Бартенев надул «Пузыри надежды» в Эрмитаже

Андрей Бартенев показал первый за всю историю Эрмитажа перформанс, чем явно удивил петербургскую публику

Фото: Илья Сураев
Фото: Илья Сураев
+T -
Поделиться:

В Москве на перформансы Бартенева сбегаются толпы разодетых в пестрые наряды подростков. А в Николаевский зал Эрмитажа людей пришло немного — человек 200, и совсем других. Много бабушек и тетенек в беретах и с брошами, девушек в очках, в темных юбках по колено и сереньких кофточках. Зрители оказались терпеливыми — присели на краешек скамеек и тихо ждут вот уже около часа.

А в это время в «гримерной», то есть в следующем «концертном» зале анфилады, все совсем не так. Я захожу туда и от неожиданности останавливаюсь в дверях. Молодые люди с измазанными гримом лицами, в невероятных костюмах, сшитых из огромных оранжевых, салатовых и синих шаров, катаются по полу среди разбросанных воздушных шариков, дурачатся и пихают друг друга надувными животами. А над всем этим тяжелые золоченые люстры и строго взирающие на потасовку из-под потолка статуи муз в римских облачениях. Ощущение, будто родители уехали на выходные, а дети устроили себе праздник и перевернули все вверх дном. Музейный смотритель, как старый дворецкий, тихо, но неодобрительно смотрит на этот бардак.

Наконец объявляют начало и раздают зрителям программы — текст безумный, в стиле Бартенева: «Скульптурные элементы представляются обособленно друг от друга, но зритель ковшом своего сознания собирает увиденное и составляет скульптурные композиции...» Бабушки сдвигают очки на нос, читают, растерянно хмурятся или поднимают брови.

И вдруг на полную врубается музыка, в зал влетают девочки, разбегаются по углам и насосами начинают надувать огромные воздушные шары и лопать их со звуком выстрела, от которого зрители каждый раз вздрагивают. Один за другим появляются десятки надувных монстров, они танцуют, кривляются, виляют хвостами. Все происходит стремительно, громко и очень быстро заканчивается.

Когда монстры убегают, зрители еще минут 10 сидят в тишине и недоумении.

Когда в Версальском дворце открылась выставка «короля китча» Джеффа Кунса, французские консерваторы негодовали и жаловались министру культуры Франции. Питерские бабушки на современное искусство отреагировали спокойнее. Сложно сказать, понравился ли им перформанс, но впечатление, кажется, произвел.

Перформанс Бартенева задумывался как часть большого проекта «Центр Помпиду в Эрмитаже». Выставки современного искусства тут проходили и раньше, но эта первая такого рода — с перформансами, видеоартом и спектаклями. Как объяснил Бартенев, открытие основной программы перенеслось и его перформанс, который как раз прошел по расписанию, немножко вывалился из общего контекста выставки. Теперь основная программа стартует 13 октября, а «Пузыри надежды» войдут в историю как первый перформанс в стенах Эрмитажа.

Бартенев говорит, что команда Эрмитажа большие молодцы, потому что, несмотря на все экономические трудности, они умудряются не только реставрировать какие-то залы, но и расширяют культурную программу. «Приглашать современное искусство в музей необходимо», — считает он.

Комментировать Всего 28 комментариев
О Вас. ( придурашная, как то так )
Уважаемый Руслан Муравьев

мы считаем, что этот комментарий мешает другим участникам проекта вести конструктивную дискуссию. Мы просим Вас изменить манеру ведения разговора на сайте. В противном случае мы будем вынуждены лишить Вас права участия в дискуссиях.

С уважением, проект "Сноб"

Всю ночь спать не смогу, плакать буду.
Уважаемый Руслан Муравьев

К сожалению, мы вынуждены лишить Вас права участия в дискуссиях на сайте. Дополнительные подробности о порядке и сроке действия этого запрета вы получите специальным письмом.

С уважением,

проект "Сноб"

Трудно назвать это искусством. Модное слово перфонманс может прикрыть любую бездарную затею. Думаю, что подобного рода действо принесло бы гораздо больше радости детям в детском доме. Конечно, ко всему можно относиться с иронией. Но на мой взгляд, ирония в том, что то что находится в залах Эрмитажа - это вечность, а шарики - сиюминутность.

Млада! У Бартенева есть оправдание: он хотел "как лучше"....

время идёт Бартенев остаётся

Перформансы Бартенева разных лет на фоне картин Русской истории последних 20 лет выглядят по-разному при том, что творчество в общем не меняется, а вот жизнь вокруг -- очень.

Бартенев = веселый (а иногда злой) абсурд 90-х + русский авангард в его вегетарианской треш-версии + опьянение свободой + упоение ночной жизнью. Артгалереи и музейные залы приятно обрамляют перформансы, которые выглядят теперь как хулиганские выходки сумасшедшего гения. Только вот радость и ликование куда-то пропали, осталось ощущение неловкости. 

Салават, видимо, это упоительное занятие изучать и рассуждать как менялись аспекты творчества Бартенева. А не хотите порассуждать о детдомах в России? Не интересно?

Мария, а какая связь между детскими домами и перформансами Бартенева? Можно не любить и не интересоваться современным искусством. Можно считать, что весь хужожественный мир последние несколько десятков лет кривит душой, надувает мыльные пузыри, когда называет перформанс частью актуального изобразительного искусства. Я без иронии - на самом деле вы имеете полное право считать, что после импрессионистов, например, изобразительное искусство не сделало ничего, чтобы быть вам интересным. Но мне кажется не очень справедливым такой разговор с людьми, которые считают по-другому. Ну правда, это же не выбор или-или. Можно вполне говорить и о перформансах, и о детских домах. Этот материал - о перформансе, который только что состоялся.

Эту реплику поддерживают: Салават Тимирясов

Мария, я писала Салавату, но отвечу Вам: мне показались странными термины "гений" и "русский авангард  в его вегетарианской треш-версии"-  первое к Бартеневу не применимо, второе - масло-масляное.

Умозрительно рассуждать о творчестве Бартеньева - нонсенс, он сам над собой смеется. Можно серьезно говорить о чем угодно. Но если автор не терпит серьезности, лучше поговорить о больных и бездомных детях, может инициатор переписки и обрадуется. И все.

Предлагаю коллекцию Эрмитажа поскорее распродать. Деньги отдать больным и бездомным детям. А здания Эрмитажа превратить в один большой детский дом.

Тогда все станут бесконечно счастливы!

Я заметил что некоторые посетители сайта пытаються любую дискуссию, и не важно о чем она, свернуть в сторону "бедных и обездоленных". Я конечно поддерживаю идею помощи бедным... Но не каждый разговор сводиться к этому! Ато репики о том что "А дети в это время голодают!" я встречаю в обсуждениях книг, рецептов еды, новостях науки и т д...

Давайте обсудим симпатичный перфоманс от которого старушки икают! Очень приятная работа. Добрая.

Эту реплику поддерживают: Дария Долорес

Эрмитаж - это наше все, его трогать не будем:)

А вот перфоманс с шариками как раз уместнее был бы в детском доме: лучше детишек веселить, чем старушек доводить до икоты.

Сдвигаю на нос очки вместе с бабушками.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Хотелось  бы  определить  для  начала  -   что  такое   искусство?

Если  принимать  за  таковое  квадраты  Малевича,   то   разговор  отпадает.    А  если  ставить  вопрос:   Какие    творческие   произведения      взяли  бы     вы  с   собой   на  необитаемый    остров  -  скрасить   одиночество,   то   шарики   взял  бы   лишь   Гос.   Бартенев,  так   как  он   -  самодостаточен  и  в  этом  -  его   сила.

Согласна   с  Младой   в   комментарии   выше,  что  этот   спектакль   принёс  бы  гораздо  больше    удовольствия   детям    и    необязательно   в   Эрмитаже.

Лилиана, Андрей Бартенев показывает свои перформансы в разных странах и разных ситуациях, взрослым и детям, в музеях и на улице. Перформанс давно является частью изобразительного искусства. Перформанс Бартенева  - часть огромной программы музея Помпиду в Эрмитаже. Парижский и мировой центр современного искусства в рамках года Франции в России и России во Франции показывает актуальное искусство двух стран в самых разных формах. И то, что Андрей Бартенев стал частью этой программы - в целом повод для гордости.

Дальше можно обсуждать, нужно ли было в принципе именно Эрмитажу устраивать выставку совместно с центром Помпиду. Мне кажется да - я здесь согласна с тем, что музей должен непременно пускать к себе актуальное искусство, иначе он превращается в холодильник с продуктами глубокой заморозки. Но обратное мнение, безусловно, имеет право на существование и может быть столь же аргументировано.

Эту реплику поддерживают: Елена Языкова, Салават Тимирясов, Liliana Loss

Белый и черный квадраты Малевича - это новость столетней давности....

Исскуство с тех пор ушло очень далеко. И оно расчитано на подготовленного зрителя.

На необитаемый остров лучше брать фотографию котят в корзинке - это очень мило. Правда это не исскуство...

"Белый и черный квадраты Малевича - это новость столетней давности"

Искусство  не   знает  временных  границ.

"Исскуство с тех пор ушло очень далеко".

Конечно,   современные   господа   артисты   только   сами  с  собой   соревнуются,  потому   как   конкуренции   с   Микельанджело   никто  бы   из   них   не    выдержал.

"И оно расчитано на подготовленного зрителя".

Подготовленный   зритель  это  -  тот,   кто   принимает   шарики  за   потолок   Сикстинской   капеллы?

"На необитаемый остров лучше брать фотографию котят в корзинке - это очень мило. Правда это не исскуство..."

С   последним    согласна  -  совсем  не  искусство.

Искусство не знает временных границ? Это вам кто сказал?

Искусство - это динамичный и интересный процесс. И существует только в рамках контекста. И в контексте 2010 года и мировой экономики после кризиса - голые женщины нарисованные на потолке (я про Сикстинскую капеллу) - это скучно и неинтересно. А красота - это субъективно вообще.

Эту реплику поддерживают: Дария Долорес

Наверное, учителя в школе сказали

И вообще, давайте считать единственным критерием красоты Сикстинскую капеллу, а все, что не является творениями Микеланджело и Да Винчи с их великими идеями - бездарной мазней и фуфлом,  которые рассчитаны на детей, глупцов и людей с отсутствием эстетического мировосприятия.

Дария,   весь   этот   ход   Ваших  мыслей,    умозаключения   и  предложения   в  виде : "... давайте   считать..."    является  Вашим  и  только   Вашим,  не  имеющим  ко  мне  и  минимального  отношения.   

Ни  одно   творение   человека   я  никогда  не  назвала  бы   "бездарной мазней и фуфлом,  которые рассчитаны на детей, глупцов и людей с отсутствием эстетического мировосприятия"    только   потому,   что  обязательно  найдётся    кто-то,   кому  это  придётся  по  душе.

Мы   всего  лишь  выражаем   здесь  свои  собственные   мнения   и   помнится,   что   мои  учителя   в  школе   учили  меня   выражать   их   с   уважением   к  оппоненту,  не  извращая  приводимые   им  доводы.

Лилиана, ход моих мыслей и не относится лично к Вам.

Какая-либо деятельность не может называться искусством только потому, что это кому-то по душе. Точно так же чье-то непонимание и неприятие не умаляет настоящего произведения искусства.

А по поводу какие творения пережили свое время... Вроде бы еще не конец света? Откуда мы знаем, будет ли цениться тот же Микеланджело лет через 500.

Ниже,  в ответе   Филиппу   Блау,  я  изложила,  что,  с  моей  точки  зрения,   является   произведением   искусства,   а    как  бы   его  охарактеризовали   Вы?

"Творения  пережили   время",  это  значит,  что  они   пережили  то   время,  когда    были  созданы   и  конец   света   здесь  непричём.  

Что  касается   старинных  произведений  искусств,  то  они   воодушевили  уже   многие   человеческие  поколения,   и   мне  остаётся    лишь    пожелать  творениям    Гос.   Бартенева    той   же  судьбы.

Филипп,   ....ээээ....  давайте   -  по  существу...Мне  никто  не  говорил,  что   искусство   не  знает  временных   границ,   но   до  кое-каких   простых  вещей   я   дошла   сама   и  подразумевается,   что   некоторые   человеческие   творения    восхищали   людей   раньше  и   вдохновляют  сейчас  -  т.е.    они    пережили  своё  время....  И  не  заставляйте  меня  объяснять  Вам  начало   алфавита.

"Искусство - это динамичный и интересный процесс. И существует только в рамках контекста"

Простите,   а   в  каком  контексте   люди   до  сих  пор   читают  с  обожанием  того  же  Пушкина,  слушают  музыку   Чайковского  и  т.д...?

И  вообще,   про   "искусство    в  контексте"     мы   уже   проходили   в   контексте     большевитской   идеологии.    

"И в контексте 2010 года и мировой экономики после кризиса - голые женщины нарисованные на потолке (я про Сикстинскую капеллу) - это скучно и неинтересно".

Вы   в   своём  комментарии   выше   совершенно  справедливо  замечаете,   что  во  многих  дискуссиях,   как   аргумент     используются   "бедные  и  обездоленные",   но   парадоксальным   образом   используете  здесь   тот  же  самый  приём.

И    почему   на   спектакль   Гос.  Бартенева  в  Эрмитаже   не  было  такой  очереди,  как   перед  Сикстинской   капеллой?  -   наверное,   не  успели  ещё  зрителей    подготовить...

"А красота - это субъективно вообще".

Вот-вот.   Все  мы  здесь  -  про  одно  и  то  же. 

Талантливое   произведение  искусства,  это  -  нечто,  что  под  силу  кому-то,  но  не  всем.   Мы   восхищаемся   умением  создать  что-то  необыкновенное,  способное  нас  взволновать.   Талант  и  мастерство   рождают  шедевры,   а   вот    шарики и  тому  подобное   может  представить  любой...  хочу   сказать,  что  я  не   вижу  там   дара  божьего... 

Я согласен, с господином Бартневым, по поводу привлечения молодежи в музеи. Перфомансы для многих из нас, обычно - вещь в себе, и Эрмитажу они нужны, их нужно много и разных, искусство не стоит же на месте, все течет, меняется)

Эту реплику поддерживают: Ася Чачко, Мария Генкина

довольно агрессивная среда

Как-то быстро всё скатывается к наездам друг на друга незнакомых между собой людей. Позиции за и против. И это обсуждение творчества Бартенева! Самого позитивного представителя России!

Эту реплику поддерживают: Любовь Шакс, Елена Языкова, Ася Чачко