Ночь с Ольгой Свибловой в ее Музее
С двух сторон по Остоженке — от метро «Кропоткинская» и от «Парка Культуры» — шли люди с цветами и разными пакетами-коробками. Оба потока сливались в свежеотремонтированном здании Московского дома фотографии, который теперь называется Мультимедиа Арт Музей (ММАМ). Внутри здание — копия музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Семь этажей, наверх можно подняться на огромном лифте, а затем по спиральной лестнице спускаться вниз. Экспозиции располагаются и в залах, и на стенах вдоль лестницы. Рассказ о выставках, которые проходят в ММАМ, Ольга Свиблова включила в экскурсию для участников проекта «Сноб» в рамках программы Premium.
Торжественно открывать музей приехали французские кураторы, были дипломаты и чиновники Министерства культуры. В конце официальной церемонии Свибловой вручили символический ключ от музея.
Потом на открытой террасе на крыше играл саксофонист Игорь Бутман, в теплое время года здесь тоже планируется проводить мероприятия. Несмотря на восторженные слова в свой адрес и поздравления с «прекрасным ремонтом», Ольга Свиблова продолжала ругать «бестолковых рабочих». Наклонившись к плинтусу, она вдруг восклицала: «Видите, трещины!» — и показывала на то, что на расстоянии вытянутой руки можно было принять за паутинку. Мне так вообще все показалось просто идеальным: поручни, плинтусы, краны, розетки, выключатели — все прибито и прикручено с миллиметровой точностью и какой-то маниакальной педантичностью.
Вся эта красота отняла у Свибловой «девять месяцев жизни — девять бессонных месяцев в борьбе за здравый смысл», как говорит она сама. Боролась не зря — это признали все гости, среди которых было много участников проекта «Сноб»: Пьер Броше, Любовь Шакс, Александр Вайнштейн, Ричард Уоллис, Кристиан Брокштедт и многие-многие другие. Все радовались тому, что «наконец-то свершилось», и дарили Ольге Свибловой подарки. Директор фотохолдинга «ПроЛаб-Центр» Николай Канавин принес старый фотоаппарат на ножках, «чтобы Ольга не забывала, что все началось с фотографии».
Владелица галереи современного искусства Baibakov art projeсts Мария Байбакова, осмотрев музей, с энтузиазмом сказала, что увидела здание, которое «способно создать революцию в современном мире России».
А Игорь Бутман начал свои поздравления с хрестоматийных слов Чебурашки: «Мы строили-строили и наконец построили!»
В конце вечера на первом этаже состоялся перформанс, главной темой которого было рождение музыки. Сотрудники нового музея под предводительством знаменитого французского художника Бена Вотье разбивали скрипку, шуршали фантиками от конфет, показывали, как звучит разворачивающаяся газета, которую для начала туго свернули, слушали звук льющейся воды, забивали в клавиши пианино гвозди (пианино, кстати, было музыкальной фабрики «Лира» — то самое советское «дерево». Так вот, когда в него вбивали гвозди, оно издавало звуки крайне редко, и это безмолвное животное было самым диким в этом художественном акте). В какой-то момент я буквально на 10 секунд оказалась рядом с Ольгой Свибловой и тут же задала ей вопрос: «Вы счастливы? Довольны?» Ольга серьезно посмотрела на меня и сказала: «У меня одна выставка называется “Поживем-увидим”» — улыбнулась и растворилась в толпе.