  история  в духе реально происходивших в те годы событий?

И за что , собственно, номинация на "оскар"?

Я должен признаться: я не видел картину. Это не делает мне чести, так же как это не делает чести Тарантино.

простите, конечно, но как Вам удалось разглядеть в этом мексиканском парне будущее кинематографа?

Я увидел Дени Трехо на пляже в Лос-Анджелесе в загоне для бодибилдеров. Меня привел туда мой друг и соавтор по сценарию, замечательный человек Эдвард Банкер, который, к сожалению, уже умер. Он меня познакомил с Дени, и у него, конечно, лицо незабываемое по своей свирепости, но, должен сказать, я не знаю более нежного, доброго и мягкого человека на свете. Это абсолютное несовпадение между внешним видом и внутренним содержанием.

Андрей Сергеевич, что для Вас значит Родина и Патриотизм?

Считаете ли Вы Себя патриотом?

С уважением, Максим.

Очень патетический вопрос, постараюсь избежать эмоций. В данном случае Родина — это там, где тебя любят, и, скорее всего, это семья. Патриотизм — это страна, в которой живешь, несмотря на то что из нее можно уехать. Я бы не смог жить в России, если бы из нее нельзя было уехать. Я считаю, что патриот — не тот человек, который любит свою страну, потому что она лучше всех, а тот, который любит ее, потому что он там родился, и он видит все недостатки. И она, кстати, может быть хуже всех, и тем не менее она близка.

Игорь Вечеребин Комментарий удален

Андрей Сергеевич!

Вы довольно долго жили вне России. Чаще всего жизнь в чужой (сначала) стране - это преодоление. Что Вам было труднее всего преодолевать и сколько времени на это ушло.

Преодоление, безусловно, главное, но преодоление себя, а не других. Потому что надо пытаться не потерять себя и одновременно с этим стать другим, понять. Если ты не понимаешь страну, в которой живешь, и не понимаешь, что там лежит под кроватью, то бесполезно думать, что ты в этой стране сможешь прожить и стать своим. Понять других людей — это вообще самое главное, понять причинно-следственную связь поступков чужих людей.

Кинематографическое будущее США (Голливуда) в 21м веке? Вообще главные тенденции мирового кино в 21м веке (через двадцать, пятьдесят лет)? Я понимаю, что про это можно книги писать, но в одном параграфе?

Я могу только констатировать, что на сегодняшний день Голливуд имеет все возможности абсолютно колонизировать мировую аудиторию, если только ему не будут противостоять такие древнейшие цивилизации, как китайская, индийская или, может быть, мусульманская. Что касается России, то осталось совсем немного — и молодежь будет смотреть только американские картины. Мне это очень грустно, но тем не менее это так.

Андрей Сергеевич,

расскажите, пожалуйста, в чем особенности оперной режиссуры? Какие постановки Вам дались особенно трудно? Есть ли такое литературное произведение, которое Вам хотелось бы экранизировать или поставить в театре, но пока не знаете, как?

Спасибо.

Оперой можно наслаждаться, будучи слепым, поэтому важно, что, если вы можете наслаждаться оперой, закрыв глаза, главное, чтобы, открыв их, изображение, которое вы видите, и происходящее на сцене не разрушило ваше восприятие музыки. Современная режиссура часто привносит очень много авторства в оперную режиссуру, и это идет вразрез с музыкой. Режиссер начинает себя выражать за счет музыки. Мне кажется, режиссер не имеет на это права. Я бы хотел поставить «Рассказ неизвестного человека» Чехова.

Андрей Сергеевич, у меня два вопроса. Первый: какой вопрос Вам задают чаще всего? Второй: какой вопрос Вы задаете чаще всего себе?

Чаще всего я задаю себе вопрос: «Почему мы так часто не понимаем, что этот момент и есть счастье?»

Эту реплику поддерживают: Анатолий Синицын

Андрей Сергеевич! У меня тоже два вопроса. Первый: Ваши любимые писатели, или книги, хотя бы несколько, самых важных для Вас, как личности, а не только творца?  Второй: верите ли Вы, что  в ситуации "размывания" социокультурной и исторической самоидентификации  нации и   господства "культурного  и исторического беспамятства" возможно  какое бы то не было возрождение России?

Мой любимый писатель — Чехов, не только как творец, а именно и как личность. Я намного глубже понял его, прочитав книгу Дональда Рейфилда «Жизнь Чехова».

Я не понимаю слова «возрождение России». Почему все время идет речь о каком-то возрождении? Она что, умерла что ли? Процесс идет, он шел и не останавливался. И 70 лет советской власти ни в коем случае не обморок, а логическая причинно-следственная связь всего того, что происходило в России в XIX веке.

Как там себя вел Гусов?  Не баловал ли?

Он вел себя как звезда. Оперная, иногда опереточная. Но он, безусловно, звезда, как фотограф. Мы его очень любим.

Его способность зажигать объект, который он снимает, заражать своим энтузиазмом удивительна. Этим он напоминает героя фильма Антониони "Blow up" — фотографа, который снимает модель и сам начинает возбуждаться. Так, все, хватит.   

Эту реплику поддерживают: Валерия Выгодная

Андрей Сергеевич, если верить прессе, вы вынашивали идею "Щелкунчика" не одно десятилетие. Если это правда - проект наверняка стал для вас чем-то очень важным и сокровенным. Теперь, когда "Щелкунчик" закончен - можете ли вы с уверенностью сказать, что картина получилась именно такой, какой вам ее хотелось видеть? Возникал ли у вас в процессе работы страх, что результат не будет соответствовать, если так можно выразиться, ресурсам, которые вы вложили в этот проект? 

Я смогу сказать, получилось или нет, только когда посмотрю картину вместе со зрителями и с детьми. Потому что это можно сказать, только когда глядишь на зрителей, с какими лицами они выходят с фильма. Страх существует до сих пор, просто потому что таким картинам с таким большим бюджетом очень трудно вернуть все деньги.

Андрей Сергеевич, спасибо Вам за "Щелкунчика и Крысиного короля" от всех, кто уже устал каждый год в новогодние каникулы ходить на балет) Это прекрасны подарок для детей и взрослых.

Скажите, какой из снятых Вами фильмов, Ваш самый любимый? И почему?

Брат

Как относитесь к творчеству своего брата Никиты? Не считаете ли его творчество откровенной "заказухой" пропагандистского толка? Как вы можете оценить холуйское отношение Никиты Сергеевича к власти?

Что думаете о знаменитой эпиграмме Гафта?