В Милане, в галерее АRTRA открылась выставка «Очень простые действия без определенной цели», куратором которой был Виктор Мизиано. «Я отношусь к этой выставке очень трепетно. Я много и тщательно над ней работал. И мне кажется, что все получилось: выставка легкая, ироничная, эффектная и созданная в такой музыкальной атмосфере. Она открылась не в каком-то грандиозном музее, не в Центре Помпиду и не в МоМА, а в частной галерее. Эта галерея — с изумительным пространством и с безумно симпатичными владельцами — существует больше 20 лет, и могу сказать, что это одна из самых интеллигентных галерей в Милане», — рассказал нам Виктор.

Экспозиция выставки перекликается с большим проектом «Прогрессивная ностальгия», который Мизиано реализовал в 2007 году. Тогда Виктор провел в четырех европейских выставочных центрах — в Финляндии, Греции, Эстонии и Италии — выставку работ художников из республик бывшего СССР. Мизиано считает, что в творческих процессах на постсоветском пространстве гораздо больше общего, чем еще 15 лет назад, что, даже оттолкнувшись друг от друга, люди с одинаковым историческим опытом остаются в чем-то друг на друга похожими.

Выставкой «Очень простые действия без определенной цели» организаторы, используя материалы постсоветского искусства, хотели подчеркнуть актуальность концептуального искусства 70-х годов. По мнению Мизиано, искусство последних двадцати лет пошло по пути провокационности, эскалации внешних эффектов и зачастую грешит «пустоватыми творческими решениями», а это тупиковый путь для развития. Более того, по наблюдениям Виктора, сегодня художники, и особенно молодые, с большим интересом и ностальгией смотрят на художественный опыт 70-х годов, когда искусство было «нонконформистским, суровым, аскетичным, очень пунктуальным и внешне неэффектным».

«На выставке представлены художники концептуальной ориентации, проблематизирующие сам творческий акт, взыскующие к сокровенной сути творческого действия и действия вообще. И вся выставка целиком будет посвящена осмыслению этой проблемы. Когда художники сводят свое искусство к конкретному жесту, но при этом сам жест нарочито абсурдный и бессмысленный. То есть к деянию, которое лишено прагматической цели, к деянию, которое совершается во имя самого себя» — так объясняет Виктор концепцию выставки.

Куратор отобрал работы как уже известных мастеров: чеха Иржи Кованды, родоначальника концептуализма в Армении Гамлета Овсепяна, известных русских художников Юрия Лейдермана и Юрия Альберта, так и совсем молодых художников.

«Мне было очень важно показать, как развивается это направление в искусстве, — говорит Виктор Мизиано. — Так, я представил и старые, и новые работы Никиты Алексеева и Иржи Кованды. Например, Кованда в 1976 году ходил по Праге и ногтями выцарапывал разные рисунки на стене: сердечко там, признание в любви. А через 30 с лишним лет вернулся на то же самое место, сел на стул и стал полировать себе ногти. То же и с Никитой Алексеевым. В 1976 году он делал предельно простую акцию — семь раз ударил палкой по воде. А сейчас он 333 раза ударил удочкой по реке Яузе. На такой коллизии и построена выставка. Это работы, в которых нет ничего внешне эффектного, которые основываются на том, что сам художник что-то лично делает. И прагматический смысл этого действия непонятен. Но на самом деле за всем этим есть очень большая поэзия и глубокое размышление: что же лежит в основе человеческого деяния вообще».

Выставка «Очень простые действия без определенной цели» будет открыта до 24 мая.