/ Москва

Игорь Гурович: А я придумал странную женщину в светящейся шляпе

+T -
Поделиться:

А я придумал фарфоровую лампу. Я всегда мечтал о дизайне, который не надо делать, а надо просто придумывать. И первый раз в жизни у меня получилось. Я даже ничего не рисовал, просто сказал, что хочу сделать светящуюся женщину, чтобы на ней шляпа светилась и она стояла вся такая странная. Юра Ткаченко, прекрасный пензенский скульптор, этот придуманный образ слепил, а специалисты фарфоровой мастерской Игоря Клименкова ее отформовали.

Мне хотелось немножко порушить жанры, потому что вокруг все очень много говорят про дизайн и все подразумевают что-то такое бессмысленно пластическое. Вообще в дизайне нет категорий, которые есть в искусстве, — доброе, злое. Только большие эстеты могут сказать: «"Феррари" — злая машина, а "ровер" добрый». Изначально в дизайнерском контексте эти качества неприменимы. А мне захотелось сделать так, чтобы они подходили.

Сегодня не только дизайн идет в сторону fine art, но и fine art очень много берет из дизайна: уже довольно трудно сказать, что есть что, в современном искусстве происходит размывание границ. Этот процесс сейчас активно обсуждается в прессе, в том числе и на этом сайте. Меня как раз больше всего интересуют «пограничные состояния» в искусстве. Раньше нас учили, что нужно соблюдать цеховые рамки. И все жили внутри этих рамок. Но где-то лет десять назад они потихоньку стали разрушаться, началась такая смешная мутация. Сейчас эти границы достаточно размыты. Ведь то, что на самом деле называется дизайном, к этой лампе не имеет никакого отношения, потому что это антисерийная вещь с заимствованным инструментарием из других областей. Тут происходят смены функций и инструментариев, поэтому и жанра у нее нет.

Лампа готовилась специально для выставки на Международном мебельном салоне в Милане (Salone Internazionale del Mobile), поэтому сделана в итальянском стиле. Дизайн — вещь не абсолютная, а контекстная. То, что хорошо в Саранске, во Флоренции может быть не очень. И наоборот. Для миланского контекста, для  избыточного итальянского дизайна лампа очень хороша: в ней много тактильности, она такая simpatica, то есть притягательная.

Но, к сожалению, мировые дизайнеры на итальянской выставке мою лампу не увидят. Русский павильон в Милане не откроется из-за кризиса бюджетов. Поэтому мы с Игорем Клименковым представили несколько ламп в Podium Concept Store на Кузнецком мосту, где их можно и просто посмотреть, и купить. Цену точно не знаю, думаю, где-то 2500 долларов.

Серийного производства лампы не получится: дорого. Фарфор очень дорогая вещь — ручная работа, а при обжиге больших изделий количество брака непредсказуемо: из трех штук две могут быть браком.

Я вообще промышленным дизайном не занимаюсь, потому что в России это делать невозможно. Что у нас в стране производят? Машину «жигули», мебель фабрики «Шатура», чайник со свистком. Можно, конечно, дизайн придумывать здесь, а производить в другом месте. Но это очень сложные логистические цепочки, потому что связаны с переводами денег, коммуникациями с другими фабриками, перевозками, растаможками. Кто-то так и делает, например Оля Солдатова: она производит свои вещи в Китае. Вадим Кибардин просто переселился в Прагу и там теперь работает: у него там мастерские, тут его достало все. Но я не готов уехать, чтобы производить стульчики.

Комментировать Всего 9 комментариев

А я вот готов! Позовите хоть в Китай, хоть в Прагу, можно даже в Урюпинск – и сделайте, блин, наконец все наши стульчики, стульчаки, унитазы и просто тазы. Мы там станем жить (разве что в Урюпинске бывать наездами) и фонтанировать хоть сантехникой, хоть чем.

Не зовут.

И Милан вот накрылся, а мы тоже туда были званы. Хотя изначально смутные сомнения нами овладевали: чтоб это государство – да нашло денег на какой-то там дизайн...

Вчера не получилось ничего написать - что-то было то ли с сайтом, то ли с компьютером, ну ладно. Пропал кусок текста и мыслей. Повторяю кратко: Милан - это обкатка прототипов и эксперимент. Почему мы так не работаем? У нас все только арт с подсветкой в двух экземплярах и за большие деньги. Это уже не промдизайн, о чем мечтал Родченко, а предмет из художестенной галереи. Неужто вы не хотите диван спроектировать, чтобы был конкуретный и по мысли и по спросу? Ведь вы известные не только в России дизайнеры. Давайте я познакомлю вас с производителем отечественной мебели и мы устроим что-то вроде проекта "национального дивана", не бумажного, а настоящего, в производстве. Ведь так все и делается, так и Милан был создан - для поддержки итальянского производителя. Если откликнитесь - давайте обдумаем этот проект.

Наташа. Простите, что не ответил сразу.

Конечно, вы правы. В делании ламп тиражом 2 штуки больше местечковости, чем дизайна. И диванов хочется. Летел сегодня AirFrance(ом). Ложки с клеймом Старка. И ложки делать хочется. Поэтому встрече был бы рад. Сядем небольшой дружной семьей: Вы, производители мебели, Cтас Жицкий, Сережа Кужавский и я. Если из этой встречи вырастет проект - буду счастлив. Спасибо за царское предложение.

Игорь, я очень быстрая, как белка. Надеюсь, не столь же бестолковая, хотя со стороны виднее... Короче, 4 мая в 19.00. я провожу так называемую barbier-party (они уже давно идут, это встречи профессионалов за бокалом вина), будут Борис Уборевич-Боровский, Евгений Полянцев и другие архитекторы, кто уже делал попытки, и удачные (!), проектировать мебель, придет владелец мебельного холдинга - с вами познакомиться, тогда и все обсудим. Рабочее название проекта "национальный диван". Вы, Стас Жицкий и Сережа Кужавский ПРОСТО НЕОБХОДИМЫ ТАМ. Жду!!!

Ужас.

Меня не будет в Москве до 10 мая. Что мне делать? Очень хочу встречаться. Будет ли еще шанс?

Жаль, я уже все организовала. Многие просто не уезжают никуда, я вот только 9 улетаю, а до этого в Москве... Игорь, это не проблема, думайте пока о том, интересно ли Вам в принципе спроектировать удобный в массовом производстве диван, который и в музее не стыдно выставить, а мы пока попробуем выработать общие векторы для этого проекта и встретимся после 17 мая, когда я вернусь... Все равно такой проект будет развиваться год, не меньше, еще есть время присоединиться. К тому же 3 июня открытие моей Недели декора в Малом Манеже, уж не пропустите! там я Вас точно познакомлю с мебельным магнатом, на которого мы пока рассчитываем... Пишите! 

Интересно очень. Спасибо.

3 июня обязательно приду.

Ой, я и не видел Ваших заманчивых предложений!

На party я и без того с удовольствием собирался, а теперь уж вообще не смогу не придти.

Мебель мы, кстати, пытались делать. И, кстати, совершенно не музейную, а вполне мебельную. Не вышло - как обычно, смежники подвели.

Однако ж энтузиазм не угасает.

Наташа, меня тоже простите, что сразу не откликнулся, только сегодня увидел комментарии, сапасибо за очень интересное предложение, мы со Стасом очень постараемся 4-го мая к Вам присоединиться.