Food stamps — «талоны на питание» — государственная программа помощи малоимущим гражданам и их семьям. В Нью-Йорке эти талоны получают более 1,7 миллиона нуждающихся на среднюю сумму около 130 долларов на человека ежемесячно. Основная цель программы — дать бедным слоям населения возможность полноценно питаться, и поэтому талоны нельзя использовать на покупку сигарет и спиртного, включая пиво.

Предложение Блумберга стало частью новой агрессивной кампании городских властей, направленной на борьбу с эпидемией ожирения. Кампания включает в себя социальную рекламу, ограничения на еду, продаваемую в школах и пока безуспешные попытки ввести высокие акцизы на продажу сладких напитков.

Вредными для постоянного потребления объявлены напитки с повышенным содержанием сахара и содержащие более 10 калорий на 230 граммов. К примеру, стандартная банка колы — это 150 калорий и эквивалент 10 ложек сахара — сразу же попадает в разряд «нездоровых» вместе со многими «спортивными» и «энергетическими» напитками, а также ненатуральными подслащенными соками и холодными чаями.

Согласно данным департамента здравоохранения, более двух миллионов ньюйоркцев выпивают по меньшей мере одну банку сладкого напитка ежедневно. Причем уровень дневного потребления выше всего в бедном Бронксе. Далее идут Стейтен-Айленд, Бруклин и Квинс. Замыкает список «богатый» Манхэттен, в котором, естественно, и уровень ожирения самый низкий. Понятно, что мэр пытается хоть как-то разорвать порочную связь между бедностью и нездоровым питанием.

Ньюйоркцы по-разному отнеслись к этой инициативе мэрии. Джордж Хакер (George Hacker), старший советник по вопросам профилактики и здоровья в Центре по науке в интересах общества, считает, что более справедливо и этично было бы использование образовательных кампаний с целью отговорить получателей талонов от покупки сладких напитков.

Трейси Холлидей (Tracey Halliday), представитель Американской ассоциации производителей напитков, говорит, что это «лишь еще одна попытка правительства указать ньюйоркцам, что они должны есть и пить». Такую же позицию занимает молодая жительница Гарлема Маранджели Рейес (Marangeley Reyes), которая только что вышла из супермаркета со своей дневной нормой — поллитровкой Orange Crush. «Мэр не вправе диктовать мне, что покупать!» — сказала она и, подумав, добавила, что вообще-то бы неплохо ей пить поменьше газировки.

Один из пользователей, посмотревших на YouTube ролик со слоганом «Выпивая банку газировки каждый день, ты можешь поправиться на 10 фунтов в год», лишь вздохнул: «Эх, какая чудесная диета! Всего-то на 10 фунтов…»

Но мэр уверен, что этот запрет поможет, и люди будут тратить талоны на более полезные продукты. Я в Блумберга верю. Ведь удалось ему загнать курильщиков в подполье, убрать трансжиры с ресторанных кухонь и заставить печатать количество калорий в меню. Тем более что реклама в этот раз действительно агрессивная. Я бы даже сказал, что чрезмерно отвратительная.

Вот так выглядят плакаты из нью-йоркской подземки:

Особенно рекламщики гордятся тем, как им натуралистично удалось изобразить человеческий жир с характерными прожилками мелких кровеносных сосудов: судя по фокус-группам, реклама заставляет если не призадуматься насквозь пропитанным газировкой мозгом, то уж точно содрогнуться.

<object width="640" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/-F4t8zL6F0c?fs=1&amp;hl=ru_RU"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/-F4t8zL6F0c?fs=1&amp;hl=ru_RU" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="640" height="385"></embed></object>

Естественно, я, как и большинство людей, интересующихся здоровым питанием, знаю о вреде сладкой газировки. Но вот чего я не знаю, так это правильного ответа на вопрос: насколько государство имеет право вмешиваться в столь интимную вещь, как наш рацион, и можно ли вообще человека заставить вести здоровый образ жизни через «не хочу».